Об эксперте: Ольга Нечаева — начальник управления программно-целевого планирования комитета по туризму города Москвы.
Цифровизация и новые поколения туристов: как меняются путешествия в России и мире
— Как будет меняться туризм в ближайшие пять лет в России и за пределами страны? Какие главные глобальные тренды вы наблюдаете?
— Можно выделить три группы глобальных трендов. Это срез, который отражает не только ситуацию в самом туризме, но и сдвиги в отраслях, которые на него влияют.
Первая группа — социально-демографическая: тренды здесь касаются того, как будет меняться население планеты. Например, людей, живущих в одиночестве, становится больше, поэтому спрос на соло-путешествия увеличивается и этот тренд сохранится еще надолго. Роль женщин в обществе и экономике усиливается, а это влияет на повседневные решения, в том числе об отдыхе и путешествиях, — женщины чаще принимают решения, куда поехать и как будет складываться поездка. Также происходят поколенческие изменения: растет платежеспособность представителей поколения миллениалов, они могут позволить себе более дорогие развлечения. Взрослеет поколение зумеров, и они становятся новыми потребителями турпродуктов со своими предпочтениями. А через пять лет на рынок выйдет поколение альфа с совершенно новыми ценностями и привычками. Кроме того, население в целом стареет — значит, будет расти популярность оздоровительного и медицинского туризма.
Второе большое направление — инновации и технологические тренды. Люди бронируют жилье онлайн и выбирают направления для путешествий, исходя из мнения блогеров, участвуют в мероприятиях, которые сочетают офлайн с диджиталом. Цифровизация — это новая реальность, которая будет все больше проникать во все сферы жизни, в том числе в путешествия.
Третий блок трендов включает в себя все, что связано с экономикой. Сюда входят программы торгово-экономического сотрудничества между странами, которые могут влиять на количество перелетов, а значит, и на объемы туристического потока. Также к экономическим трендам относятся инвестиции государств в экономику впечатлений и мегасобытия, такие как международные выставки, фестивали, спортивные чемпионаты. Мероприятия подобных масштабов становятся «якорями»: привлекают внимание большой аудитории и имеют продолжительный эффект спроса.
— А как именно цифровизация меняет путешествия? И какие технологии влияют на туризм сильнее других?
— Почти все повседневные и социальные процессы сейчас переходят в цифровое пространство — это неизбежно касается и туризма. В онлайне можно вдохновляться фотографиями и видео путешествий на сайтах и в социальных сетях, планировать путешествие и изучать информацию о местах, которые хочется посетить, покупать билеты на поезда, самолеты и мероприятия, бронировать столики в ресторанах. А после делиться эмоциями: оставлять отзывы или описывать свои впечатления, обмениваться опытом, делиться советами и рекомендациями. Появляется больше сайтов и приложений не только для путешественников, но и для бизнеса, и сегодня цифровые сервисы превращаются в полноценные туристические экосистемы. Один из таких примеров — сервис RUSSPASS.
Однако туризм — не просто перемещение из точки А в точку Б. Это погружение в локальный контекст, получение культурного опыта. И такой опыт становится богаче с помощью технологий, особенно дополненной реальности. В Москве уже действует несколько AR-проектов: к примеру, можно навести камеру смартфона на QR-код на доме и узнать больше об истории здания или сыграть в игру с дополненной реальностью «Зима в Москве» и в необычном формате изучить фестивальные площадки города.
— Как складывается ситуация с туризмом в России, в частности в Москве? Начинают ли россияне путешествовать больше или, напротив, откладывают поездки на потом?
— Точно можно сказать, что россияне не хотят отказываться от путешествий. Напротив, интерес к отдыху только повышается. Как показал один из недавних опросов, который проводил SuperJob, туристическая путевка — самый желанный подарок на Новый год для каждого пятого россиянина.
Культура и экономика впечатлений: как развивается туризм в Москве
— Откуда чаще всего приезжают в Москву? Из каких городов и стран?
— Если говорить о путешествиях внутри России, то чаще всего в Москву приезжают жители Петербурга, Краснодарского края, Республики Татарстан и Центрального федерального округа. Столица пользуется популярностью и у жителей Поволжья: Самары и Нижнего Новгорода. Популярность Москвы для путешествий у внутренних туристов продолжает устойчиво расти: в 2023 году в Москву приехали 22 млн человек из разных городов России, а за девять месяцев 2024-го — уже 17,8 млн человек, при том что год еще не завершился, и окончательная оценка будет значительно выше. По прогнозам комитета по туризму города Москвы, к 2030 году этот показатель может составить 46 млн человек.
Что касается международного направления, то, несмотря на существующие барьеры, спрос на путешествия в Москву среди международных туристов продолжает расти. Его ядро сегодня — это гости из Китая, стран Ближнего Востока и СНГ. Еще в Москву приезжают туристы из Индии, Вьетнама и Малайзии.
— Чтобы привлекать туристов из других стран, важно ли вдохновляться опытом мировых мегаполисов? На какие города ориентируется Москва?
— Смотреть на опыт других городов важно. Если говорить о конкретных примерах, любопытно следить за Сингапуром, Пекином, Шанхаем, которые прошли через этап скачкообразного роста в развитии городской среды и инфраструктуры. Также интересно наблюдать за ростом развлекательных предложений в Дубае и других отдельных городах стран Ближнего Востока.
Москва не уступает крупнейшим мировым городам в вопросах развития инфраструктуры и комфорта городской среды, транспортной доступности. Кроме того, Москва — город многовековой истории, обладательница объектов мирового и национального культурного наследия, широкого гастрономического предложения, событийного календаря, других сервисов и услуг. Каждый день в городе проходит больше тысячи разных мероприятий. Жизнь города не имеет выраженной сезонности, в Москве есть чем заняться круглый год — это конкурентное преимущество города в сравнении со многими другими туристическими направлениями.
— А зачем приезжают в Москву? Какие виды туризма, на ваш взгляд, будут развиваться в столице активнее всего?
— Туризм — это любой опыт взаимодействия гостя с территорией. Такой опыт может быть выражен через все, что помогает узнавать историю города, изучать его наследие. Эту область охватывает культурно-познавательный туризм, который интенсивно расширяется в Москве. Кроме того, статус столицы наделяет Москву определенной ответственностью: в городе проходит много политических саммитов, форумов, конгрессов, выставок. Поэтому важную роль здесь играет и деловой туризм.
Однако в Москве развиваются не только культура и деловая повестка, но и другие более нишевые с точки зрения туризма области, к примеру сфера здравоохранения и образование. Так, еще одним перспективным направлением становится медицинский туризм. Это касается в первую очередь жителей регионов России. Кроме того, доступность и высокий уровень технологического оснащения делает московскую медицину привлекательной для стран СНГ и Китая. Медицина, в свою очередь, связана с рекреационно-оздоровительным туризмом, который тоже в приоритете: в планах Москвы — создавать соответствующую инфраструктуру.
В целом потенциал есть у всех видов туризма. Оборот индустрии в Москве за девять месяцев 2024 года составил более 1 трлн руб. — и этот показатель будет расти.
Новые возможности и инфраструктура: как государство поддерживает туризм
— Какие меры со стороны государства помогают в поддержке туристической отрасли в Москве и России в целом?
— Очень важно работать напрямую с представителями отрасли, а для туризма это более 50 отраслей. Мостуризм активно привлекает к городским проектам участников индустрии гостеприимства, помогает организаторам деловых мероприятий находить нестандартные площадки для их событий, а также проводит крупные фестивали, которые притягивают дополнительный туристический поток в город.
Помимо представителей ресторанного и отельного бизнеса, проводниками впечатлений также становятся экскурсоводы — для развития туристической отрасли важно поддерживать и их.
— А как государству взаимодействовать с бизнесом?
— Необходимо, чтобы город умел реагировать на потребности бизнеса, создавая новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества. Например, Москва реализует городские проекты в партнерстве с бизнесом. Многие столичные отели участвуют в фестивале «Московское чаепитие», рестораны и кафе подают «Московский завтрак». Кроме того, желающие могут организовать собственное мероприятие в рамках проекта «Зима в Москве» благодаря сервису бесплатного бронирования городских помещений для мероприятий в парках, экоцентрах и на фестивальных площадках. Аналогичный механизм действовал и на летнем фестивале «Лето в Москве. Все на улицу».
Подобные возможности и решения способствуют устойчивому развитию туристического бизнеса. В результате укрепляется экономика — получается, помощь бизнесу приносит долгосрочный положительный эффект.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.