Как клиенты АЗС делятся топливом с «ЛизаАлерт»

Фото: АЗС «Газпромнефть»
Фото: АЗС «Газпромнефть»
48 тыс. клиентов АЗС «Газпромнефть» перевели 17 млн бонусов отряду «ЛизаАлерт» на заправку транспорта и генераторов, от которых заряжаются беспилотники. Рассказываем, как топливо и технологии помогают найти пропавших

Сеть АЗС «Газпромнефть» насчитывает более 1 400 АЗС в России. В мобильном приложении сети пользователям доступны различные сервисы. Например, выпуск виртуальной карты лояльности «Нам по пути».

Задача

Помочь добровольцам «ЛизаАлерт» в поиске пропавших людей. Создать социальный сервис для клиентов сети АЗС «Газпромнефть» для заправки транспорта экипажей отряда.

Предпосылки и мотивация

Сеть АЗС «Газпромнефть» начала сотрудничать с добровольческим поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт» несколько лет назад. На заправках волонтеры размещали ориентировки с информацией о пропавших людях.

У отряда «ЛизаАлерт» большая необходимость в топливе, рассказывает куратор социальных проектов дирекции региональных продаж «Газпром нефти» Александра Кушнарева.

По ее словам, специфика работы волонтеров заключается в том, что они готовы тратить свое личное время, энергию и силы на регулярные выезды с целью поиска пропавших, но фактор серьезных затрат на топливо для многих становится критичным.

«Были случаи, когда люди не выезжали просто потому, что в некоторых регионах не хватало топлива», — говорит Кушнарева.

Зеленая экономика Энергия солнца и электронные чеки: как выглядят АЗС нового поколения

В среднем каждый месяц отряду «ЛизаАлерт» нужно 240 тыс. л топлива. Оно необходимо для оперативной заправки автомобилей волонтеров, перевозки оборудования и организации выездных штабов. От того, насколько быстро удается развернуть поисковую операцию, напрямую зависит человеческая жизнь.

Использование современных технологий резко повышает шансы на успешное завершение поисковой операции. Поэтому «ЛизаАлерт» активно применяет беспилотники. Коптеры летают над полями, водоемами, над опасными участками и фотографируют местность. Так удается сэкономить ценное время для пеших групп, которые могут вести поиски на других участках. Фотографии отсматривают и анализируют как обученные добровольцы, так и нейросети.

Фото: АЗС «Газпромнефть»
Фото: АЗС «Газпромнефть»

Для эффективной работы беспилотников и ноутбуков с нейросетями нужно электричество. Это оборудование заряжается на открытой местности в выездных штабах «ЛизаАлерт» от дизельных генераторов, которые нужно постоянно заправлять.

Григорий Сергеев, руководитель поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт»:

«Впервые мы применили беспилотники на учениях в 2012 году. Тогда мы поняли, каково это — видеть леса и поля как есть, а не как на картах. Часто бывает, что даже на спутниковых снимках изображен лес, а в реальности его уже давно вырубили под поселок. Или на карте сухая земля, а на самом деле там уже все заболочено.

Несколько лет беспилотники использовались в экспериментальном режиме. Энтузиасты на свои деньги покупали разные квадрокоптеры, гексакоптеры, октокоптеры и пытались найти для них различные варианты применения.

В 2017-м поисковый отряд стал использовать беспилотники на регулярной основе. Это были коптеры DJI Mavic первого поколения — достаточно дешевые и вполне пригодные для наших задач. Сегодня, конечно, можно сказать, что у этих коптеров недостаточное разрешение камеры, но на тот момент это было прекрасным решением. Мы начали вырабатывать технологию поиска людей, искать их через фотографии, отсматривая большие территории. Появились и первые найденные с помощью беспилотников.

На сегодняшний день у нас порядка 200 беспилотников. Один — российского производства от концерна «Калашников», и в основном — китайские стандартные дроны DJI Mavic 2 Pro. Есть еще пять DJI Matrice 300 RTK. На них есть фантастического качества тепловизор и возможность работать при любой погоде, даже в дождь и в минус 20°C. По эффективности и скорости этот дрон может заменить пять Mavic. Хотелось бы, чтобы в каждом российском регионе появился такой беспилотник.

Сейчас беспилотники — неотъемлемая часть отряда. Они незаменимы для поиска пропавших на открытых и сложных пространствах: в полях, болотах, буреломах. Вообще, коптеры — это уникальное изобретение, которое идеально подходит для поиска людей. С ними могут конкурировать разве что вертолеты, но их использование значительно дороже.

