В Лиссабоне 3 сентября 2025 года сошел с рельсов знаменитый туристический фуникулер «Глория», соединяющий площадь Рештаурадориш и парк Жардим де Сан Педро де Алькантара. Жертвами трагедии стали 17 человек [1]. «РБК Тренды» рассказывают, что это за вид транспорта, как он работает и почему сохраняет популярность.
Содержание:
Что такое фуникулер
Фуникулер (от латинского funiculus — «веревочка») — это разновидность железной дороги с канатной тягой, предназначенная для перемещения по крутым склонам [2].
Первый известный фуникулер был построен в замке Хоэнзальцбург в Зальцбурге (Австрия) и получил название «Райсцуг». Он функционирует с начала XVI века [3]. Другой известный пример — фуникулер «Аллегейская железная дорога» (APRR), который построили в горах Пенсильвании в 1834 году для доставки грузов [4]. Первым городским фуникулером стал Лионский, который открыли в 1862 году. Он соединял улицу Терм и бульвар Круа-Русс в Лионе и проработал до 1968 года [5].
Фуникулер «Глория», трагедия с которым произошла в Португалии, функционирует с 1885 года [6].
Как работает фуникулер
Принцип работы фуникулера прост: два вагона, соединенные одним канатом, движутся синхронно — один поднимается, а другой спускается, чтобы компенсировать массу друг друга и экономить энергию. Баланс обеспечивается за счет верхней станции, через шкив которой перебрасывается канат. Шкив — это подвижный элемент в виде колеса с бороздкой, которое вращается и приводит канат в движение с помощью двигателя. Бывают фуникулеры с водяным балластом, где разница в весе между вагонами компенсируется водой. В таком случае системе не требуется внешний двигатель.
Есть два основных типа фуникулера: надземные и подземные. Второй тип напоминает метро с той разницей, что вагон движется по вертикальному тоннелю вверх и вниз. Пример такого фуникулера — «Таксим-Кабаташ» в Стамбуле. Он соединяет приморский район Кабаташ с центральной площадью города — Таксим.
Обычно фуникулеры используют на относительно коротких, но крутых дистанциях длиной максимум несколько сотен метров. При этом уклон трассы, в среднем, составляет 70% или 35°.
Как правило, у фуникулера только две станции — верхняя и нижняя, а вагоны движутся по трассе без остановки от начала и до конца пути. Они могут проектироваться под четырехрельсовую, трехрельсовую и двухрельсовую схемы движения. В последнем случае для пропуска вагонов на разъезде применяется стрелочный перевод.
Вагоны же проектируют индивидуально под каждую трассу, учитывая ее крутизну. На обычной дороге они были бы бесполезными, поскольку имеют неправильную форму [7].
Плюсы и минусы фуникулера
У этого вида транспорта есть как достоинства, так и недостатки.
Плюсы фуникулера
- Энергоэффективность — вагоны балансируют друг друга, снижая энергозатраты;
- адаптивность, что позволяет встраивать фуникулеры в разные ландшафты;
- простота конструкции, которая требует минимум инфраструктуры;
- долговечность — за счет простоты обновления элементов системы фуникулеры могут служить более сотни лет;
- комфорт и безопасность — движение организовано строго по рельсам, что снижает вероятность отклонений от маршрута и других инцидентов. Кроме того, предусмотрены системы аварийного торможения и пути эвакуации пассажиров [8].
Минусы фуникулеров
- Ограниченная гибкость и продолжительность маршрута;
- малая пропускная способность — как правило, работают только два вагона;
- высокие первоначальные затраты на строительство, особенно в условиях сложного ландшафта;
- строгие требования к мониторингу состояния каната — его обрыв или износ может привести к аварии [9].
Чем фуникулер отличается от канатной дороги
Канатная дорога — это вид транспорта, в котором для перемещения людей или грузов используются канатные системы, протянутые между опорами. На них крепятся кабины, кресла или вагонетки.
В отличие от фуникулера, в канатной дороге нет направляющего рельса, а каждая кабинка может независимо от другой захватывать и отпускать трос, менять скорость и останавливаться. Одна канатная дорога может насчитывать несколько кабинок, что позволяет перевозить десятки и даже сотни пассажиров за одну поездку [10].
