Об авторе: Ринат Низамов, руководитель по контенту социальной сети «Пульс».
Насколько популярен вертикальный видеоконтент и почему
Популярность контента, который создают сами пользователи (UGC), устойчиво растет уже несколько десятилетий, причем самый востребованный формат — вертикальные короткие видео. Мы держим смартфон в руках вертикально — одной рукой, а большим пальцем листаем ленту: так удобнее и быстрее. Социальные сети (TikTok, YouTube, VK) подстроились под этот способ потребления. Контент в них тоже листается сверху вниз, а видео, снятое вертикально, занимает почти весь экран — телефон не нужно переворачивать.
Вследствие этой «эволюции» платформы с вертикальным контентом демонстрируют рост числа зрителей. Более шести часов в интернете в день — норма для российской молодежной аудитории сегодня, а средний показатель для всех возрастных групп — уже более четырех часов в день. Даже группа «65+» превысила двухчасовой рубеж. При этом на просмотр видео в среднем тратится порядка 80 минут в день. А большая часть этого видео публикуется в соцсетях (71%).
Что такое соцсеть для инвесторов
Отечественные большие игроки активно налаживают продажи с помощью форматов «рилс» и «сторис». Продающие ролики используются такими компаниями, как VK и Wildberries, что стирает границу между традиционной социальной сетью и маркетплейсом.
Тренд развития социальной коммерции на российском рынке обусловлен не только мировым экономическим контекстом, но и внутренней потребностью. Бренды стремятся повышать доверие к себе. Авторы хотят развивать личную узнаваемость и монетизировать этот ресурс, а пользователи позитивно реагируют на упрощение опыта инвестирования. Однако тематические социальные сети — во многом новинка для российской аудитории.
Из этого и родилась идея «Роликов» — первой в России платформы коротких вертикальных видео об инвестициях, где эксперты-блогеры и эмитенты продвигают свои бренды, а инвесторы учатся, находят полезные идеи и покупают активы сразу из видео. Платформа запущена в августе 2025 года и интегрирована в приложение «Т-Инвестиции» и социальную сеть для инвесторов «Пульс», которая объединяет 6 млн пользователей и 50 тыс. авторов контента.
Лента «Роликов» содержит инвестиционные идеи, события компаний, легкое обучение инвестициям, аналитику от экспертов, а также образовательные материалы. Создатели «Роликов» на примере собственных сделок рассказывают про рынок ценных бумаг, о его плюсах и минусах, про различные инструменты — акции, облигации, фонды, валюты, способы долгосрочных сбережений, пенсионные программы и многое другое. И мы видим, что рассказ блогера о личном опыте инвестирования имеет гораздо больший потенциал доверия, чем традиционные медиаформаты.
Инвестиционным блогерам платформа предоставляет полный цикл работы с контентом: от размещения видео до анализа просмотров, вовлеченности и целевых действий для роста эффективности. Публиковать контент можно прямо из профиля автора на платформе. Кроме того, есть возможность прикреплять тикеры, чтобы зрители покупали активы, о которых идет речь.
Кто и как пользуется приложением
Фактически на момент запуска проекта ядро заинтересованной аудитории уже было создано. Большая часть — это реальные инвесторы, которые проводят много времени в приложении. Механизмы ранжирования поднимают в ленте новичков экспертный контент: то есть приоритет у авторов с устойчиво высокой доходностью от инвестиций и большой аудиторией в «Пульсе». Из каждого ролика можно перейти в профиль автора и увидеть его доходность, число сделок, размер портфеля и опыт торговли, чтобы оценить его экспертность.
Лента настраивается алгоритмами персонализации, которые учитывают портфель и торговое поведение человека в «Т-Инвестициях» и его действия с контентом: просмотры, лайки и дизлайки, переходы, а также действия похожих на него людей. Благодаря этому человек получает релевантный для себя и своей стратегии контент, а авторы — выход на целевую аудиторию. Один из показателей того, что контент нравится аудитории — время, проведенное за просмотром коротких видео: в «Роликах» оно составляет 4 минуты, это в среднем на 30% дольше, чем время просмотра традиционных тематических постов.
Вовлечение через микрообучение, эмпатию и интересный контент
В последние годы одним из наиболее популярных методов преподавания и обучения в интернете стало микрообучение, подразумевающее курсы с небольшими фрагментами текста, короткие видеоролики, тесты и игры. Тренд обусловлен ускоряющимся темпом жизни и необходимостью быстро адаптироваться к изменениям на рынке труда, что делает этот формат привлекательным для быстрого освоения конкретных навыков. Он предполагает подачу информации небольшими блоками, которые можно изучать в любом удобном месте.
Говоря о социальной направленности платформы «Ролики», мы видим ее полезность именно в повышении финансовой грамотности широкой аудитории. Блогеры-инвесторы способны мотивировать и на реальном личном примере «сподвигать» к первым шагам на инвестиционном рынке.
В самой концепции социальной коммерции есть изначальный вопрос. Он заключается в том, что бизнесу нужны высокие продажи, а пользователю — интересный контент. Как найти баланс и удовлетворить обе стороны, если уже назрела проблема «усталости от рекламы»? Аудитория перестает доверять нативным интеграциям.
В этом смысле «Ролики» сильно отличаются от контентных проектов, привязанных к доходам от продаж товаров. В отличие от таких кейсов, здесь монетизация автора основана на «прокачке» уровня его экспертизы и развитии личного бренда. Ставка на развитие финансовой грамотности с обеих сторон (пользователь и автор) становится драйвером роста аудитории.
Команда создателей «Пульса» дополнительно стимулирует опытных авторов именно на создание качественного вертикального контента. И если в коротком видео не помещается лекция по экономике, то мотивация продолжать обучение — вполне.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.