Чтобы доехать до места поисковой операции, где можно применить беспилотники, волонтерам приходится преодолеть десятки, а в некоторых случаях сотни и тысячи километров. Естественно, без возможности заправлять транспортные средства и генераторы вся эта история с коптерами либо была бы куда менее эффективной, либо вовсе не могла бы существовать».

Решение

Запуск в программе лояльности «Нам по пути» функционала перевода бонусов, чтобы пользователи могли в несколько кликов помочь отряду «ЛизаАлерт».

Реализация

Бонусы в обмен на топливо

Команда АЗС «Газпромнефть» создала механизм поддержки поисковых операций отряда «ЛизаАлерт», когда клиенты могут переводить бонусы быстро и просто.

«К технической реализации проекта мы шли достаточно долго», — отмечает Кушнарева. По ее словам, разработка функционала стартовала в 2020 году. Этим занималась ИТ-команда и владельцы продукта — Екатерина Булина и Андрей Павликов. Исходя из задачи — сделать так, чтобы клиенты могли легко помочь отряду «ЛизаАлерт», — команда продумала всю логику и юзер-кейс.

Функция перевода бонусов на благотворительные цели появилась в декабре 2020 года, и сеть запустила социальный сервис «Заправь на поиск». Он позволяет зарегистрированным пользователям программы лояльности «Нам по пути» делиться любым количеством своих бонусов с волонтерами.

Фото: АЗС «Газпромнефть»
Фото: АЗС «Газпромнефть»

Как это работает

  • Зайти в мобильное приложение сети АЗС «Газпромнефть»;
  • выбрать карту, с которой можно совершить перевод в адрес поискового отряда и перейти в раздел «Перевод бонусов»;
  • нажать на «Благотворительность. Перевод бонусов отряду «ЛизаАлерт» и ввести нужное количество бонусов;
  • подтвердить решение через проверочный смс-код.

«Мы выстраивали систему оперативной заправки волонтеров «Лизы Алерт». На тот момент численность их отряда превышала 25 тыс. человек. Понятно, что выпускать отдельные 25 тыс. карт на каждого водителя — это не вариант. Поэтому мы искали менее трудозатратные и понятные решения», — продолжает Кушнарева.

Таким решением стало распределение бонусов по региональным координаторам поискового отряда. Они ежемесячно получают определенное количество бонусов и затем передают их волонтерам.

Фото:Сергей Мальгавко / РИА Новости
Социальная экономика Выгорание и героизм: как устроено волонтерство в России

«Во многом нам помогает функция дистанционной онлайн-заправки. Это механизм, который позволяет любому волонтеру приехать на нашу АЗС, а куратор, владелец карты с бонусами, заправит его дистанционно» — говорит Александра Кушнарева.

Если раньше поисковые отряды заправляли на эти бонусы только автомобили, то сейчас топливо нужно в том числе и для того, чтобы заправлять генераторы.

Как технологии помогают спасать людей

Направление беспилотной авиации «ЛизаАлерт» работает благодаря тесному взаимодействию трех структур: пилотов коптеров, авиакоординаторов, которые отвечают за безопасность при использовании воздушного пространства, и группы просмотра и анализа (ГПА) аэрофотоснимков.

Беспилотники целесообразно использовать в том случае, когда в зону поиска пропавших попадают открытые участки (например, поля и степи), вода (озера, реки, моря, болота) и опасные участки (обрывы, места обитания диких зверей).

Коптеры также используются для массовых снимков на учениях, поиска дыма от костра днем и света от фонарика, телефона или костра ночью, а также для поиска ориентиров, например, оставленной на краю леса машины, и составления актуальной карты местности.

Для волонтеров коптеры стали идеальным инструментом, позволяющим сохранить ценный человеческий ресурс.

Фото: АЗС «Газпромнефть»
Фото: АЗС «Газпромнефть»

Так, на закрытие квадрата перепаханного или заросшего поля со сторонами 500х500 м (то есть, 25 га) группе поисковиков из трех человек потребуется 6–8 часов. Потом этой группе понадобится как минимум четыре часа отдыха.

При нормальной погоде коптер решит ту же задачу за час. Еще до двух часов уйдет на то, чтобы загрузить снимки на сервер и проанализировать их. Итог: использование беспилотника помогает отряду закрыть квадрат максимум за три часа.

Нейросети и анализ снимков

Весной 2019 года у «ЛизаАлерт» появились две нейросети, которые помогают анализировать фотографии с коптеров. В среднем за одну поисковую операцию делается около 2,5 тыс. фотографий. А в 2020-м во время поисков ребенка во Владимирской области было сделано сразу 44 тыс. снимков.