Обычно канатные дороги строят там, где фуникулер нецелесообразен: например, для пересечения сложного рельефа или для перевозки пассажиров на вершину скалы. При этом уклон трассы может достигать 50° и выше, а конструкция канатной дороги без рельсов предусматривает большую гибкость при преодолении перепадов высот. Протяженность канатных дорог также гораздо выше, чем фуникулеров. Так, длина Norsjö Aerial Tramway — канатной дороги в Швеции — достигает 13,2 км [11].
В каких городах есть фуникулер
Фуникулеры обычно строят в курортных и туристических зонах, а также в городах с резким перепадом высот — например, в Питтсбурге (Monongahela Incline), европейских столицах (Будапешт, Барселона, Лиссабон). Кроме того, их можно встретить на некоторых горнолыжных курортах Европы и в альпийских регионах.
Вот несколько примеров необычных фуникулеров.
Niesenbahn в Швейцарии
Это один из самых длинных фуникулеров в мире — его длина составляет 1,2 км, а величина уклона достигает 66°. Он обеспечивает подъем на вершину горы Низен в Берне менее чем за полчаса. Двухсекционный фуникулер работает с 1910 года. Скоростные кабинки могут перевозить до 60 пассажиров одновременно. Система работает с конца апреля до середины ноября в зависимости от погодных условий [12].
«Тюнель» в Стамбуле
Это не только представитель немногочисленных подземных фуникулеров, но еще и один из старейших действующих. «Тюнель» открыли в 1875 году, а в 70-х годах XX века он пережил реконструкцию. Фуникулер соединяет приморский район Каракей с одним из центральных — Бейоглу. Он располагается в подземном наклонном тоннеле длиной 573 метра и шириной 6,6 метров, а перепад высоты между станциями достигает 61 метра. Это делает «Тюнель» одним из самых коротких фуникулеров, время в пути составляет всего 1,5 минуты [13].
Peak Tram в Гонконге
Этот фуникулер, который был запущен в 1888 году, подвозит туристов на пик Виктория. Длина маршрута составляет 1,3 км, а перепад высоты превышает 360 м. Отличительная черта фуникулера — это меняющийся уклон, который колеблется в диапазоне от 4° до 27°, поэтому при движении кажется, будто все здания «наклоняются» [14].
Lynton and Lynmouth Cliff Railway в Великобритании
Это фуникулер на водном ходу, который соединяет города-побратимы Линтон и Линмут на побережье Северного Девона. Он работает с 1890 года. Фуникулер поднимает пассажиров на высоту более 500 м и считается одним из самых экологичных, поскольку в его работе вообще не используется электричество [15].
Гельмерский фуникулер в Швейцарии
Это фуникулер в долине Хасли в швейцарском кантоне Берн, который соединяет деревню Хандегг с ледниковым озером Гельмер и считается одним из самых крутых в мире. Он поднимается на высоту 448 м со средним уклоном до 106%, что делает поездку похожей на экстремальный аттракцион [16].
Главное о фуникулере
- Фуникулер — это разновидность железной дороги, по которой перемещаются вагончики с канатной тягой. Обычно фуникулеры строят в местах с крутым рельефом.
- Первый известный фуникулер был построен в Австрии и функционирует с начала XVI века. Активное строительство таких систем началось в XIX веке.
- Фуникулер работает за счет баланса, который обеспечивают два вагона, соединенные одним канатом и движущиеся синхронно — когда один поднимается, то другой спускается.
- Важно отличать фуникулер от канатной дороги. Последний вид транспорта представляет собой канатную систему, протянутую между опорами, на которую крепятся кабины, кресла или вагонетки. Каждая кабинка движется и останавливается автономно.
- Плюсы фуникулеров в их экологичности, простоте конструкции, долговечности, адаптивности к окружающему рельефу и экономичности. Однако проектирование такой системы требует затрат, а к эксплуатации тянущего каната нужно относиться с особым вниманием.
- Обычно фуникулеры строят в туристических городах и местах, где транспортный вопрос нельзя решить иначе, например, из-за большого перепада высот.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.