Виртуальная реальность, 14 фев 2023, 13:00

Любовь, секс и роботы: какими будут отношения в метавселенной

Читать в полной версии
Фото: Midjourney
Epic Games, Microsoft и другие компании только разрабатывают свои метавселенные, а их бета-тестировщики уже сталкиваются с насилием. Разбираемся, как будут регулировать киберсекс будущего и как он повлияет на людей

День святого Валентина, он же ДСВ, он же День всех влюбленных, — идеальный пример «коммерческого праздника», покорившего мир. Его любят и широко отмечают (в 2022 году американцы планировали потратить в этот день $23,9 млрд) и в то же время критикуют за перепотребление и создание ажиотажа. Кроме того, в самый горячий предпраздничный период люди без пары могут чувствовать тревожность, ведь они будто вынуждены издалека наблюдать за чужим счастьем, приправленным открытками-валентинками и букетами. Неудивительно, что стали появляться альтернативы ДСВ, не ставящие во главу угла романтические отношения, — например, Galentine’s Day, который отмечают подруги 13 февраля, чтобы подчеркнуть не менее важную роль дружбы, или шутливый День осведомленности об одиночках, который проходит параллельно с ДСВ, но, как понятно из названия, предназначен для тех, у кого нет пары.

Редакция РБК Трендов тоже решила посмотреть на День святого Валентина по-новому, ведь он может быть посвящен не только романтической любви. Поэтому мы подготовили для наших читателей собственную «валентинку» и собрали материалы о самых разных проявлениях этого чувства. Здесь все — от любви к себе, к родным и друзьям, к природе и животным, к коллегам — до увлечения технологиями.

Каким мы представляем секс в метавселенной

В метавселенной сливаются три реальности: физическая, дополненная и виртуальная. Цифровое пространство будущего функционирует в онлайн-режиме — это не игра, которую можно выключить или поставить на паузу. Люди в ней становятся аватарами и могут делать то же, что и в жизни: ходить на работу, устраивать вечеринки, заводить отношения и в перспективе даже заниматься сексом.

Киберсекс — это подкатегория сексуальной активности без физического контакта, в которой интернет-связь используется для сексуального удовлетворения.

Вопрос о возможности киберсекса в новой реальности появился еще до первых метавселенных — прежде всего в культуре. Разбираем несколько примеров.

В литературе

Термин «метавселенная» придумал писатель-фантаст Нил Стивенсон: в 1992 году он выпустил роман «Лавина», который стал источником вдохновения для жанра киберпанк. По сюжету на Земле XXI века переплетаются две реальности: физическая и трехмерная виртуальная — это и есть Метавселенная. Например, наркотики, которые опасны для человечества в виртуальном мире, грозят гибелью и в реальном. Их производит монополист кабельного ТВ. Главный герой — разносчик пиццы в физической действительности, хакер и воин в Метавселенной — будет пытаться спасти оба мира от заговора корпораций. В романе Стивенсон показывает одну из девиаций, которые могут распространиться в метавселенной из-за анонимности — интимные отношения с несовершеннолетними: 15-летняя И. В. занимается сексом с Вороном — взрослым мужчиной и одним из главных антагонистов.

За что «Лавину» Стивенсона любит сооснователь Google Сергей Брин — в статье РБК Трендов

Еще один прообраз метавселенной появился в романе Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» (2011). Герои книги погружаются в ОАЗИС (Онтологический Антропоцентрический Зрительно-Иммерсивный Симулятор) — онлайн-пространство, которое работает по принципам зрительно-иммерсивного симулятора. Им противостоит конгломерат из реального мира, крупнейший интернет-провайдер Innovative Online Industries. В одном из эпизодов главный герой Уэйд после расставания с девушкой покупает ÜberBetty — тактильную секс-куклу, точно повторяющую анатомию человека, но быстро понимает, что виртуальный секс не поможет справиться с горем.

В кинематографе

«Странные дни» (1995), Кэтрин Бигелоу. Технология, которую используют персонажи фильма, похожа на VR, только погружение происходит не с помощью очков: герои фиксируют воспоминания на дисках с помощью датчиков, которые крепятся на голову. При проигрывании записи человек видит и чувствует то же, что и автор видео. Несмотря на то, что это только фантазия о новой реальности, в ней уже есть виртуальный секс: главный герой, Ленни Неро (Рэйф Файнс), тоскует по бывшей девушке и с помощью технологии погружения пересматривает их совместные видео, в том числе те, где они занимаются сексом.

Трейлер фильма «Странные дни»

Еще до появления VR-технологий Кэтрин Бигелоу заметила обратную сторону медали и возможные девиации: в «Странных днях» такие же шлемы с датчиками использует преступник, чтобы записывать жестокие убийства и изнасилования.

Виртуальные застенки: может ли VR применяться как орудие пыток
Индустрия 4.0 

«Корпорация «Святые моторы» (2012), Леос Каракс. Главный герой в исполнении Дени Лавана примеряет на себя разные маски — то он пожилой банкир, то городской сумасшедший, то наемный убийца. В одном из эпизодов персонаж надевает на себя черный латексный костюм с множеством датчиков и участвует в съемках видео, из которого впоследствии сделают анимационную секс-сцену с участием монстров.

Кадр из фильма «Корпорация «Святые моторы» (Фото: Русский репортаж)

«Бросок гадюки» (2019), сериал «Черное зеркало». Главному герою Дэнни исполняется 38 лет. Его лучший друг Карл дарит ему на день рождения обновленную VR-версию любимой игры юности. В жизни Дэнни — примерный семьянин и любящий отец, но в виртуальном мире он занимается сексом с Карлом, который выбрал для игры женского персонажа. Пока герой исследует себя с помощью технологий погружения, его брак в реальности начинает рушиться. Создатели «Черного зеркала» оставляют зрителю ряд нерешенных вопросов: можно ли считать виртуальный секс изменой? VR-технологии негативно влияют на нашу идентичность или, наоборот, помогают ее раскрыть?

Кадр из эпизода сериала «Черное зеркало» «Бросок гадюки»

Подробнее о технологиях будущего в «Черном зеркале» — в статье РБК Трендов

Технические новинки для секса: от VR до имитации запахов

В нашу жизнь киберсекс начал входить в начале 1990-х годов. Активности в этой сфере появляются вместе с развитием интернета: секстинг (от англ. sex texting, переписка с обменом сообщениями, эмоджи и фотографиями сексуального характера), просмотр эротических видео, вебкам-секс, VR, AR.

Секс в виртуальной и расширенной реальности можно снимать с помощью нескольких GoPro и впоследствии превращать в 3D, привлекать к процессу создания анимации искусственный интеллект, реальных людей или их цифровых аватаров. Так работает Vex Ruby — цифровая копия вебкам-моделей, которые взаимодействуют со зрителями в режиме реального времени.

Одна из новейших технологий в области киберсекса — теледильдоника. Это секс-игрушки с bluetooth-подключением, которые позволяют заниматься сексом на расстоянии, передавая осязательные и температурные ощущения. Особой популярностью такие гаджеты пользуются у пар, которые практикуют отношения на расстоянии. По данным компании по производству теледильдоники Vibease, с начала пандемии продажи их секс-игрушек выросли на 50%. С помощью технологии можно заняться VR- и AR-сексом: игрушка будет повторять движения аватара или человека на экране.

Антон Неяскин, сооснователь интернет-бутика секс-игрушек Tizzi:

«Pornhub доказал, что сейчас можно сделать интеграцию с 90% контента: с помощью теледильдоники можно синхронизироваться с видео, эта технология стабильно работает. Но, что очень важно, теледильдоника, как и VR-сеты (комплекты оборудования виртуальной реальности: VR-очки, контроллеры, наушники и так далее. — РБК Тренды), в широком кругу пока не используется.

Возможно, метавселенные как раз сделают технологию более интегрируемой. Это дает возможности и открытость к дистанционному сексу. Я уверен, что пандемия стала акселератором для появления метавселенных. Дистанционный секс еще не является обыденностью для большинства людей, и появление метавселенных может подтолкнуть к его популяризации».