Все снимки коптер делает с так называемым перекрытием, то есть наложением кадров друг на друга. Это позволяет группе просмотра и анализа «ЛизаАлерт» рассмотреть фотографии с разных ракурсов и в деталях.

По итогам первых шести месяцев 2022 года отряд «ЛизаАлерт» принял 223 заявки на использование коптеров. Они покрыли поисковую зону площадью 138 кв. км и сделали 172,5 тыс. снимков. Беспилотная авиация помогла найти девять без вести пропавших человек.

Григорий Сергеев:

«В год мы совершаем больше тысячи вылетов и находим с помощью беспилотников десятки людей.

Например, недавно мы вели поиск на западе Московской области. За Волоколамском пропал человек, ушел из садового товарищества. Сначала работали пешие группы, собрали свидетельства, что человек точно ушел в природную среду. С семи утра началась работа беспилотника Matrice 300. Очень быстро пропавшего нашли. На снимках он не подавал признаков жизни, просто лежал, а ночь была холодная. Были очень тяжелые предчувствия, но, на нашу радость, он оказался живой. Его передали в руки скорой помощи. Без беспилотника мы бы искали его очень долго.

Еще можно вспомнить зимний поиск, на котором применялся беспилотник с тепловизором. 30 января пропала женщина, заблудилась на природе. Погода стояла холодная, было несколько снегопадов, ее следы замело. Благодаря беспилотнику с тепловизором она нас дождалась.

Мы стараемся использовать все новые технологии, до которых можем дотянуться. Это нужно для повышения эффективности поисковых операций. И опыт применения беспилотников — он, можно сказать, передовой, на мировом уровне. У наших людей есть традиция ходить за ягодами, грибами, другими дарами природы. И не каждый может вернуться самостоятельно. Поэтому мы нарабатываем опыт на огромном количестве случаев».

Зачем еще нужно топливо поисковому отряду

Еще одно важное направление — проект «ЛизаАлерт» «Ночной патруль». В холодное время года, когда температура воздуха опускается ниже минус 10°C, волонтеры на своих автомобилях патрулируют ночные улицы. Они ищут одиноких людей, которым нужна помощь, и спасают их от переохлаждения и обморожения. Этот проект тоже всегда нуждается в топливе.

Кроме того, благодаря совместной работе «ЛизаАлерт» с сетью АЗС «Газпромнефть» стало возможно проводить межрегиональные поиски — операции, требующие объединения усилий волонтеров из разных субъектов федерации. Так, к примеру, недавно волонтеры из пяти регионов объединились и нашли трехлетнего мальчика.

Результаты

«Мы создали несколько инструментов, которые позволили по-максимуму закрыть потребность поискового отряда в топливе, а значит, повысить скорость реагирования и эффективность поисковых операций. Нам удалось создать устойчивый механизм. С одной стороны, он глубоко интегрирован в бизнес-процесс, с другой — решает серьезную социальную проблему», — констатирует Кушнарева.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Доверяй и помогай: как IT решают главные проблемы благотворительности

За два года проект поддержали 48 348 клиентов сети АЗС «Газпромнефть». С декабря 2020-го через мобильное приложение сети они совершили более 72 тыс. транзакций. Поисковый отряд получил 17,4 млн бонусов (один бонус равен одному рублю). За это время волонтеры проехали 12 млн км и спасли 48,7 тыс. человек.

Планы и перспективы

Сеть АЗС «Газпромнефть» планирует и дальше развивать проекты по поддержке локального сообщества и практик повседневной благотворительности среди автомобилистов.

Так, в планах расширение сотрудничества с отрядом «ЛизаАлерт» в области безопасности и создания дружелюбной и предсказуемой среды. На АЗС «Газпромнефть» в пяти российских регионах появятся пункты, куда потерявшиеся дети и пожилые люди могут обратиться за помощью. Для клиентов также создадут специализированный сервис по вопросам безопасности детей и пожилых родственников.

Кроме того, до конца 2022 года в мобильном приложении сети АЗС расширят функционал перевода бонусов для заправки транспорта благотворительных фондов и некоммерческих организаций. Помимо «ЛизаАлерт» поделиться бонусами можно будет с благотворительным фондом «Дом с маяком». Бонусы пойдут на заправку транспорта выездных бригад паллиативной помощи детских хосписов и машин волонтеров.

Обновлено 28.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть