
Содержание:
В конце ноября 2020 года двое восемнадцатилетних молодых людей Владислав Истомин и Сергей Устинов отправились в путешествие: решили доехать на только что приобретенной машине из Якутска до родного поселка Ола под Магаданом. Путь длиной в почти 2 тыс. км проходил через Оймяконский район, где находится полюс холода. Температуры воздуха в то время достигали -40 ºC. Посередине пути автомобиль заглох из-за повреждения радиатора. До ближайшего населенного пункта было более 100 км.
Машину нашла полиция только через неделю, когда родственники начали разыскивать пропавших. Сергей Устинов погиб от переохлаждения, а Владислав Истомин потерял конечности из-за обморожения. Подростки застряли на Старом Колымском тракте, или «дороге костей» — заброшенной трассе, построенной заключенными ГУЛАГа. Местные жители пользуются федеральной трассой «Колыма», поэтому помощи ждать было неоткуда. Маршрут Владислав и Сергей строили при помощи Google Maps. Навигатор предложил им два варианта — в объезд, по федеральной трассе, и более короткий путь — через Старый колымский тракт.



Количество случаев, в которых навигаторы приводили к смертям или травмам, исчисляется сотнями. Еще в 2017 году исследователи из университетов США и Германии проанализировали 158 инцидентов, связанных с использованием персональных навигаторов. Из 158 случаев 44 — со смертельным исходом, 23 привели к различным повреждениям. Разбираемся, почему происходят такие случаи, как на нас повлияли навигаторы и как избежать опасности.
Что такое смерть от GPS
Смерть от GPS — это случаи, когда люди погибают из-за чрезмерного доверия навигаторам. Такие случаи могут произойти, когда навигатор прокладывает маршрут через опасные или непроходимые места, выдает устаревшую информацию о дорогах или не учитывает реальные условия, такие как погода или состояние маршрута.
В большинстве случаев чрезмерное доверие GPS-системам приводит только к неудобствам и потерянному времени. Например, пользователь случайно выбирает неверный пункт назначения или навигатор строит путь через закрытые участки дороги. Однако иногда такие ошибки приводят к трагедиям.
Почему происходят смерти от GPS
К необратимым последствиям чаще всего приводит комплекс обстоятельств. Помимо недостоверной информации GPS-системы, роль может сыграть погода, невозможность оперативно получить помощь в отдаленной местности, поломка транспорта и так далее. Не меньшую роль играют и чрезмерное доверие навигаторам. Среди основных факторов:
- Некритичное восприятие пошаговых указаний навигатора, когда люди обращают больше внимания на выстроенный маршрут и не замечают, что происходит перед ними. Например, игнорируют дорожные знаки или состояние трассы.
- Незнание или игнорирование опасных условий, которые не отображает GPS. Например, погодные условия, ремонт трасс, закрытые, непроходимые или опасные дороги, а также дороги, не подходящие для их вида транспорта.
- Отсутствие актуальной и точной офлайн-карты или других способов сориентироваться на местности, которые можно использовать вместе с GPS или вместо него.
- Устаревшие или некорректные данные в системе GPS. Например, навигатор может строить маршрут, рассчитав кратчайшее расстояние между точками, даже если маршрут непроходим, а ошибочное определение местоположения может привести к неверным указаниям.
Дорожный знак с надписью «Ваш GPS ошибается» перед крутой грунтовой дорогой в штате Орегон, США. Знак предупреждает водителей не доверять информации GPS-навигаторов, которые ошибочно указывает эту дорогу как альтернативный маршрут, если трасса I-5 закрыта (обычно из-за снега)
Как GPS меняет наш мозг
Чтобы получить официальную лицензию на вождение такси в Лондоне, кандидат должен пройти тест на знание города, известный своей сложностью. Помимо всех улиц и основных маршрутов кандидаты должны запомнить расположение важных локаций — от туристических достопримечательностей до отелей, больниц и посольств. В 2006 году исследователи проанализировали особенности мозга лондонских таксистов и выяснили, что по сравнению с контрольной группой объем серого вещества в средней и задней частях гиппокампа у них увеличен. Ученые предполагают, что это связано со сложной когнитивной картой города, которая хранится в пространственной памяти водителей.
