Содержание:
В феврале 2024 года компания Nvidia, сооснователем которой выступает Дженсен Хуанг, побила рекорд стоимости в $2 трлн. Ее капитализация оказалась выше, чем у Alphabet и Amazon, и она стала третьей самой дорогой компанией в США. Общий доход Nvidia всего за год вырос на 265%. Рассказываем, кто такой Дженсен Хуанг и в чем секрет успеха его детища.
Кто такой Дженсен Хуанг
Дженсен (Женьсюнь) Хуанг — компьютерщик тайваньского происхождения, сооснователь, президент и главный исполнительный директор Nvidia. Его состояние оценивается более чем в $77 млрд. За первые два месяца 2024 года оно выросло на 60%, и теперь предприниматель может войти в топ-20 самых богатых людей мира.
Хуанг родился на Тайване в 1963 году и провел свое раннее детство там и в Таиланде. Война во Вьетнаме побудила родителей мальчика отправить его жить к родственникам в США в штат Вашингтон. До этого отец Хуанга уже побывал в США, когда принял участие в программе обучения у производителя кондиционеров Carrier. По ошибке дядя и тетя Хуанга записали его и брата не в частную школу, а в Баптистский институт Онейда, исправительное учреждение в сельской местности в Кентукки. Там он начал подрабатывать посудомойщиком и официантом в ресторане Denny's, что, по словам Хуанга, помогло ему преодолеть застенчивость. Тогда же Чженьсюнь сменил имя на более близкое к американскому — Дженсен.
Впоследствии подросток воссоединился со своей семьей в Орегоне, где поступил в среднюю школу в Бивертоне и начал интересоваться настольным теннисом и достигнул уровня профессионала. После этого он поступил в Университет штата Орегон, где получил степень бакалавра электротехники. Затем Хуанг закончил магистратуру в Стэнфордском университете по тому же направлению.
Дженсен познакомился с будущей супругой Лори Миллс, когда стал ее куратором в электротехнической лаборатории Университета Орегона. Через пять лет пара сыграла свадьбу. У Хуангов есть сын Спенсер и дочь Мэдисон.
Дженсен Хуанг является двоюродным дядей Лизы Су — нынешнего президента крупнейшего конкурента Nvidia, компании Advanced Micro Devices.
Хуанг занимается благотворительностью и поддержкой науки. Он выделил Стэнфорду $30 млн на создание инженерного центра, а Университету штата Орегон — $50 млн на проектирование одноименного исследовательского центра.
На работе Хуанг предпочитает общаться с сотрудниками по электронной почте. Он может отправить несколько сотен коротких электронных посланий в день. Сотрудники в шутку называют их «хайку» (жанр лаконичной японской поэзии. — «РБК Трендов»). Главу компании отличает фирменный стиль — кожаная байкерская куртка. Хуанг надевает ее на презентации продуктов уже более 10 лет. На плече у главы Nvidia есть татуировка с названием компании.
Основные факты биографии:
- 17 февраля 1963 года — Чженьсунь Хуанг родился в Тайбэе, Тайвань;
- 1973 год — переезжает в США;
- 1984 год — получает степень инженера-электрика в Университете штата Орегон;
- 1992 год — становится магистром электротехники в Стэнфордском университете;
- 1993 год — основывает Nvidia;
- 2000 год — становится «Предпринимателем года в сфере высоких технологий» по версии Ernst & Young;
- 2005 год — избиран в совет директоров крупнейшего американского отраслевого объединения — Ассоциации полупроводниковой промышленности;
- 2017 год — стал бизнесменом года по версии Fortune;
- 2021 год — получил премию Роберта Н. Нойса за выдающийся вклад в полупроводниковую промышленность и входит в топ-100 самых влиятельных людей мира по версии Time.
Карьера Дженсена Хуанга
После окончания Университета штата Орегон в 1984 году Хуанг начал работать в технологической отрасли. В последние пару лет перед тем, как основать Nvidia, он совмещал работу с учебой в Стэнфорде по вечерам и выходным. Именно академическая среда Стэнфорда в сочетании с его культурой инноваций и предпринимательства существенно повлияла на подход Хуанга к технологиям.
