А в чем тренд?
В обществе существует множество стереотипов о поколениях: бумеры придерживаются исключительно консервативных взглядов, миллениалы обожают хипстерскую одежду и тосты с авокадо, а зумеры не могут прожить несколько часов без интернета. Социолог Мартин Шредер из Саарского университета решил проверить, есть ли различия в отношении к работе у разных поколений.
Определение поколений
Поколение стали рассматривать как социологическую категорию в начале ХХ века. Основоположником этого стал венгерский социолог Карл Мангейм. В 1920-х он описал поколение как возрастную когорту людей, которых в период становления объединил общий опыт, например ужасы Первой мировой войны.
Мангейм считал, что люди, не прожившие одни и те же события, не могут образовывать поколение. Но со временем этот подход изменился. Писатель Уильям Штраус и экономист Нил Хоув выделили четыре архетипа поколений со своим набором черт и ценностных установок. Они сменяют друг друга раз в 15–20 лет: беби-бумеры, поколение X, миллениалы, зумеры и другие.
Почему люди по-разному относятся к работе
Несмотря на то что поколения определяются произвольно, люди по-прежнему ассоциируют их с определенными чертами характера, в том числе с мотивацией или ленью. Социолог Мартин Шредер решил проверить, являются ли эти представления мифом. Для этого он выяснял, какие факторы влияют на отношение человека к работе.
Ученый проанализировал данные почти 600 тыс. человек. Все они участвовали в общемировом комплексном опросе о ценностях (Integrated Values Survey) с 1981 по 2022 год. Шредер распределил людей по следующим когортам:
- поколение Мировой войны (1925–1945);
- бэби-бумеры (1945–1965);
- поколение X (1965–1980);
- поколение Y, или миллениалы (1980–2000);
- поколение Z (2001 год и моложе).
Шредер сравнивал ответы людей и пришел к выводу, что отношение к работе не зависит от поколения. Гораздо большее значение имеет сочетание двух факторов: возраст на момент опроса и год проведения исследования.
Молодые люди независимо от того, из какого они поколения, считают работу менее важной для себя сферой жизни. Исследователь подчеркнул: «То, что представители одного поколения в молодости ленивы, а в 40–50 лет более трудолюбивы, больше похоже на обычные возрастные изменения».
Со временем также меняется отношение самого общества к карьере, работа постепенно становится для людей менее важна. И эти изменения присущи не какому-то конкретному поколению — процесс проходит в целом через все поколения, отмечается в исследовании.
Поколенческие стереотипы
Некоторые другие стереотипы о поколениях тем не менее находят подтверждение, так как они связаны с общественными тенденциями. Например, бумеры могут считать себя самыми трудолюбивыми, потому что на их жизненное формирование выпал послевоенный экономический рост в странах Западной Европы и Северной Америки. А зумеры действительно проводят больше времени в интернете и соцсетях по сравнению с другими возрастными когортами.