Откуда берутся городские легенды и почему люди охотно их пересказывают

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
«Группы смерти», иголки со СПИДом и прочий «жуткий взрослый фольклор»: разбираемся, откуда берутся городские легенды и как понятие, и как явление

Этот материал ребята из команды Трендов обсудили в выпуске подкаста «Летучка». Послушать можно на любой удобной платформе: в плеере выше, в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и везде, где есть подкасты.

Мы сталкиваемся с городскими легендами довольно часто. В разговорах с друзьями, в общественном транспорте, в соседских чатах в WhatsApp всплывают таинственные истории, похожие на детские страшилки: о «группах смерти» в соцсетях, крысах-мутантах в метро и иголках, зараженных СПИДом, в креслах кинотеатров. Это городские легенды — современные мифы, которых с распространением интернета стало только больше.

Что такое городские легенды

Русскоязычный термин «городская легенда» — калька с английского выражения «urban legend». Его впервые предложил американский фольклорист Ричард Дорсон в своем исследовании конца 1960-х годов. Городские легенды — это фактически ложные, но правдоподобные для рассказчика истории, которые люди передают друг другу. Несмотря на то, что они выглядят сомнительно, их часто преподносят как максимально истинные свидетельства и связывают персонажей с близкими родственниками или друзьями («с братом мужа моей лучшей подруги случилось…»).

Автор книги «Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР» Александра Архипова (признана иноагентом) пишет: «Не будет большим упрощением сказать, что городская легенда — это тот же слух. Если кратко, то различие между ними состоит в том, что слух представляет собой короткое сообщение, а городская легенда — более или менее развернутый рассказ». Изначально они зарождались в устной форме, но теперь распространяются в разных медиа, включая печатные издания и онлайн-платформы.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Как правильно гуглить и не затеряться в потоке информации

Зачем нужны городские легенды

Исследователи считают, городские легенды — это способ осмыслять мир и психологически противостоять потенциальным угрозам. Любые мифы выступают в качестве доказательства уже существующих убеждений. Они помогают подтвердить мировоззрение человека и тем самым узаконить его страхи.

Например, если родители переживают, что молодежь проводит слишком много времени онлайн, они воспримут страшилку о «Синем ките» как реальную. Таким образом они смогут оправдать ограничения интернета для собственных детей. Им будет казаться, что они устанавливают запреты исключительно для их защиты. Городские легенды также попросту развлекают людей. Обмен ими — важная форма социальной активности. Передача информации другим может дать человеку ощущение его значимости, несмотря на отсутствие доказательств у истории.

Фото:Unsplash
Социальная экономика А вы случайно не конспиролог? Пройдите тест и узнайте

Городские легенды в современном мире

Благодаря интернету городские легенды переживают второе рождение. Они постоянно обновляются и адаптируются, сохраняя значимость и актуальность. Более того, формируется новая подгруппа мифов, связанных исключительно с цифровой средой. Самый яркий пример из России — уже упоминавшиеся «группы смерти» и игра «Синий кит». На Западе существует легенда о том, как два человека вступили в отношения в кибервселенной и только через несколько месяцев осознали, что в реальной жизни они дочь и отец.

Фото:Midjourney
Индустрия 4.0 Любовь, секс и роботы: какими будут отношения в метавселенной

Городские легенды и фейковые новости

Современные мифы тесно связаны с фейковыми новостями — ложными историями, которые распространяются «желтыми» СМИ ради привлечения просмотров. Они могут наносить крупный урон — как моральный, так и физический. По подсчетам экспертов, в мире ежегодные потери экономики от фальшивых сообщений оцениваются в почти $40 млрд.

С психологической точки зрения, фейковые новости влияют на людей так же, как городские легенды. Мы мотивированы верить информации, которая подтверждает наши взгляды и мнения, и хотим попытаться найти закономерности в случайностях мира. Эти предубеждения заставляют нас принимать на веру информацию, которая соответствует нашему мировоззрению, независимо от ее правдоподобности. С социологической точки зрения, и фейки, и мифы позволяют понять страхи и тревоги общества. Беспокойство влияет на появление новых историй и определяет, когда старые всплывают вновь.

Обновлено 02.11.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть