26 мастер-планов готовятся для атомных городов до 2030 года

Фото: Центр коммуникаций атомной отрасли
Фото: Центр коммуникаций атомной отрасли
Почему атомные города становятся точками притяжения специалистов, как в них растет качество жизни и зачем им собственные маршруты туризма — в материале «РБК Трендов»

До 2030 года «Росатом» разработает 26 мастер-планов для городов своего присутствия. В настоящее время такие документы стратегического планирования есть у Краснокаменска, Певека, Билибино, Полярных Зорей и Энергодара. В 2025 году мастер-планы появятся у четырех городов, в 2026-м — у трех, 2027-м — восьми, 2028-м — шести, 2029-м — двух, 2030-м — трех. Все атомграды также включены в перечень опорных населенных пунктов страны, определенный Стратегией пространственного развития Российской Федерации.

Мастер-планы зададут стратегические долгосрочные векторы развития на горизонте 15–20 лет в трех направлениях: промышленность, городская среда и инфраструктура. В каждом из направлений будут определены целевые показатели развития и сформированы планы мероприятий по их достижению.

В число таких мероприятий входят проекты развития городской среды и цифровых сервисов, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. Например, атомные города смогли привлечь за последние семь лет свыше 6 млрд руб. на проекты благоустройства в результате побед в конкурсах Минстроя России.

Мастер-планы учитывают специфику регионов. Так, для городов в Арктике важно создавать условия для решения геополитических и геоэкономических задач страны, так что цели и мероприятия разработаны с учетом климата, логистики и кадрового дефицита; а в городах на трассе Северного морского пути важно учитывать потребности портовой и энергетической инфраструктуры.

Фото:goarctic.ru
Экономика инноваций Как люди обустраивают города в зоне вечной мерзлоты

К важным факторам реновации городской среды относятся решения платформы «Умный город», которые внедрены в 200 муниципалитетах по всей стране. Для дополнительной поддержки реализации мероприятий социально-экономического развития атомных городов из региональных бюджетов «Росатомом» заключены 30 соглашений с регионами. Суммарно за 12 лет, с 2012 по 2024 год, в города направлено более 38,4 млрд руб. В 2025 году эта сумма составила 5,5 млрд руб. Эти средства идут на поддержание и модернизацию транспортной системы, ЖКХ, внедрение и развитие цифровых сервисов, городской инфраструктуры и другие направления.

Атомные города — не просто индустриальные точки на карте, а полноценные территории роста. Здесь создаются рабочие места, растет число специалистов, усиливаются местные бюджеты. В 2023 году ряд отраслевых социальных проектов были объединены в программу «Люди и города», нацеленную на повышение качества жизни, развитие социальной среды и экокультуры. До 2030 года в основных приоритетах — развитие медицины, образования, вовлечение жителей в развитие городов и строительство технологичной инфраструктуры.

С 2024 года «Росатом» акцентирует внимание на развитии досуга и туризма. Подпрограмма «Гостеприимные города» включает исследование туристического потенциала, обучение администраций и бизнеса, запуск туров возможностей. Первые маршруты появились в Железногорске, Трехгорном, Удомле, Полярных Зорях и Волгодонске. В 2025 году планируется еще 13 туров, до 2030 года — 31.

По проекту «Больше, чем путешествие» города смогут посетить более 3500 школьников и молодых специалистов. Параллельно запускается линейка производства сувенирной продукции, а малый бизнес получает поддержку через гранты. Все это направлено на повышение узнаваемости атомградов среди молодежи — к 2030 году показатель должен вырасти с 25 до 70%.

В рамках направления «Профессионалитет» открыто 11 колледжей, число инженерных классов в школах достигло 87. Центры в Снежинске и Лесном вошли в нацпроект «Кадры». В города привлечено около 1 тыс. специалистов-медиков, только в 2024 году для врачей было приобретено 35 квартир.

Так формируется современная модель развития атомных городов, где важны не только экономика и технологии, но и качество жизни — от благоустройства до возможностей для самореализации.

Реклама, рекламодатель: частное учреждение «Центр коммуникаций», erid: 2SDnjdybstb

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 23.10.2025
Авторы
Теги
Анастасия Михалева
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть