«Монополия» и «Колонизаторы»: почему настолки популярны у миллениалов

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Миллениалы вновь увлеклись настольными играми и проводят вечера с картами и кубиками. Здесь и ностальгия, и цифровой детокс, и жажда общения. Рассказываем, почему настолки снова в тренде

Виды игр: от дружеской вечеринки до продуманных стратегий

Настольные игры — один из старейших видов развлечений. Они были популярными еще среди фараонов в Древнем Египте. Сегодня существует огромное количество настолок. Условно их можно разделить на категории, основанные на четырех базовых чертах:

  • механика (как устроена игра). Определяет правила и тип игрового взаимодействия: создание личной колоды (Dominion), размещение рабочих на действия (Lords of Waterdeep), борьба за территорию (Risk), кооперативный режим (Pandemic);
  • тема (во что вы «играете»). Тематическая оболочка влияет на вовлечение: фэнтези (Gloomhaven), научная фантастика (Terraforming Mars), историческая (Twilight Struggle), абстрактная (Azul);
  • сложность и длительность. Насколько быстро можно освоить игру и сколько она длится: легкие (Exploding Kittens), средние — со стратегическими уровнями (Monopoly), сложные — глубокие и долгие (Twilight Imperium);
  • число игроков и взаимодействие: соло, на двоих (Jaipur), вечеринки — большие группы (Codenames), асимметрия — разные роли у игроков (Root).

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Карты в руки: как развивается рынок настольных игр в России и мире

Самые популярные игры

По расчетам различных маркетинговых компаний, объем мирового рынка настольных игр в 2024 году был в диапазоне $10–20 млрд: например, по оценкам Market Research Future, в 2024 году этот показатель составлял $13,5 млрд. По прогнозам Statista, в 2025 году глобальный рынок принесет доход в размере $8,95 млрд.

По состоянию на июль 2025 года, в базе данных портала BoardGameGeek была указана информация о более чем 165 тыс. настолок. Это число ежегодно растет.

На Wildberries самыми популярными настольными играми по количеству проданных штук в январе-апреле 2025 года стали «Магнитный бой», игры с мемами, детские развивающие игры («ЛогикУм», «Кто я?»), UNO, «Безумный крокодил», «Вонючий носок» и «Похаваем 2». А самыми дорогими — коллекционные и подарочные издания: «Каркассон», «Монополия», «Колонизаторы».

Самая популярная настольная игра в мире — Monopoly («Монополия»), по всему миру она продана тиражом более 275 млн экземпляров.

Также популярностью пользуются следующие игры:

  • Catan («Колонизаторы») — культовая «гейтуэй»-стратегия, где игроки торгуют, строят и соревнуются, сохраняя баланс между удачей и тактикой. Продано более 40 млн копий.
  • Codenames («Кодовые имена») — словесная игра на коммуникацию с простыми правилами: продано более 16 млн копий.
  • Ticket to Ride («Билет на поезд») — стратегия о строительстве железных дорог. Продано 19 млн копий.

По версии GamesRadar+, среди лучших игр 2025 года выделены: Catan, Pandemic, Ticket to Ride, Codenames, Root, Gloomhaven (Jaws of the Lion), Twilight Imperium.

Средний возраст покупателя (игрока) настольных игр в США — 35 лет. В России в компании «Мосигра» (один из крупнейших магазинов настольных игр) рассказали, что средний возраст их клиентов — 25-35 лет.

Почему миллениалы так полюбили настолки

Миллениалы — это люди в возрасте 27–44 лет — идеальная аудитория для современного рынка настольных игр. Для этого есть сразу несколько причин:

  • социальный офлайн. Такие игры позволяют встретиться лично, чего так не хватает в эпоху соцсетей и видеочатов. Это подтверждает и исследование испанских ученых про постцифровую потребительскую культуру;
  • экранный детокс. Миллениалы устали смотреть в экраны — настолки дают отдых глазам;
  • ностальгия и коллекционирование. Современные игры сохраняют связь с детством, адаптируя ее под взрослые запросы. В США 79% игроков испытывают ностальгию, а каждый шестой коллекционирует настолки;
  • сообщество и клубная культура. Растет число клубов по интересам, появляются специальные кафе, мероприятия для любителей настолок. Все это делает игры более доступными и привлекательными.

Кроме того, миллениалы, как правило, активно строят карьеру, имеют доход и готовы вкладываться в хобби.

Фото:Unsplash
Экономика образования Кто такие миллениалы: ценности поколения Y

Настольные игры как часть культуры

Настолки давно вышли за пределы баров и перестали быть просто семейным развлечением. В России проходит несколько крупных игровых мероприятий для любителей настольных игр.

«Игрокон» в Москве

Крупнейший фестиваль настольных игр в России, проходящий ежегодно в марте в «Крокус Экспо». В 2025 году он собрал тысячи посетителей и предложил более 100 игр разных жанров (стратегических, семейных, детских, коллекционных), турниры, мастер-классы, косплей-шоу, игротеку и маркет с товарами и играми со всего мира.

Фестиваль настольных игр «Игрокон» в Москве
Фестиваль настольных игр «Игрокон» в Москве (Фото: Игрокон)

Ethnic Board Games в Москве

Издательство Ethnic Board Games проводит фестиваль исторических игр, посвященных древним и этническим настольным играм: игры от Го до викингских шахмат «Хнефатафл», мастер-классы и турниры с призами и сувенирами.

Исторические настольные игры в Екатеринбурге

Концертно-образовательный фестиваль, где организуют игры разных эпох: от советского «Салонного дворянства» до египетских сенета. Там также проводят музейные мастер-классы, квизы, интерактивное знакомство с игровыми традициями.

Фестиваль исторических настольных игр в Екатеринбурге
Фестиваль исторических настольных игр в Екатеринбурге (Фото: сообщество фестиваля / VK)

«Летний Мимик» в Москве

Фестиваль настольных ролевых игр в формате одного дня: открытая игротека с десятками игр и лекциями, викторины, квесты, тематические мастер-классы, ярмарки.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 04.08.2025
Авторы
Теги
Татьяна Колосова
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть