Об экспертах: Петр Тутаев, руководитель команды разработчиков компьютерных симуляторов Simulizator; Дара Мельник, руководитель исследовательской группы в Центре трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО.
Принятие решений при дефиците информации, противоречиях в вопросах прагматики, этики и интересов различных игроков можно и нужно тренировать. Безопаснее и эффективнее это делать в искусственном игровом пространстве — в идеале регулярно, как ходить в спортзал.
Симуляции — достаточно древняя форма обучения. Они произошли от инициаций, то есть обрядов посвящения новых участников в общество. Современные образовательные симуляторы связаны с трендом на геймификацию. Образование может быть построено как испытание, а испытание — как игра: например, линейный сотрудник банка получает в виртуальном пространстве возможность управлять всеми его активами.
Кто еще может тренироваться виртуально через действия:
- Специалисты естественнонаучных и технических областей
Им больше всего подходит формат виртуальных лабораторий вроде тех, которые предлагает датская компания Labster. Они позволяют работать с реагентами и оборудованием, имитирующими физические аналоги.
Так можно проводить эксперименты в реальной жизни — невозможные, недопустимые или опасные: влиять на орбиты планет или менять геном человека.
- Управленцы
Здесь вместо физического мира нужно работать с социальной реальностью — управлять людьми, конкурировать и кооперироваться. Задачу управленческих «лабораторий» могут выполнять образовательные симуляторы.
- Военные
Рынок программного обеспечения по симуляциям, моделированию и виртуальной реальности для военных предприятий в 2018 году оценивался в $10,25 млрд и продолжает расти.
- Медицинские работники
В России существует около ста центров симуляционной медицины для подготовки врачей, и их количество и у нас, и в мире будет расти в связи с изменением статуса пациента и высокой стоимостью врачебной ошибки.
Какие бывают симуляторы
Их можно грубо разделить на симуляции для формирования навыков — например, авиационные тренажеры для подготовки летчиков — и симуляции ситуаций.
Одна из наиболее нашумевших за последние годы — «День в жизни беженца» (A Day in the Life of a Refugee), которая использовалась в рамках Всемирного экономического форума в Давосе. Участникам нужно было представить себя беженцами и 75 часов действовать в условиях принудительного переселения, нехватки ресурсов для базовых потребностей и предельной уязвимости. Это иммерсивный опыт в реальном мире, но опыт в виртуальном пространстве может быть настолько же сильным.
Нарастающий тренд в бизнесе и университетах
Виртуальные симуляторы, обычно в комбинации с последующим «разбором полета», активно используются в топовых образовательных учреждениях по всему миру: в Уортонской бизнес-школе Пенсильванского университета и Школе менеджмента Слоуна при MIT в США, французской INSEAD и многих других. В Школе лидерства и управления имени Фрэнка Бэттэна в Университете Вирджинии есть центр по разработке виртуальных симуляторов и игр для управленцев.
Некоторые российские университеты тоже активно внедряют формат. Среди них — РАНХиГС, ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ, УрФУ. Симуляторы используются при обучении управленцев в Московской школе управления СКОЛКОВО и Высшей школе менеджмента СПбГУ.
Большинство существующих симуляторов направлены на формирование одной конкретной компетенции или иллюстрации одной идеи или принципа. Так, в использующейся в Стэнфорде игре Venture Capital Game («Игра венчурного капитала») участники делятся на предпринимателей и венчурных инвесторов. Симуляция сконцентрирована на экономическом эффекте от вложений.
В известной игре Tragedy of the Tuna («Трагедия тунца») команды участников представляют страны с рыболовными флотами, которым нужно не допустить критического сокращения популяции тунца, балансируя доход и устойчивость. Здесь разворачивается идея «трагедии общих ресурсов» — конфликта между интересами индивидов и общим благом.
Какими должны быть симуляторы для управленцев
Сейчас растет спрос на моделирование комплексных социальных систем: города, региона или университета. Так, в российском симуляторе «Universities World Rankings», моделирующем развитие вуза, за последние три года приняло участие около двух тысяч университетских управленцев.
Рост популярности подобных игр связан с несколькими факторами.
- Сложные объекты управления чаще всего представляются «черным ящиком». Даже самый вдумчивый ректор университета иногда не знает, как конкретно связаны процессы образования и исследований, как переплетаются интересы студентов и преподавателей, и почему все организовано именно таким образом.
- Высокая динамика современного мира создает необходимость в таких же динамичных, даже «остросюжетных» формах обучения.
- Обучение через действие — стандарт для большинства разработчиков современных образовательных программ.
Аналогично с запросом на коллективное обучение: в комплексных тренажерах участники обычно работают в командах с людьми на разных позициях. Командная игра позволяет сформировать общую картину объекта «с высоты».
Как устроены такие симуляторы
Они ощущаются как погружение в реальность и отражают ее противоречия. В них не может быть единственно правильного решения, потому что у любого решения есть цена и негативные последствия. Для каждого из игроков «лучшее» решение будет своим, и нужно учиться находить компромисс.
Если мы говорим о симуляторе регионального развития, то у бизнеса, НКО, власти и рядового жителя будут совсем разные интересы. При этом управленцу нужно учитывать и их, и свой личный этический кодекс. Например, может стоять задача превратить моногород в город мирового класса или стартап в глобальную технологическую компанию. Такие тренажеры ставят управленцев в ситуации, в которых невозможно действовать по привычным шаблонам, и направлены на развитие того, чем управляешь, а не просто на поддержание функционирования.
Тренду на повышение динамики противостоит контртренд на медленную и обстоятельную рефлексию. Управленческие симуляторы не должны состоять из непрерывного потока решений и действий. Значимая часть таких игр обычно отведена на обсуждение мотиваций, оснований и результатов действий. В таком случае у участников остаются не только воспоминания о драйве, но и выводы.
В будущем управленческие симуляторы могут быть улучшены снятием показаний психоэмоционального состояния — например, частоты сердечных сокращений. Важно не только качество отдельного решения, но и состояние, в котором оно принимается. Действия, предпринятые в состоянии раздражения или паники, не могут быть систематически эффективными. Тренажеры должны, в том числе, обучать работе над реакцией.
Управленческие тренажеры имеют и свои ограничения. Дизайн игры строится на основании реальных кейсов, при этом необходим не столько набор ситуаций, сколько понимание причин, стоящих за тем или иным сценарием развития событий. Не каждый менеджер может выделить в своей практике общие принципы, которые послужат материалом для обучения других. Несмотря на шторм цифровой революции, как и много лет назад, управление — это, в первую очередь, обучение от людей к людям.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.