Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Между парами: как наладить процесс социализации при онлайн-обучении

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels, sebra / Shutterstock
Фото: Andrea Piacquadio / Pexels, sebra / Shutterstock
Онлайн-обучение — тренд последних лет, но многие сомневаются в его эффективности, особенно в вопросах социализации. Почему она действительно важна и как эта задача решается в онлайне, рассказала Русина Лекух

Об авторе: Русина Лекух — лид реферального маркетинга в «Яндекс.Практикуме».

Для чего нужна социализация в обучении

Если говорить про онлайн-формат в целом, то часть вопросов здесь решается быстрее, но в нем не так просто создавать традиции, передавать эмоции и закреплять неформальные связи. А людям это необходимо, и ровно поэтому сейчас, во время самоизоляции, мы наблюдаем такой бум Zoom-вечеринок.

«Ищу самые красивые помидоры»: как меняется наше поведение на карантине

Что же касается процесса обучения, то в нем всегда есть ряд издержек, которые несет образовательная организация и ее студенты: например, высокая нагрузка на преподавателя, которому нужно в сжатые сроки проверить работы студентов, что, в свою очередь, приводит к тому, что студенту приходится долго ждать результатов.

Социализация часть этих издержек сокращает. В университетах сейчас очень популярен инструмент peer-to-peer проверки (взаимное оценивание, при котором слушатели сами проверяют работы друг друга, опираясь на инструкции преподавателя). Университету это удобно, потому что студенту не нужно тратить ресурс преподавателя: он может с тем же успехом проконсультироваться с однокурсником. С точки зрения студента это тоже хорошо, потому что развивает коммуникативные навыки, а чем шире круг социальных связей во время учебы, тем шире кругозор и выше вероятность удачного трудоустройства в будущем.

Кроме того, общение дает восприимчивому человеку важные навыки: развивается эмпатия, дипломатия, креативность, работа в команде — то, что принято сейчас относить к soft skills, «гибким» навыкам.

Но здесь нужно оговориться. Есть известный советский рефрен про «ну понятно, устроился по связям» (обычно произносится с осуждением, сопровождается качанием головой). Мне кажется, давно пора понять, что если человек трудоустроен благодаря своим неформальным связям — это вовсе не перечеркивает его компетенций. «Яндекс», например, растет так качественно как раз благодаря тому, что друзья приводят сюда друзей, которые, попадая в общую hr-воронку, часто с большей вероятностью получают позицию. Это происходит просто потому, что изначально они оказываются лучше погружены в специфику предстоящей работы, гарантированно имеют релевантный опыт или образование и необходимые soft skills.

Гид по soft skills: как развивать ключевые навыки будущего

Как онлайн-образование социализирует студентов

Инструменты коммуникации легко интегрировать в обучение офлайн, а как быть с онлайном? Здесь их можно применять с тем же успехом. Все зависит от того, насколько сама институция озабочена тем, чтобы спродюсировать горизонтальные связи внутри образовательного опыта, насколько ей это необходимо.

Чтобы это выяснить, можно оценить тот или иной онлайн-курс по ряду критериев:

  1. Предоставляются ли студентам платформы и инструменты для неформального общения?
  2. Встроены ли в обучение механики групповой работы?
  3. Как проходит отбор студентов, по каким параметрам они схожи и осознают ли они сами собственную схожесть?
  4. Функционирует ли сообщество выпускников и какую роль оно выполняет?
  5. Запрашивают ли у студентов обратную связь о процессе обучения, и как она обрабатывается?

Совпадение по ценностным параметрам почти всегда даст нам хорошо социализированную группу, неважно, сидят они в одной аудитории или на разных концах страны, но в одном Telegram-чате. Взять, к примеру, инициативу «Учитель для России»: молодые педагоги, распределенные по сельским и городским школам, обмениваются опытом удаленно и образуют крепкое сообщество ровно потому, что мотивация и ценностные ориентиры лежат в базе их отбора в программу.

Готова ли система школьного образования к дистанционному формату обучения Фото:Владимир Гердо / ТАСС

Зачем это нужно проектам и студентам

Важно понимать и то, для чего нужна социализация обеим сторонам учебного процесса.

Каждая образовательная организация ставит перед собой определенные цели, вот некоторые из них.

  • Проекту важно, чтобы студенты хорошо владели soft-навыками, эти компетенции входят в профиль выпускника.
  • Проекту проще координировать студенческий поток группами.
  • Проекту важна студенческая лояльность, она влияет на репутацию проекта среди целевой аудитории и на приток новых студентов.

Студент же от построенных неформальных связей получает свой профит, например:

  • Уровень погружения в профессиональную среду.
  • Поддержку на разных этапах обучения и даже после его окончания.
  • Горизонты трудоустройства.
  • Навыки командной работы и коммуникации.
  • Культуру договоренностей и делового взаимодействия.

Для каждой из целей есть свои инструменты:

К примеру, если мы учим новой профессии и хотим, чтобы студенты на выпуске успешно трудоустроились, нам важно, чтобы они умели общаться и презентовать себя. Для тренировки живого общения отлично подойдут модерируемые Zoom-конференции, для самопрезентации — тренинги в формате интервью.

Если в рамках курса предполагается деление на группы, важно подобрать удобную платформу, будь то социальная сеть, мессенджер или таск-трекер. Например, в «Яндекс.Практикуме» все студенты общаются с кураторами и преподавателями в Slack. Это позволяет с большим комфортом структурировать информацию по каналам с разной приватностью, оповещать студентов о новостях и реагировать на их вопросы.

Лояльность к образовательному курсу обычно складывается из двух параметров: качество полученных знаний и эмоциональное вовлечение. И если первый пункт касается содержания курса, то на вовлеченность напрямую влияет неформальное общение: чем больше внутри курса механик, позволяющих студентам узнать друг друга, тем выше вовлечение. В «Практикуме» за это отвечает отдельный срез команды поддержки: не преподаватели и наставники, а комьюнити-менеджеры, своего рода старосты курса.

Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать

Но здесь важен и баланс с репутацией: если полученные знания не будут соответствовать ожиданиям студента, то обилие неформального общения только снизит лояльность. Плохо подобранные, не коммуникабельные преподаватели также будут влиять на то, насколько студент доволен своим опытом.

Всем ли нужна социализация

Есть люди, которые считают, что им комфортнее учиться самостоятельно, без переписок в чате, вебинаров в неудобное время. Вероятно, они просто решают для себя какую-то частную задачу. Хорошо, когда студент понимает прагматику своего участия в неформальной жизни сообщества и может принять осознанное решение, насколько она ему необходима.

Есть также мнение, что никакие вебинары и чаты не смогут заменить живое общение. С пандемией у нас есть прекрасная возможность на собственном опыте это проверить. Я бы сказала так: учиться эффективно совершенно точно можно удаленно. А для достижения целей, связанных с доверием и лояльностью, офлайновый опыт проще. Но все зависит от качества коммуникации: можно уйти с живой встречи в дикой фрустрации, если она была непродуманной, а из хорошо модерируемого чата не хотеть выходить вовсе.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: