Почему важно дарить подарки
Подарки служат многим целям. Некоторые психологи отмечают «теплое сияние» — так называется внутреннее удовольствие, которое связано с процессом дарения. Богословы констатируют, что в религиях дарение — способ выражения моральных ценностей, таких как любовь, доброта и благодарность. А философы, от Сенеки до Фридриха Ницше, считали его лучшим проявлением бескорыстия. Неудивительно, что подарки занимают центральное место в любых праздниках.
Три акта дарения
В 1925 году французский антрополог Марсель Мосс предложил полноценную концепцию, которая объясняет смысл подарков. Ученый отметил, что они порождают три отдельных, но неразрывно связанных между собой действия.
- Первый акт — дарения — закладывает добродетели дарителя. Они выражают щедрость, доброту и честь.
- Второй акт — получения подарка — демонстрирует готовность человека к оказанию ему чести. Это способ для получателя продемонстрировать свою собственную щедрость, которая выражается в том, что он готов принять предложенное.
- Третий компонент дарения — взаимность, возвращение в натуральном виде того, что было дано первым. От получившего ожидается, неявно или явно, ответный подарок.
Именно последний шаг, взаимность, делает подарки уникальными. В отличие от покупки в магазине, где обмен заканчивается после передачи денег, дарение создает и поддерживает отношения. Процесс становится выражением справедливости и уважения, потому что каждый подарок, как правило, имеет равную или большую ценность, чем тот, что был вручен в прошлый раз.
Таким образом подарки скрепляют людей. Они помогают поддерживать связь в бесконечном цикле взаимных обязательств.
Безудержное потребление и индивидуальный подход
По данным Gallup, в 2023 году средний американский покупатель потратил на подарки $975, что является самым высоким показателем с момента начала проведения исследования в 1999 году. В 2024 году ожидается рост праздничных расходов в Великобритании, Канаде, Японии и других странах.
При этом многие подарки просто выбрасываются. По оценкам исследователей, в праздничный сезон 2019 года купленные американцами подарки на более $15 млрд оказались ненужными, причем 4% из них напрямую отправились на свалку.
Современная практика дарения может вызывать как благоговение, так и возмущение. С одной стороны, вручая подарки, человек участвует в древнем поведении, которое делает нас людьми, развивает и поддерживает наши отношения. С другой стороны, кажется, что некоторые общества используют праздничный сезон как предлог для того, чтобы потреблять все больше и больше.
Идеи Мосса не поощряют безудержное потребительство. Напротив, его объяснения подарков говорят о том, что чем более значимым и личным является подарок, тем больше уважения и почета он вызывает. У по-настоящему продуманного подарка гораздо меньше шансов оказаться на свалке. А винтажные, переработанные, сделанные вручную вещи или индивидуальный опыт (например, сертификат или билеты) могут оказаться более ценными, чем дорогая, но бесполезная вещь. Расширить зону поиска подходящих подарков помогают цифровые площадки.
Как россияне покупают подарки
В топ-7 категорий подарков на Flowwow за 2024 год вошли цветы, сладости, съедобные букеты, живые растения, воздушные шары, вкусные наборы и подарочные сертификаты, отмечает директор по аналитике сервиса Александр Девяткин.
Эксперт пояснил: «Цветы остаются универсальным подарком, на них приходится около 84% заказов на Flowwow. Вместе с агентством Daily Dozen мы опросили россиян в возрасте от 18 до 45 лет, которые за последние три месяца совершали покупки онлайн. Результаты показали, что за последние 12 месяцев хотя бы один раз приобретали цветы 84,1% опрошенных. В среднем они дарили букеты 3,8 раза за год».
По данным онлайн-платформы, среди сладостей и вкусных наборов лидируют клубника в шоколаде и бенто-торты (миниатюрный торт весом 300–400 г). Кроме того, представители Flowwow заметили рост популярности дубайского шоколада: в последние месяцы 2024 года его ищут в интернете почти в два раза чаще, чем цветы.
Александр Девяткин:
«Съедобные букеты ― один из трендов на рынке. Особенно популярны букеты из ягод и фруктов или конфет. А так называемые мужские букеты, как правило, состоят из колбас или сыра, но порой их делают с морепродуктами и даже бургерами. В топе продаж среди подарочных сертификатов те, что касаются развлечений, например мастер-классы, экстрим, съемка в студии без фотографа. В три раза реже покупают сертификаты, которые касаются здоровья и фитнеса, в том числе на массаж и спа-процедуры».