На протяжении всей истории люди ориентировались на местности, полагаясь на свою память, карты, компас и другие инструменты. Настолько эффективной технологии, как GPS, просто не существовало. Когда человек знакомится с пространством, у него складывается когнитивная карта — ментальный образ пространственного окружения. Каждая когнитивная карта индивидуальна: один человек лучше запоминает объекты, на которые обратил внимание (аптека, красивое дерево, историческое здание), другой — препятствия на пути (забор, «лежачий полицейский», большая лужа), третий — звуки и запахи (булочная со свежим хлебом, шумная стройка). Полнота когнитивной карты зависит от ряда факторов: сколько времени человек провел, изучая пространство, на что обращал внимание, какими способами передвижения пользовался. Также влияют индивидуальные особенности, опыт навигации и эмоциональная значимость локации.


Регулярное использование GPS ухудшает пространственную память и полноту когнитивных карт и приводит к утрате связи с окружающей средой. У людей, постоянно полагающихся на навигаторы, ослабевает чувство направления, растет навигационная тревожность и объективно снижается способность к ориентации на местности.
Возможно, сами по себе эти потери были бы не так страшны. В конце концов, навигаторы — удобный и полезный инструмент. Проблема в том, что гиппокамп — та самая часть мозга, которая увеличена у лондонских таксистов — отвечает не только за ориентацию в пространстве. Исследования показывают, что помимо пространственной памяти, он помогает в организации памяти в целом: выстраивает связи между воспоминаниями и систематизирует их. Некоторые исследователи даже предполагают, что необходимость ориентироваться в пространстве стала толчком для развития памяти у наших предков. Косвенно на связь механизмов ориентации в пространстве и памяти в нашем мозгу указывают мнемонические техники. Метод локусов, или «чертоги разума», известный по Шерлоку Холмсу, помогает запоминать большие объемы информации, создавая в воображении пространства для ее хранения.
Долгосрочное влияние GPS-навигаторов на мозг требует дальнейшего изучения, но существующие данные показывают, что постоянное использование их навигации ухудшает наши способности ориентироваться в пространстве и может негативно влиять на память. Что повышает риск «смертей от GPS».
Почему люди слишком доверяют технологиям
Еще один фактор, повышающий риски инцидентов при использовании навигации — automation bias, или предвзятость в пользу автоматизации. Это когнитивное искажение, люди с которым чрезмерно доверяют автоматизированным системам и могут игнорировать или не придавать значения противоречащей информации из других источников. Так водители могут проигнорировать состояние трассы, дорожные знаки и даже перекрытия дороги. В 2015 году семейная пара в автомобиле упала с моста, который был закрыт несколько лет и находился в процессе демонтажа. Пассажирка погибла. Расследование показало, что водитель полагался на маршрут, построенный навигатором, и проигнорировал несколько знаков о закрытии дороги.
В других случаях влияние автоматизации не настолько прямолинейно. Например, в одном инциденте водитель сбил велосипедиста на перекрестке, не заметив знак «Уступи дорогу», поскольку GPS-навигатор дал только указание «Следуйте прямо». Такая простая инструкция могла способствовать тому, что человек за рулем уделил недостаточно внимания дорожной ситуации.
Как дизайн-решения могут защитить пользователей
Исследователи «смертей от GPS» считают, что изменения в дизайне и структуре навигационных приложений могут сделать их использование более безопасным. Среди их предложений:
- Выдача более полной информация о дорогах, правилах движения, дорожных знаках и закрытых территориях. Это поможет водителям принимать более обоснованные решения.
- Персонализация маршрутов по типу транспорта. Такое решение поможет избежать маршрутов с низкими тоннелями водителям грузовиков, а автомобилей с низким клиренсом — не оказаться на проселочной дороге.
- Учет погоды при построении маршрутов. Навигатор может учесть данные о прошедшем снегопаде и не прокладывать маршрут по дороге, которую могли не успеть расчистить.
- Более точная настройка алгоритмов привязки к карте. Это способ обойти погрешности GPS, «привязав» местоположение транспортного средства к ближайшей дорожной сети. Однако по данным исследователей, подобные алгоритмы сыграли роль в ряде инцидентов, когда автомобилисты повернули на встречную полосу или заехали на железнодорожные пути, проходящие параллельно дороге. Такие случаи чаще происходят в темное время суток.
Пример работы алгоритма привязки к карте. Красный — данные GPS-сигнала, черный — предполагаемый путь
- Разные режимы навигации — для местных жителей и для водителей, не знакомых с местностью. Данные показывают, что при использовании навигатора наибольшим рискам подвергаются водители, не знакомые с местностью. Для них навигаторы могли бы предлагать более простые пути, с меньшим числом поворотов и избеганием сложных перекрестков. В таком режиме приложения могли бы скрывать дополнительную информацию и функции, которые могут отвлекать водителя (например, поиск ресторанов или данные об общественном транспорте).
Исследователи, занятые изучением влияния GPS-навигаторов на пространственную память, также предлагают альтернативные подходы к навигации. Например, называть пространственные ориентиры при указаниях о маршруте. Навигатор вместо инструкции «через 600 метров поверните налево» мог бы говорить: «Через 600 метров поверните налево перед зданием больницы».
Другие ученые предлагают использовать в качестве альтернативы навигаторам звуковые маяки — 3D-аудиосистему, которая ведет пользователя к цели звуковыми сигналами без словесных инструкций. Такая технология уже существует — проект разработал Microsoft для слабовидящих пользователей.
Как избежать инцидентов, связанных с GPS-навигаторами
- Изучите дорогу перед поездкой. Согласно исследованиям, большинство происшествий случаются при использовании навигаторов на незнакомой местности. Люди полагаются на выстроенный маршрут, не учитывая реального состояния дороги и локальных особенностей. Чтобы избежать сложностей, изучите маршрут заранее: посмотрите актуальные фото дороги, обратите внимание на сложные развязки, пересечения с железнодорожными путями, почитайте отзывы от других водителей. Это особенно важно, когда планируете путь через безлюдные местности.
- Пользуйтесь специализированными приложениями для пеших маршрутов. Инциденты, связанные с GPS-навигаторами, происходят не только при управлении транспортом. Например, в Шотландии Google Maps предлагали пользователям несколько опасных для жизни маршрутов для трекинга. При планировании пеших прогулок на природе, в заповедниках, парках, и особенно в горах лучше использовать специальные приложения, такие как Gaia GPS, AllTrails, Organic Maps и другие. Загрузите карту на смартфон — в природной местности может пропасть связь. Даже если планируете маршрут по популярной туристической тропе, меры предосторожности не будут лишними. Также стоит проконсультироваться с местными гидами или туристическими организациями: узнать состояние маршрута и степень его сложности.
- Учитывайте погодные условия. Снегопад, паводки и даже сильный дождь могут сделать дороги непроходимыми. Погоду важно учитывать и на случай поломки автомобиля: брать с собой подходящую одежду и достаточно воды, чтобы не замерзнуть или, наоборот, не получить тепловой удар.
- Запланируйте запасные варианты. Заранее продумайте, что вы будете делать, если что-то пойдет не по плану. Это особенно важно в случае длинного пути по незнакомой местности. Меры предосторожности зависят от обстоятельств. Например, бумажная карта пригодится, если если риск остаться без связи или заряд на устройствах может кончится. Предупредите близких о своих планах, маршруте и предполагаемом времени прибытия в пункт назначения.
- Тренируйте пространственную память. Развивайте навык ориентирования на местности без помощи навигаторов и онлайн-карт. Прогуляйтесь по незнакомому району города, запоминая только физическое пространство и свои ощущения. За рулем обращайте внимание на приметные здания и необычный ландшафт. Постарайтесь определить стороны света и направление дороги. Попробуйте поездить по знакомым маршрутам без навигатора. Направленное внимание поможет сформировать более полные когнитивные карты и развить пространственную память.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.