Мир видеоигр меняется вместе с технологиями, интересами аудитории и подходами к разработке. Одни компании делают ставку на крупные релизы с проработанным сюжетом и графикой, другие — на простые и понятные механики, кооперативный формат и узнаваемые франшизы. Игры становятся доступнее, а запросы геймеров — разнообразнее. Вместе с Даниилом Фадеевым, руководителем категории «Потребительская электроника и гейминг» «Яндекс Маркета», рассказываем, какие тренды уже определяют развитие индустрии и что ждет игроков в ближайшем будущем.
Игры в цифрах
На протяжении последних десятилетий объем мирового рынка видеоигр постоянно растет. В 2024 году, по оценкам Newzoo, он достиг $188 млрд— на 2,1% больше, чем в 2023-м. Речь идет о совокупных затратах потребителей игр во всех сегментах: мобильном, консольном и ПК. На долю мобильных игр пришлось 49% этой суммы, консольные заняли 28%, а для компьютеров — 23%. К 2028 году прогноз к 2928 году — отметка в $257 млрд дохода.
Что касается российского рынкаъ, он, по подсчетам Strategy Partners, до 2030 года покажет ежегодный рост в 5% и достигнет ₽257 млрд.
Мировая и российская индустрия продолжают расти благодаря:
- увеличению популярности мобильных игр;
- выходу успешных новых проектов;
- привлечению инвестиций.
Также драйвером роста становятся новинки и классические релизы, задающие и попадающие в тренды. Успех игрового рынка плотно взаимосвязан с новыми технологиями, адаптацией релизов под ПК и консоли, а также с обращением к актуальным темам и сюжетам.
Новинки и классика: что хотят игроки
Как и вся индустрия развлечений, игровой кластер изменяется вместе с запросами потребителей. Тем более что аудитория видеоигр постоянно расширяется, в первую очередь благодаря все более доступным девайсам.
Если говорить о наиболее продаваемых играх 2024 года, то в Европе лидерами стали EA Sports FC 25, Call of Duty: Black Ops 6, EA Sports FC 24, Grand Theft Auto V и Hogwarts Legacy. Также в десятку вошли Helldivers 2 и Warhammer 40,000: Space Marine 2. На платформе Steam наибольшие продажи среди новых релизов показала Black Myth: Wukong, разошедшаяся тиражом более 25 млн копий. Эти проекты сделаны в широком спектре жанров и механик — от спортивных симуляторов и шутеров до ролевых экшенов и кооперативных игр.
Тем не менее анализ рынка позволяет выделить несколько довольно устойчивых трендов, которые захватили гейм-индустрию и продолжают развиваться вместе с ней.
Нетленная классика
Несмотря на популярность новинок, классические игры уже стали легендарными и продолжают оставаться в топе. По данным «Яндекс Маркета», покупатели чаще всего интересуются футбольным симулятором EA Sports FC 24, ролевой игрой Hogwarts Legacy, а также приключенческими экшенами SpiderMan 2, GTA 5, The Last of Us, God of War, Horizon и другими. Часть этих игр вышла несколько лет назад, другие получили обновления или продолжения в 2024 году, но интерес к ним у российских пользователей стабильно высок.
В первую очередь это связано с уже известными аудитории названиями. Одни игры сделаны по мотивам ранее вышедших фильмов или книг. Другие, например, FC 24 и GTA 5, продолжают пользоваться популярностью за счет предыдущих версий. Все эти релизы уже успели зарекомендовать себя среди геймеров, игровых блогеров и журналистов.
Еще один важный фактор популярности классики — доступность на рынке. Игровые новинки обычно можно приобрести или в цифровой версии, или на диске. В первом случае купить игру сложнее: необходим аккаунт, привязанный к другой стране. При выборе игр на дисках покупатели часто сталкиваются с высоким средним чеком — от ₽6 тыс. до ₽10 тыс. за игру.
Поэтому сейчас оптимальным вариантом для покупки становятся игры с более низкой ценой, которые вышли несколько лет назад. К тому же громкие запуски прошлых лет часто доступны на большинстве платформ — как в магазинах приложений, так и на сервисах вроде Steam.
Тренд на классику поддерживают и ведущие игроки рынка. PlayStation в 2025 году планировали обновить большинство своих классических игр, которые были хитами, в том числе и на компьютере:
- трилогию God of War;
- Doom: The Dark Ages;
- Fable;
- Gears of War: E-Day.
Кооперативные игры
Интерес к кооперативным играм по-прежнему высок. Тенденция, набравшая обороты в прошлом году, сохраняется и сегодня: на рынке продолжают появляться успешные проекты, в которые можно играть вместе с друзьями.
Например, продажи Helldivers 2 на мировом рынке показывали феноменальные результаты. Игра вышла в феврале 2024 года и за три месяца разошлась с тиражом более 12 млн копий, став самой быстро продаваемой на PlayStation и наиболее успешной игрой Sony для ПК.
Еще один пример — Call of Duty: Black Ops 6. Игра вышла 25 октября 2024-го, а к 4 ноября ее общие продажи в мире уже составили 368 тыс. копий.
Сейчас студии по-прежнему удерживают фокус на этом формате игр. Внимание публики и критиков уже привлекла вышедшая в марте Split Fiction. Спрос на нее в Steam на пике превысил 259 тыс. игроков, показав абсолютный рекорд для премиальных игр Electronic Arts. Продажи Split Fiction разошлась тиражом в 1 млн копий за первые 48 часов. А уже за первую неделю было продано более 2 млн копий. Важно сказать, что совместное прохождение Split Fiction требует одной купленной игры на двух участников, так что реальная аудитория проекта на самом деле составляет около 4 млн человек.