Новогодние подарки на маркетплейсах
Россияне тратят на новогодние подарки до 40% бюджета на праздники. Стандартная сумма составляет ₽10–20 тыс. В 2024 году покупатели на маркетплейсах чаще выбирают в качестве подарков на новый год товары для дома, модные аксессуары, наборы косметики, смартфоны и компьютеры, игровые консоли. Самыми популярными детскими категориями стали игрушки, товары для творчества, книги, поделились представители Ozon.
Ozon проанализировал покупательские предпочтения в первые две недели декабря 2024 года по сравнению с сопоставимым периодом в ноябре. В категории бьюти-товаров растет популярность парфюмерии и подарочных наборов косметики — спрос на них вырос в два раза по сравнению с ноябрем. Покупка парфюмерии в целом стала новым трендом на площадке. Клиенты готовы к экспериментам — товары, которые раньше традиционно выбирали офлайн, привыкают приобретать в онлайне. В первой половине декабря спрос на ароматы вырос в 1,5 раза год к году.
Среди модных аксессуаров самыми востребованными стали украшения из серебра — спрос на них вырос в 1,3 раза к ноябрю в штучном выражении. Чаще всего покупатели выбирают в подарок серебряные серьги, кольца и подвески.
Представители маркетплейса дополняют: «Также клиенты Ozon в декабре стали чаще заказывать ноутбуки, смартфоны и игровые консоли — покупки стационарных устройств выросли в 1,5 раза, портативных — в 1,4 раза. Предпочтение отдают стационарным консолям Playstation 5 и портативным Steam Deck. Среди смартфонов лидируют девайсы Apple, в ноутбуках чаще всего выбирают устройства от Asus, Lenovo, Machcreator».
Аналитики Wildberries приводят свои данные: «Покупатели заказывают перед Новым годом своим близким одежду от известных брендов и аксессуары, товары для автомобилистов, наборы с косметическими средствами и, конечно, детские игрушки. Повышенным спросом пользуется дорогая бытовая техника и дорогая электроника. Например, традиционно к праздникам доля iPhone достигает почти половины от общего объема продаж в категории смартфонов. В преддверии Нового года на Wildberries растет и спрос на сладости в подарочном оформлении — на 357% в этом году».
Как выбрать подарок в интернете правильно
С развитием интернет-торговли выбор подарков стал гораздо проще благодаря онлайн-маркетплейсам. Однако из-за огромного количества предложений важно понимать, как выбрать подарок через интернет, чтобы не ошибиться. Для этого стоит следовать нескольким рекомендациям.
- Выбирайте проверенных продавцов. Перед покупкой стоит обратить внимание на рейтинг продавца, отзывы других покупателей и количество продаж. Это поможет получить качественный товар вовремя.
- Используйте фильтры и категории. Укажите подходящий ценовой диапазон, категорию товара, бренд, страну производства и другие.
- Проверяйте гарантии и возможность возврата товаров. Убедитесь, что у продавца есть политика возврата или обмена товара, если подарок не подойдет по размеру, цвету или качеству.
- Изучайте акции и скидки: Большинство маркетплейсов предлагают различные скидки, акции и распродажи, особенно в праздничный сезон. Это может быть отличной возможностью приобрести дорогие подарки по выгодным ценам.
- Просчитывайте сроки доставки. Один из важнейших факторов при покупке подарков онлайн — это доставка. Убедитесь, что продавец может доставить товар в нужные сроки, особенно если покупка делается в последние дни перед праздником, когда логистические цепочки перегружены.
- Приобретайте подарочную упаковку. Многие маркетплейсы предлагают услугу упаковки товара в подарочную упаковку за дополнительную плату. Это отличный способ сэкономить время и избежать лишних затрат на самостоятельную упаковку.
- Указывайте в комментариях к заказу, что приобретаете товар в подарок. Конечно, это ни к чему продавца не обязывает, но многие магазины и производители, видя такой комментарий, особо тщательно подходят к упаковке товара, особенно если он хрупкий, и не переносят сроки доставки без вынужденной необходимости.
Читайте также:
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.