В метавселенной Марка Цукерберга Meta (с 21 марта 2022 года решением суда организация признана в России экстремистской и запрещена) виртуального секса пока нет: внутренняя политика Instagram и Facebook (которые также принадлежат Meta Platforms Inc. и запрещены в России по решению суда с 21 марта 2022 года), запрещает публикацию фото и видео, имеющих сексуальный характер или изображающих обнаженное тело. В ноябре 2021 года новый технический директор Meta Эндрю Босворт заявил, что планирует установить в метавселенной «безопасность почти на уровне Disney».

Представители Meta уверяют, что в метавселенной все будут чувствовать себя безопасно (Фото: Meta)

Михаил Дымов, операционный директор студии по разработке VR/AR проектов fizikaxr.ru:

«Можно предположить, что в метавселенной будет осуществляться моделирование партнера по всем возможным параметрам, начиная от размеров конечностей, заканчивая запахами. С развитием технологий станут доступны более глубокие сценарии взаимодействий. Может быть применено все оборудование, которое взаимодействует с телом человека.

Например, визуально-аудиальное воздействие, костюмы и жилеты для передачи прикосновений, воздействие легкими импульсами тока, перчатки с передачей объема и упругости. Вашего аватара можно будет настроить вплоть до малейших нюансов плотности кожи. Кроме того, могут быть применены устройства, влияющие на обоняние человека, — это совершенно новое направление развития технологии, сейчас таких приспособлений не больше 10 в мире.

Любое устройство, которое уже сейчас применяется в сфере секса и имеет модуль Bluetooth, можно использовать в метавселенных. Полноценные костюмы для передачи обратной связи смогут передавать прикосновение покалыванием определенных частей тела, так можно полностью имитировать физическое присутствие человека. Костюмы Tesla Suit (умные костюмы с технологией захвата движений для полного погружения в VR. — РБК Тренды) уже сейчас взаимодействуют с вашим телом — эту технологию можно применять и в метавселенных».

Как метавселенные меняют этику киберсекса

Исследования показывают, что киберсекс может вызывать зависимость и создавать трудности в построении интимных отношений в реальном мире: одни воспринимают его как измену, другие начинают испытывать трудности с самооценкой, сравнивая себя с интимными и порнографическими изображениями.

У секса в метавселенных есть и преимущество — инклюзивность. При наличии необходимого оборудования к цифровым вселенным смогут подключиться люди различных социальных групп, статусов и гендеров и вести свободную сексуальную жизнь, не беспокоясь о стереотипах, безопасности и анонимности.

В метавселенной многие люди могут почувствовать себя свободнее и раскованнее (Фото: Meta)

Антон Неяскин:

«Есть люди с ограниченными возможностями, которые испытывают трудности с перемещением, коммуникацией и так далее. Метавселенные действительно могут очень помочь в этом вопросе: есть даже SpeechKit (программы для распознавания речи. — РБК Тренды), которые могут трансформировать речь и дают возможность почувствовать себя иначе. Опыт секса в метавселенных может дать почувствовать себя иначе и снижает табуированность многих тем».

Если создателям цифровых вселенных будущего удастся привлечь пользователей с разными сексуальными интересами и создать инклюзивное пространство, у метавселенных появится большой потенциал в секспросвете. Благодаря сочетанию анонимности и интимности людям будет проще рассказывать о своих сексуальных предпочтениях, не испытывая неловкости, — и таким образом налаживать офлайн-отношения. В метавселенной пользователь сможет сделать то, на что вряд ли решился бы в реальной жизни, — например, зайти в секс-шоп и посоветоваться с консультантом или посетить занятия по сексуальному здоровью.

Фото: Decentaland

Антон Неяскин:

«Если мы говорим про гендеры и интимные предпочтения, исходя из их сексуального восприятия себя, секс в метавселенных тоже дает огромное количество свобод от социальных и законодательных ограничений. Интимная, половая жизнь — это большая часть целостного восприятия себя, поэтому я искренне считаю, что во всех этих аспектах метавселенные помогут лучше воспринимать и развивать свою интимность и сексуальность».

Но психологи считают, что полностью заменить секс в физическом мире на виртуальный невозможно: человеку необходим эмоциональный и тактильный опыт «узнавания» партнера и построения отношений.

Антон Неяскин:

«С появлением интимных девайсов пользователи не стали поголовно отказываться от секса, потому что секс — это все-таки не про прелюдию, возбуждение и оргазм. В сексе с партнером происходит огромное количество коммуникаций — это невозможно заменить».

Потенциальные риски секса в метавселенной

У пользователей возникают сомнения в защищенности их личных данных при сексуальной активности в онлайн-пространстве. Поэтому некоторые компании разрабатывают безопасные онлайн-пространства: например, иммерсивное игровое онлайн-пространство для взрослых ViRo Playspace планирует сдавать в «аренду» комнаты, к которым партнеры могут подключиться по индивидуальной ссылке. В них можно будет просто пообщаться или заняться сексом, используя теледильдонику.

Однако научно-технический ГРЧЦ (Главный радиочастотный центр, структура Роскомнадзора. — РБК Тренды) видит в таком сексе угрозу: согласно его исследованию, использование тактильных ощущений в XR (расширенной реальности) «переосмысливает опыт киберсекса» и несет угрозу секса с несовершеннолетними, а также может спровоцировать развитие девиаций.

Антон Неяскин:

«Для начала надо задать вопрос: киберкожа, ощущения от прикосновений на дистанции — это доступная нам технология? И даже если доступная, может ли она стать массовой? Потому что только после этого можно говорить о широкой проблематике. Pornhub сделал практически все возможное для того, чтобы была возможность синхронизации теледильдоники и VR-систем с их контентом, но даже в этом случае массовости в этом продукте пока что нет».

Еще одна угроза секса в метавселенных связана с сексуальными домогательствами: 1 февраля соосновательница безопасной метавселенной для детей Kabuni Ventures Нина Джейн Патель заявила о групповом изнасиловании в Meta всего через минуту после того, как она зашла на платформу.

Meta отреагировала быстро: уже 4 февраля разработчики добавили обязательную для всех функцию «личных границ». Аватары не смогут приближаться друг к другу более чем на 1,2 метра — примерно 4 шага. Такие решения ставят под вопрос возможность секса в метавселенной.

Михаил Дымов:

«Секс-индустрия всегда была одной из самых больших в мире. Метавселенные определенно будут зарабатывать на специальных местах или выделенных зонах, где можно будет заниматься сексом, — пока это не регламентируют. Если мы говорим о монетизации, обычные метавселенные, вероятно, будут разрешать или запрещать использовать определенные виды взаимодействий или тип оборудования. Например, если человек приобрел костюм, это не будет давать ему автоматическую возможность пользования им. Необходимо будет приобрести лицензию или доступ к выделенным зонам.

Что касается вопросов насилия, то скорее всего оно будет практически исключено в долгосрочной перспективе. Все это будет максимально автоматизировано, будут задействованы нейросети, и контроль будет очень жестким: как только на пользователя будет составлена жалоба или появятся подозрения о совершении им непотребных действий, будут выписывать штрафы или банить. И совершить активность подобного характера в непредназначенных для этого местах, скорее всего, будет невозможно».

Другие статьи в подборке РБК Трендов к 14 февраля

Теперь любовь к себе: как меняется восприятие Дня святого Валентина

Запрет на счастье: почему мы стыдимся радоваться в неспокойные времена

Как путешествовать по диким местам экологично: отдохни и сохрани

Хозяин или опекун: что такое концепция ответственного ухода за животными

Ликбез для дедушки: как повысить цифровую грамотность пожилых людей

Давайте жить дружно: как найти новых друзей во взрослом возрасте

Платоническая любовь современности: что такое броманс

Что такое феминизм — в пяти терминах

Пацифизм: зарождение и развитие от Древнего Китая до наших дней

Каким станет секс в будущем

Менеджер well-being: кто делает сотрудников компаний счастливее

Право на лень: как менялось отношение человека к труду

Виртуальная реальность Человек меняющийся Люди будущего Инклюзивность Как это устроено Гендер Цифровая трансформация Умный дом
Главное