Об эксперте: Александр Кручинин, вице-президент по охране труда и экологии золотодобывающей компании «Полюс».
На работе небезопасно: кто виноват и что делать
— Как остро в России стоит проблема несоблюдения стандартов безопасности труда? И от кого в большей степени это зависит — от работодателя или сотрудника?
— Я бы сказал, что проблема несоблюдения норм безопасности стоит остро. В 2022 году в России было зафиксировано больше 20 тыс. несчастных случаев на производстве, из них более тысячи — смертельных. Причинами таких инцидентов могут быть нарушения как со стороны работников, так и со стороны работодателей. Однако в большинстве случаев ключевую роль здесь играют системные недочеты в организации труда, отсутствие культуры безопасности (КБ) в компании или неразвитость ее элементов.
Наличие или отсутствие культуры безопасности производства не всегда тождественны наличию несчастных случаев. Охрана труда — это более многогранная система в рамках бизнес-процессов организации. Низкая культура безопасности может выражаться в том, что руководство или линейный инженерно-технический персонал недостаточно контролируют, как соблюдаются правила охраны труда на производстве. Причиной также может стать недостаток финансирования предупредительных мероприятий по охране труда и отсутствие вовлеченности всех уровней управления компании в формирование культуры безопасности.
Еще одна причина инцидентов — халатность как руководителей, так и сотрудников. В рамках расследований вина работника оценивается в процентах, и она никогда не может составлять 100%. Работодатель виноват в любом случае: недосмотрел, не обучил, не обеспечил оборудованием или средствами индивидуальной защиты.
Другая причина — пробелы в законодательстве. Иногда нарушения происходят из-за «серых зон» в нормативной базе, формулировок, которые можно двояко истолковать, а также предписаний, противоречащих друг другу.
Как я уже сказал, в 2022 году в России на производстве произошло более 20 тыс. несчастных случаев из которых тысяча — с летальным исходом. Это в семь раз меньше, чем в 2000 году. При этом уровень травматизма снижается в среднем каждые пять лет. В первую очередь это говорит о том, что работодатели реализуют программы по минимизации травматизма, и это дает свой эффект.
Риски на добывающих предприятиях
— С какими факторами риска — от очевидных до неочевидных — сталкиваются сотрудники добывающих компаний?
— Из очевидных рисков на производстве — физические травмы. Сотрудники работают с тяжелой техникой, сложными механизмами, часто на большой высоте, например на карьерах и других открытых и подземных горных выработках. Это увеличивает риск получить серьезное повреждение.
Добыча полезных ископаемых часто ведется в отдаленных регионах с суровыми условиями: это Дальний Восток и Сибирь. Зимой здесь можно получить обморожение, а летом — тепловой удар. Кроме этого сотрудники часто взаимодействуют с химически опасными веществами, могут испытывать на себе длительное воздействие вибраций, что может привести к хроническим заболеваниям. За последние 10–15 лет оборудование стало более эргономичным в этом плане, произошел существенный скачок в области технического обеспечения. Хороший пример — кабина карьерных самосвалов. Какая она была 15–20 лет назад и какой стала сейчас: появились вентиляция, широкий обзор, кресла с множеством регулировок и амортизаторов.
Из неочевидных рисков я бы обратил внимание на психологические факторы. Работа в удаленных районах по вахтовому методу часто приводит к стрессу, выгоранию, депрессии. Ограниченные контакты в замкнутом пространстве, невозможность долгое время видеться с семьей усугубляют эти проблемы. Поэтому важно создавать комфортные условия для работников — это в первую очередь нормальный доступ в интернет и хорошая связь. Это места, где можно отдохнуть и отвлечься, например спортзалы, столовые, кафе, зоны с настолками и другими развлечениями. У нас в «Полюсе» много таких проектов — например, на одной из площадок есть даже кинотеатр.
Не стоит забывать и о биологических рисках. Я говорю о животных, которые обитают в регионах присутствия добывающих компаний. Регулярно на площадках появляются медведи, лисы, бродячие собаки. Бешенство никто не отменял, поэтому необходимо разъяснять работникам, что подкармливать диких животных недопустимо.
— С работниками понятно, а какие вызовы стоят перед специалистами по охране труда и промышленной безопасности в добывающей отрасли?
— В первую очередь это возрастные «качели». Специалисту нужно подготовить программы по охране труда для работников как минимум трех поколений. Это сотрудники до 20 лет, которые приходят после институтов и техникумов; работники 25–35 лет и 45–50 лет. Одним удобно изучать материалы в электронном виде и с помощью видеороликов, а другие лучше воспринимают информацию по старинке — в классе, где человек им все объяснит и задаст проверочные вопросы. Конечно, специалисты по охране труда не работают в одиночку. К ним подключаются HR- и PR-специалисты, которые разбираются в трендах и могут подобрать наиболее подходящие инструменты, с помощью которых информацию будет воспринимать проще.
