Об эксперте: Ирина Трипапина, занимается маркетингом VR/AR технологий и работает над созданием европейского XR сообщества в Делфтском техническом университете (TU Delft) в Нидерландах.
Когда большинство компаний оказались вынуждены приспособиться к удаленной работе, спрос на облачные инструменты взлетел до небес. Например, количество пользователей Zoom выросло в 20 раз (с 10 млн в декабре до 200 млн ежедневных пользователей в марте). Видеозвонки стали основной альтернативой живым встречам, однако многие компании отметили недостатки привычного видеоформата: одни сотрудники не включают камеру, других отвлекают бегающие вокруг дети, а третьи поглощены лентой новостей или проверкой почты во время звонка.
Компании, использующие VR, утверждают, что работа в виртуальной реальности максимально приближена к живым встречам по уровню вовлеченности и ощущению присутствия. Отвлекаться на посторонние задачи, сохраняя VR-шлем на голове, крайне затруднительно, а виртуальная 3D-переговорка позволяет оказаться в пространстве, независимом от происходящего в вашей квартире. Каждый участник представлен в виде аватара с возможностью передвижения, взаимодействия с предметами и другими аватарами: как в компьютерной игре, только управлять можно «изнутри», используя свое тело.
Сейчас на рынке более 35 платформ, которые позволяют работать с командой в виртуальной реальности, и каждая решает свой тип задач: переговоры, взаимодействие с 3D объектами, отчеты и презентации, воркшопы, конференции, нетворкинг, тимбилдинги. Появляется все больше компаний, которые не просто экспериментируют с VR, но используют эти платформы на ежедневной основе.
Внутрикомандная работа в VR: опыт HP
Джоанна Поппер, Руководитель глобального направления Виртуальной реальности в HP:
«В моей команде мы используем инструменты коллаборации в VR для двух целей: для работы внутри команды и для укрепления связи между сотрудниками. Рабочие встречи в основном проходят через платформы Altspace, Glu, Engage и мало чем отличаются от живых собраний: команда из 15—20 человек собирается в виртуальной переговорке, спикер выходит к экрану с презентацией, а остальные занимают места за виртуальным столом.
Второй формат — более неформальный, некая виртуальная альтернатива встречи у кулера, совместного похода на обед или за кофе. В ситуации, когда все далеко друг от друга, VR отлично помогает ощутить присутствие в одной локации. Такие встречи мы проводим на платформах, которые нацелены на социальный VR: Rec Room, VRChat, Bigscreen, AltspaceVR, Mozilla Hubs. Мы с командой уже играли в пейнтбол, боулинг, вышибалы, баскетбол, ходили в виртуальный бар и недавно устроили увольняющемуся коллеге прощальную вечеринку: всей командой отправились на его родину в Торонто.
Еще до карантина я проводила много рабочих активностей в VR: давала интервью, модерировала премию VR Awards и читала лекции. Например, во время лекции для канадского колледжа Летбридж все слушатели были в VR очках, а я выступала перед их аватарами. В отличие от Zoom в VR спикер чувствует большую связь с аудиторией: понятно, слушают ли тебя или выполняют какие то другие задачи. В некотором смысле у VR даже есть преимущества перед реальными выступлениями: если ты хочешь обратиться к человеку в зале, но не знаешь его имени, ты просто кликаешь на него, и наверху появляется бабл с его именем».
Опыт HTC
Эми Пек, Руководитель направления корпоративного контента, HTC Vive:
«Стандартный формат видеоконференции хорошо работает для быстрых обсуждений, но когда необходимо погрузиться в тему, визуализировать идеи, обсудить дизайн — тогда я выбираю VR. Помимо полноценного эффекта присутствия, я очень ценю возможность переносить любой 2D и 3D контент в виртуальный мир, взаимодействовать с ним.
Мы в команде давно используем собственную платформу Vive SYNC для еженедельных встреч. Сейчас, с введением самоизоляции, встречи в VR стали еще чаще: часть команды находится в Штатах, а часть — в Европе, так что виртуальные собрания отлично помогают. Как правило, сторонние платформы мы используем для встреч с друзьями или коллегами из индустрии, но внутренние встречи проводим на собственной Vive SYNC, из соображений безопасности. Например, недавно мы обсуждали сделку с клиентом в VR-переговорке: сидели за столом и слушали докладчика, который презентовал слайды и видео».
Опыт Schlumberger
Сергей Дороничев, Руководитель направления Виртуальной и Дополненной реальности в Schlumberger:
«В последнии годы Schlumberger довольно активно использует VR-технологии для обучения персонала и тренингов на производстве. Однако в эти дни вопрос удаленной работы стал ребром — причем не только для производства, но и для офисных сотрудников. Поэтому мы начали тестировать разные платформы для проведения встреч в виртуальной реальности. Например, команда нашего инновационного центра в Кремниевой Долине начала использовать VR для ежедневных отчетов разработчиков, где члены команды могут презентовать решения руководству. Обычно на этих совещаниях присутствует от четырех до двенадцати человек, и в целом они очень похожи на живые встречи в офисе: участники делятся контентом в виде слайдов, видео, документов, показывают демо со своих экранов, а также обмениваются идеями и активно обсуждают дальнейшие шаги.
VR-формат дополняет обычные видеовстречи своей иммерсивностью, в такой среде участники гораздо меньше отвлекаются. Будучи в VR-очках, ты не можешь проверять телефон, писать имейлы или делать что-то еще, не связанное с текущей встречей. Более того, наличие аватаров помогает участниками встречи взаимодействовать так же, как они привыкли это делать в обычных условиях. При этом в VR, в отличие от видеозвонка, параллельно могут идти несколько разговоров: можно гулять по виртуальному пространству и подходить общаться к разным людям. Например, если ты не понял какую то часть презентации и не хочешь отвлекать докладчика, можно подойти к коллеге и попросить разъяснить сложный момент, не прерывая остальных».
Использование формата VR-встреч в российских компаниях: опыт МТС
В России немногие компании успели дополнить привычный Zoom более иммерсивными инструментами для регулярных встреч. Например, МТС с помощью VR обучает сотрудников проводить бизнес-презентации и выступать перед аудиторией. Все участники находятся в разных регионах, в то время как их аватары занимают места в виртуальном зале или выходят на сцену с презентацией. Получаются те же встречи в VR, только с целью отработки навыков. Например, команда МТС объединила VR и традиционный формат онлайн-тренинга с помощью решения SpeakerGuru: теоретическая часть проводилась на компьютере, на базе LMS (Learning management System), а практическая — с использованием VR-очков, которые переносили участников в VR-аудиторию.
«Эффективность такого подхода рассчитывалась не только по уровню вовлечения в материал, но и по снижению затрат на обучение. В результате пилота, проведенного для 36 человек, средняя экономия при обучении одного сотрудника оказалась 48%», — делится основатель SpeakerGuru Владимир Белопольский.
Перевод рабочих встреч и корпоративного обучения в VR действительно может снизить затраты, особенно для крупных компаний с большими расходами на командировки, аренду офисов и профессиональные тренинги.
При этом возможности VR не ограничиваются репликацией привычной офисной жизни. Представьте: обсуждаете выставочный стенд — и он мгновенно появляется в вашей переговорке. Забыли поздравить коллегу с днем рождения — его любимая группа оживает, чтобы спеть для него на виртуальной сцене.
Внедрение VR для ежедневной работы — по-прежнему непростая задача, но сегодня уже есть подробные инструкции с пошаговым описанием процесса. Российские эксперты также активно продвигают VR в массы, демонстрируя, как выглядят встречи и интервью в виртуальной реальности.
Кроме того, порог входа для компаний становится все ниже: на VR-встрече можно поучаствовать и без специального оборудования. Некоторые платформы позволяют использовать их без VR-очков. Такой формат вряд ли раскроет главное преимущество технологии — эффект присутствия, но позволит познакомиться с функциональностью платформы, внешним видом аватаров и логикой проведения встреч. На ближайшее время это, вероятно, единственная возможность собраться в одном пространстве, а не на одном Zoom-звонке.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.