Об эксперте: Дмитрий Грин, CEO и сооснователь карьерного ИТ-акселератора Almamat.
Адаптивность и гибкость
22 марта, на следующий день после постановления Роспотребнадзора о закрытии фитнес-клубов на карантин, московская сеть сайклинг-студий Velobeat написала у себя в Instagram, что отдает велотренажеры в аренду. Цена вопроса составляла 5 тыс. в неделю, а в соцсетях проводились онлайн-тренировки с оплатой по желанию. Модель полностью оправдала себя: за девять дней все 60 байков студии нашли новых хозяев, желающие выстроились в очередь, а выручка от аренды и тренировок помогли сохранить команду и помещения обеих студий.
Этот пример очень показателен: компании, которые смогли быстро адаптироваться к новым условиям, пережили карантин с наименьшими потерями — а кто-то даже смог извлечь из ситуации выгоду. Перестраиваться пришлось не только бизнесу: многие люди, которых эпидемия оставила без работы, начали осваивать новые профессии или предлагать востребованные в сложившейся ситуации услуги.
В любой кризис выживают те, кто может найти в нем новые возможности и подстроиться под них — так что в новой реальности на первый план выходят адаптивность и гибкость. Да, пандемия может больше никогда не повториться (по крайней мере, хочется в это верить), но свои «катастрофы» происходят в жизни каждого из нас, просто впервые это затронуло такое количество людей. Мир меняется с огромной скоростью, и кризисы, непредвиденные события, постоянная трансформация рынков — его неотделимые элементы.
Поэтому так важно уметь извлекать выгоду из любой ситуации: не пытаться противостоять обстоятельствам, а увидеть, как они могут сыграть вам на руку.
Об адаптивности часто говорят как о личностной черте, однако в реальности это качество приобретаемое, которое обычно развивается под влиянием обстоятельств, как это случилось во время пандемии. Людям пришлось приспосабливаться к собраниям в Zoom, онлайн-доставке, вебинарам, антисептикам и работе в одной комнате с маленьким ребенком. Другое дело, что не у всех получилось сделать это эффективно — поэтому карантин повлек за собой сокращения, кредиты и заболевания нервной системы. Гораздо лучше справились те, кто в течение жизни тренировал в себе эту способность.
Как прокачивать
Большинство людей с высоким уровнем адаптивности не развивали в себе это качество планомерно: просто они, случайно или намеренно, часто оказывались в ситуациях, где приходилось его использовать — так что оно окрепло естественным путем. Если такие ситуации происходят в вашей жизни редко, начните создавать их сами.
Это не значит, что нужно сразу менять профессию или переезжать в другой город: мы тренируем адаптивность как раз для того, чтобы легче было решиться на такие большие шаги. Учитесь выходить из зоны комфорта постепенно, делая непривычные для себя вещи. Начинайте с малого: вместо привычного ресторана пообедайте в другом месте; закажите блюдо, которые раньше не пробовали, измените маршрут на работу, запишитесь на тренировки по сквошу. Если вы руководите бизнесом, пробуйте новые форматы и ищите альтернативные тактики — это даст вам на случай кризиса готовый арсенал мер, из которых вы сможете выбирать наиболее оптимальные.
Что почитать по теме:
- Леонард Млодинов, «Эластичность: гибкое мышление в постоянно меняющемся мире» (Elastic: Flexible Thinking in a Constantly Changing World)
- Брэдли Стаатс, «Никогда не прекращайте учиться: сохраняйте заинтересованность, меняйте себя и процветайте»(Never Stop Learning: Stay Relevant, Reinvent Yourself, and Thrive)
- Нассим Николас Талеб, «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» (Antifragile: Things That Gain From Disorder)
- Клаус Шваб, «Четвертая промышленная революция» (The Fourth Industrial Revolution)
Тайм-менеджмент
Во время карантина работодатели осознали, что многие процессы можно вести в удаленном формате без потери качества и с существенной экономией на аренде офисных площадей. Однако дистанционка часто смущает руководителей своими трудностями с контролем рабочего времени. Многие для этого пользуются программами, отслеживающими действия сотрудников — но такой подход, мягко говоря, не слишком деликатен и вряд ли повысит лояльность команды.
Вероятный вариант в условиях массовых сокращений — увольнение тех, кто не имеет достаточной мотивации для удаленной работы или не в состоянии структурировать свой график. Как следствие, значительно вырастет ценность навыков тайм-менеджмента и самодисциплины.
Это подтверждает еще одна тенденция: один из глобальных прогнозов для посткоронавирусного рынка труда состоит в том, что место штатных сотрудников постепенно займут фрилансеры, которых компании будут приглашать для решения конкретных задач. Так, уже сейчас большая часть рабочей силы Google состоит из временных подрядчиков.
Работа по сдельной модели предъявляет более высокие требования к soft skills, чем формат с фиксированной ставкой и установленным рабочим днем: здесь нужно уметь оценивать время, которое понадобится для выполнения той или иной задачи, распределять свои ресурсы между несколькими клиентами, грамотно расставлять приоритеты, — все то, что можно отнести к тайм-менеджменту.