Использование искусственного интеллекта
Популярность вышеупомянутой Call of Duty: Black Ops 6 во многом обусловлена использованием нейросетей на разных этапах разработки. Это подтверждает еще один заметный тренд — всё более активное и масштабное внедрение искусственного интеллекта в игровой процесс и продакшн. Если раньше ИИ применяли в основном для управления противниками или генерации контента, то теперь его используют для создания диалогов, сценариев и адаптивного поведения персонажей.
Нейросети начинают использовать во всех сферах разработки: от дизайна карт до написания речевых сценариев. Например, приключенческий экшен No Man's Sky использует ИИ для генерации в реальном времени новых планет для игрока. А в Far Cry нейросеть управляет поведением животных, которые могут как убегать от игрока, так и нападать на него, если окажутся слишком близко. В Red Dead Redemption 2 реакция неигровых персонажей зависит от множества факторов — внешнего вида героя, состояния его одежды, уровня репутации и других деталей. Благодаря этой механике, разработанной с помощью ИИ, каждый игрок получает уникальный опыт взаимодействий с NPC (англ. non-playable character — «неигровой персонаж»).
Конечно, пока рано утверждать, что ИИ заберет на себя работу профессиональных игровых сценаристов, но справиться с разработкой сайд-квестов и поведением NPC он уже вполне способен.
Простые механики
Часто игры, на которые делаются ставки, не оправдывают ожиданий ни игроков, ни критиков, ни самих разработчиков. Одна из причин таких провалов — слишком сложные игровые механики.
Сейчас среди геймеров формируется тренд на простоту и понятность в сюжетах, геймплее, взаимодействии с другими игроками. Например, Helldivers отличается предельно простыми правилами и механиками. Задача игроков — исследовать карту вместе с командой, уничтожая пришельцев и выполняя задания. Просто, максимально прозрачно и расслабляюще.
Отчасти этот тренд является продолжением другого — на классические игры, механики которых как правило достаточно просты. Теперь пользователи ждут свежих сюжетов, которые получат новую форму, но не будут отходить слишком далеко от привычных канонов.
Укрепляет тренд и популярность мобильного гейминга, которая растет с каждым годом. Среди любителей поиграть на смартфоне наиболее популярны гиперказуальные игры с простой графикой и несложными действиями. В них игрокам нужно набирать как можно больше очков и проходить уровни, выполняя легкие задачи.
Адаптация под разные платформы
Любители видеоигр делятся на тех, кто играет на компьютере, и тех, кто выбирает консоль. У каждого направления есть свои фанаты. Ключевое отличие заключается в игровой механике. Например, в ролевую игру Heroes of Might and Magic будет сложно играть на приставке, в то время как на ПК можно идеально справиться с задачей point-and-click (с англ. — «укажи и щелкни») с помощью мышки.
Разница между компьютерами и консолями заметна и в ценах на игры: на ПК они стоят дешевле. Это связано с тем, что производством игр на них занимается большее количество разработчиков.
Переход игрока с компьютера на приставку — довольно редкая история. Однако наличие эксклюзивных игр может изменить предпочтения фанатов. В свое время именно релизы таких игр, как The Last of Us, Spider-Man и God of War, стали весомым аргументом в пользу PlayStation и привлекли к консоли новых игроков. Отчасти поэтому PlayStation делает упор на эксклюзивы и флагманские проекты с хорошо проработанными сюжетом, графикой, интересным геймплеем. Именно такие игры подтолкнули многих к покупке консоли.
Сейчас свои эксклюзивы PlayStation совместно с разработчиками начал выводить на другие площадки, что говорит о желании компании привлечь новую аудиторию. Например, сегодня в The Last of Us и SpiderMan можно поиграть и на ПК.
Поддерживает тренд и главный конкурент PlayStation Xbox. В индустрии говорят, что компания ведет переговоры со Steam, чтобы дать возможность платформе перевести свои игры на консоли. Это решение кратно увеличит количество игр, которые будут доступны на приставке. Благодаря этому Xbox сможет заметно укрепить свои позиции на рынке.
Возрождение портативного гейминга
В ближайшее время аналитики прогнозируют рост спроса на портативные консоли. Например, приставка от Steam Deck в конце 2024 года начала демонстрировать хороший рост продаж. Тогда же вышли новые портативные консоли от Lenovo и Asus.
Поддерживает тренд и появление Claw 8 AI+ от MSI, и выход новой консоли Nintendo Switch 2.
Говорят, что даже PlayStation может вернуться к идее портативной приставки. Все эти анонсы и релизы отчетливо показывают спрос на гейминг такого формата.
Как видно на рынке видеоигр, часть актуальных направлений опирается на уже сложившиеся интересы аудитории, например, стабильную популярность классических игр или устойчивый интерес к кооперативным форматам, позволяющим проходить сценарии вместе с друзьями. Одновременно с этим в индустрии появляются новые векторы развития, связанные с применением нейросетей и изменением предпочтений игроков. По прогнозам аналитиков Newzoo и Bain & Company, в ближайшие годы рынок будет расти за счет внедрения ИИ в игровые процессы, развития новых механик и повышения технического качества проектов. Также ожидается рост спроса на портативные консоли и мультиплатформенные релизы — компании уже активно инвестируют в разработку таких устройств и адаптацию игр под разные платформы.
Читайте также:
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.