Второй вызов — это изменения в законодательстве. Два раза в год — 1 марта и 1 сентября — вступают в действие новые документы, иногда они исчисляются десятками. Ты только пересмотрел всю документацию, и вот уже пришли новые поправки. Среди них есть и очень правильные изменения. Например, если объект относится к первому классу опасности, специалист должен проводить его ежегодный внутренний аудит и предоставлять эту информацию учредителям-акционерам. Это изменение вступает в силу в 2025 году после ряда аварий, когда акционеры были не в курсе того, что происходит на их предприятиях. Теперь это обязательно. Мы в «Полюсе» делаем это уже много лет самостоятельно, но для ряда компаний, думаю, это будет вызовом.
Добывающая отрасль становится все более технологически сложной. Раньше было так — приехали с бульдозером или экскаватором, покопали и все сделали. Сейчас мы повсеместно сталкиваемся с автоматизацией и роботизацией процессов. Специалист по охране труда должен постоянно обновлять свои знания, совершенствовать навыки и следить за технологическими новинками. Ему важно понимать, как инновации могут повысить безопасность труда и эффективность процессов на производстве. Информационный поток, который обрушивается на работников предприятий, колоссальный. Это тоже влияет на психоэмоциональную стабильность и повышает вероятность получить травму или ошибочно выполнить производственную операцию. Цифровой шум теперь всегда вокруг нас, на расстоянии вытянутой руки.
С технологическим развитием и глобальной цифровизацией приходят и киберугрозы, которые могут привести к авариям и катастрофам. Мы в «Полюсе» совместно с IT-отделом и блоком безопасности оцениваем и минимизируем такие риски на этапах принятия решения о реализации IT-систем.
Стоит учитывать и специфические психологические факторы в работе специалистов по охране труда. Если на производстве происходит ЧП и, не дай бог, со смертельным случаем, то специалист обязан приехать на площадку и своими глазами увидеть, что произошло. Нужно быть эмоционально готовым и к крови, и к другим неприятным сценам. Дальше специалисту нужно доложить о ситуации руководству и совместно с руководителем рассказать коллективу, что случилось, почему, и как этого избежать в будущем. Потом подключаются контролирующие органы — прокуратура, государственная инспекция труда, Следственный комитет, Ростехнадзор. Нужно иметь определенную психологическую устойчивость, чтобы выстоять в таких кризисных ситуациях. И если ты не хочешь сталкиваться с такими ситуациями, нужно приложить максимум усилий, чтобы обучить сотрудников и убедить их в том, что требования безопасности нужно соблюдать в полном объеме на всех этапах реализации проектов.
Почему гонка за показателями безопасности неэффективна
— Насколько количественные показатели безопасности важны для компании?
— Любое происшествие на производстве — это финансовые потери. Это не в полном объеме выпущенная продукция, штрафы, компенсации пострадавшим, затраты на ликвидацию и последствия аварии, восстановление производства — вопрос в масштабах происшествия. Поэтому прямые экономические выгоды для бизнеса заключаются в снижении числа несчастных случаев и аварий, в отсутствии приостановок оборудования, штрафов от Росприроднадзора. Недавно у одной компании произошло ЧП. Приходили представители надзорных органов, часть производственных объектов приостановили на 90 дней, и акции компании упали на 15%. Штрафы же могут измеряться сотнями миллиардов рублей.
Почему еще важны показатели? Бизнес, безусловно, стремится соответствовать нормам и требованиям законодательства. Улучшение показателей повышает и репутацию компании в глазах общественности, инвесторов, самих сотрудников и потенциальных работников, а это влияет на текучесть и привлечение кадров. Компании борются за ценные кадры, и если сотрудник чувствует себя безопасно на своем рабочем месте, то есть большая вероятность, что он порекомендует эту компанию знакомым соискателям.
Вопрос охраны труда и промышленной безопасности — это такая лакмусовая бумажка, которая показывает реальную эффективность предприятия. Компания может быть супердоходной, показывать огромные объемы производства, но если у нее постоянно происходят разливы химических веществ, десятки погибших, сотни пострадавших, то возникнут вопросы и от государственных надзорных органов, и от инвесторов, и от общественности. Однако, когда я изучаю годовые отчеты по устойчивому развитию компаний, как российских, так и зарубежных, порой вызывает улыбку, когда бизнес преподносит в качестве лучших практик соответствие требованиям законодательства.
Многие компании заявляют красивые цифры, подменяя ими реальное положение дел, чтобы подняться в ESG-рейтингах. Думаю, в скором времени им потребуется провести работу над ошибками. Недаром появился такой термин, как гринвошинг, но это отдельная интересная тема.
— Как гонка за показателями безопасности может навредить самой компании?
— Когда вы заигрываетесь в показатели, то получаете такую «палочную систему», когда нужно слепо достигать все лучших и лучших чисел. Я, как член совета по нефинансовой отчетности РСПП, который заверяет у крупных компаний отчеты по устойчивому развитию, вижу такую тенденцию. Например, каждый год компания ставит цель снизить уровень травматизма на производстве на 10–20%. Выглядит хорошо, но это ловушка, потому что среда так быстро не меняются. Допустим, в первом квартале ты изменил процедуру и ввел новые стандарты. Потом тебе нужно обучить сотрудников и убедиться, что они все поняли. Только к третьему кварталу ты, может, добьешься того, что сотрудники начнут полноценно применять эти знания на практике. При этом само снижение травматизма мы увидим только в конце четвертого квартала следующего года. Результаты, которые показывают компании сейчас, зависят от тех решений, которые они приняли несколько лет назад.
Да, «цель — ноль» (работа с нулевым травматизмом и ущербом окружающей среде. — «РБК Тренды») — это идеальная цель, но мы должны пройти длинный путь к ее достижению. И у нас будут привалы, на которых нужно будет приостановиться, оценить все, что мы сделали; понять, не стоит ли здесь свернуть направо или вообще вернуться назад и заново пройти конкретный участок. Не всегда нужно рваться вперед. По логике, если каждый год снижать травматизм на 10–20%, то за пять-семь лет мы все должны прийти к нулю. Но ведь так не бывает.
Рынок нормально относится к тому, что компании не каждый год показывают рост по всем показателям: и наращивают объемы производства, и увеличивают прибыль, и достигают нулевой текучести персонала. На эти результаты всегда могут повлиять внешние факторы: санкции, увеличение налогового бремени, снижение кадрового потенциала региона присутствия, новые мегапроекты под эгидой государства, климатические риски и множество других. Что делает бизнес в таком случае? Анализирует ситуацию и начинает реализовывать условный план «Б». Охрана труда и промышленная безопасность здесь не исключение — в этой области тоже может возникнуть турбулентность с рядом негативных последствий.
Двадцать лет назад один из владельцев крупного бизнеса спросил меня, что нужно сделать для того, чтобы у них в компании был нулевой травматизм, и сколько денег для этого нужно выделить. Я ответил: не в деньгах дело. Просто закройте заводы. Нет людей, нет проблем. Либо включайтесь сами и своим примером, своими действиями показывайте, что вам лично это важно.
Нужно адекватно относиться к показателям безопасности на производстве. Мы в «Полюсе» регулярно верифицируем свои программы, исходя из всех внешних и внутренних факторов и трансформационных процессов, которые постоянно происходят во время их реализации. Мы заморозили свой средний показатель культуры безопасности производства на уровне 2,6 из 5 по шкале Брэдли и стараемся его удержать. Мы анализируем практики, которые у нас есть, что-то совмещаем, от чего-то отказываемся. Как показывает опыт, стабильно удерживать показатель в рамках +/-5–10% на порядок сложнее, чем применять инструменты типа «быстрые победы».
— Какие меры и проекты, направленные на заботу о здоровье и безопасности сотрудников, действуют в «Полюсе» сейчас?
— Высшее руководство компании проводит комитеты по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности, где рассматриваются стратегические вопросы. Также у нас в компании есть золотые правила безопасности — это квинтэссенция тех рисков и проблем, с которыми сотрудник может встретиться на площадке. Их мы подсвечиваем в первую очередь. Эти золотые правила доводятся до всех сотрудников и подрядчиков без исключения, и мы требуем их безукоризненного соблюдения. В безопасность подрядчиков мы тоже инвестируем, потому что им, как и нашим сотрудникам, тоже выгодно выполнять работу без рисков для здоровья и в срок.
У нас есть отличная программа Smart Drive, которая контролирует, насколько безопасно работает водитель, не отклонился ли он от маршрута, правильно ли он эксплуатирует технику. Это хороший электронный помощник, но окончательное решение всегда принимает водитель, а его опыт и знания — ключевой фактор безаварийной езды. Сейчас в компании идет процесс апробации дашбордов по ключевым метрикам и процессам, развивается электронный документооборот там, где это позволяет законодательство. Также есть горячая линия по всем вопросам — такое окно для жалоб, сообщений и предложений для всех функций компании, куда работник может написать, позвонить анонимно или оставить контакты, чтобы получить адресный ответ.
Мы проводим много обучающих и разъясняющих мероприятий, формируем курсы по охране труда и промбезопасности. Мы хотим, чтобы знания в вопросах охраны труда не только помогали сотрудникам во время выполнения их рутинных профессиональных задач, но и были полезны им и их близким в нерабочее время.