Как прокачивать
Методов тайм-менеджмента сегодня существует огромное количество — от принципа Парето до метода «Помидора». Чтобы их освоить, можно поискать информацию в интернете, почитать тематическую литературу или пройти обучающий курс. После этого пробуйте применять эти тактики в своей жизни — какие-то наверняка вам не подойдут, но со временем вы найдете «свои».
Что почитать по теме:
- Дэвид Аллен, «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» (Getting Things Done. The Art of Stress-Free Productivity)
- Глеб Архангельский, «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать»
- Дэн Кеннеди, «Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль» (NO B.S. Time Management for Entrepreneurs)
- Брайан Трейси, «Тайм-менеджмент» (Time Management)
- Кэрри Глисон, «Работай меньше, успевай больше» (The Personal Efficiency Program: How to Stop Feeling Overwhelmed and Win Back Control of Your Work)
- Ричард Брэнсон, «К черту все! Берись и делай» (Screw It, Let's Do It: Lessons in Life)
Коммуникативные навыки
Подрядная работа и фриланс неразрывно связаны с коммуникативными навыками. Постоянный поиск новых клиентов подразумевает расширение деловых связей и больший, чем раньше, объем общения. Если штатному айтишнику или дизайнеру позволено быть замкнутым в себе мизантропом, поскольку коммуникации во многих компаниях ведутся в системе постановки задач, то в качестве фрилансера им уже нужно уметь договариваться с разными заказчиками, презентовать себя, обсуждать ценник и задачи. Да и общение даже с одним клиентом вряд ли будет проходить через ServiceDesk — почти всегда это живые разговоры в мессенджере или по телефону.
Как прокачивать
С коммуникативными навыками работает тот же принцип, что и со всеми soft skills: постоянная тренировка, начиная с небольших шагов.
Например, звоните вместо того, чтобы писать в мессенджере. Или обновите резюме, периодически отправляйте его в ответ на интересные предложения и не отказывайтесь от собеседований, даже если не планировали менять работу прямо сейчас.
Во-первых, вы прокачаете свой навык самопрезентации и перестанете нервничать в ситуациях стрессового диалога. Во-вторых, так вы действительно можете получить интересное предложение.
Что почитать по теме:
- Дейл Карнеги, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People)
- Марк Гоулстон, «Как разговаривать с мудаками» (Talking to Crazy. How to Deal with the Irrational and Impossible People in Your Life)
- Ларри Кинг, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» (How to Talk to Anyone, Anytime, Anywhere)
- Марк Роудз, «Как разговаривать с кем угодно» (How to Talk to Absolutely Anyone. Confident Communication in Every Situation)
Lifelong learning: умение учиться
Наконец, на первый план в новом мире выйдет умение учиться. Технологии сегодня развиваются огромными темпами, а введенный ранее карантин с массовым переходом в онлайн еще больше ускорил эти процессы. Чтобы оставаться востребованным в новых условиях, нужно постоянно прокачивать свои навыки.
В условиях ограниченного из-за кризиса рынка труда меньше всего проблем будет у профессионалов, которые в курсе всех изменений в своей области и владеют актуальными технологиями.
Кроме того, сейчас все больше профессий так или иначе связаны с цифровыми компетенциями. Всеобщая удаленка выявила их дефицит, заодно доказав, что в 2020-х практически любой сотрудник должен в какой-то степени быть айтишником. За цифровыми технологиями придется следить и нетехническим специалистам, поскольку они сейчас применяются везде: от HR до музыкальной индустрии.
Как прокачивать
Сделав акцент на задаче постоянного обучения, пандемия одновременно ее и решила, хоть и частично: тотальный карантин дал мощный импульс для развития дистанционного образования, в том числе дополнительного профессионального — поэтому сменить профессию или обновить свои навыки сейчас стало намного проще. Сделайте своим правилом раз в месяц изучать что-то новое: не обязательно сразу приниматься за C#, особенно если до этого вы работали, например, преподавателем музыки. Сначала попробуйте новые техники, которые могут пригодиться вам в работе или упростить ее. Попробуйте приготовить новое блюдо, запишитесь на тренировку по теннису или поставьте себе задачу сесть на шпагат. Если вы — руководитель, пройдите курсы по мотивации подчиненных или оптимизации процессов: даже если эти знания и не пригодятся вам прямо сейчас, вы как минимум приучите мозг лучше усваивать новую информацию.
Но важно помнить, что любое обучение имеет смысл, только если оно получается для конкретной цели. Покупать курсы для галочки бессмысленно: их задачей должны быть реальные знания, которые вы будете применять в своей деятельности. Именно это и будет цениться в новом мире — знания и навыки, отраженные в вашем портфолио. В посткоронавирусной реальности больше невозможно оставаться в умирающей профессии, ждать, что все само утрясется и уходить в минус по кредитным картам: придется быть активным и уметь постоянно выходить из зоны комфорта.