AMD
Эта компания по производству полупроводников стала первым местом работы Хуанга. Однако он проработал в AMD всего чуть больше года. Молодой специалист занимался разработкой микропроцессоров — небольших электронных устройств, выполняющих функции центрального процессора компьютера на одной интегральной схеме. По иронии судьбы, теперь Nvidia и AMD стали прямыми конкурентами как в области графических, так и центральных процессоров, оптимизированных для центров обработки данных. Уже в 2020-е годы Хуанг пытался выкупить компанию, но сделку заблокировали регуляторы.
LSI Logic
После работы в AMDмолодой специалист перешел в LSI Logic, которая сейчас принадлежит Broadcom. Незадолго до этого компания стала публичной и начала быстро расти. LSI занималась производством полупроводников, которые использовались для увеличения емкости хранения и скорости передачи данных в сетях и центрах обработки. В компании Хуанг занимал несколько должностей, в том числе в инженерном и маркетинговом отделах, а впоследствии перешел на управленческие должности. В частности, он возглавлял Coreware — подразделение, развивающее технологии систем на кристаллах.
В Стэнфорде Хуанг познакомился с Крисом Малаховски и Кертисом Приемом. В 1993 году друзья решили основать компанию Nvidia для продвижения технологий графических вычислений. Примечательно, что это решение пришло к ним во время обеда в ресторане Denny's. «Мы верили, что эта модель вычислений сможет решить проблемы, которые неподвластны компьютерам общего назначения», — отмечал Хуанг.
Дженсен Хуанг и Nvidia
Хуанг и его друзья основали Nvidia в 1993 году, имея лишь $40 тыс. и арендовав небольшой офис в городе Саннивейле, Калифорния. Первые годы работы были сложными, так как разработки компании не нашли отклика на рынке. В 1996 году Хуанг уволил более половины из ста сотрудников и потратил оставшиеся средства компании на разработку новых микрочипов. Когда видеокарты Riva 128 вышли в продажу, Nvidia могла выплатить зарплату сотрудникам только за один месяц. Но скоро продукт стал массовым. Тогда Хуанг вдохновлял коллег на продолжение работы, говоря: «Наша компания находится в тридцати днях от того, чтобы разориться». По сей день это неофициальный корпоративный девиз.
Уже в 1999 году компания стала публичной и тогда же выпустила GeForce 256, первый в мире графический процессор (GPU). В 2006 году Nvidia создала архитектуру Cuda для параллельных вычислений, которая позволила исследователям выполнять чрезвычайно сложные задачи на тысячах графических процессоров, выведя GPU из сферы видеоигр и сделав их доступными для всех типов обработки данных. С тех пор роль Nvidia в технологическом секторе постоянно растет.
Хуанг предпочитает нанимать тех, кто намерен создать что-то новаторское. Сотрудники Nvidia также отмечают полную вовлеченность CEO во все процессы. Как рассказывает бывший главный менеджер по бизнесу компьютерных продуктов Рене Хаас, Хуанг часто прерывал совещания, если при реализации планов возникала проблема. Он мог тут же вызвать на встречу инженера среднего звена и начать обсуждать с ним пути решения. Вот как объяснял это сам Хуанг: «Никто не является начальником. Проект — вот кто босс».
Именно поэтому Хуанг не просто презентует новые разработки и проекты Nvidia, а любит опробовать их сам. Например, в 2021 году зрители конференции GTC компании увидели не реального тпо-менеджера, а его цифровую копию, которая представила систему Omniverse для создания трехмерных виртуальных сред. Инженеры отсканировали лицо и тело Хуанга, чтобы создать его 3D-модель, а затем запрограммировали ее для имитации его жестов и выражений.
Глава Nvidia занимается не только практикой, но и экономической теорией разработки электроники. В 2018 году он впервые усомнился в актуальности закона Мура. Это идея о том, что рост производительности работы компьютеров каждые два года происходит за счет роста их цены на 50%. Хуанг же заметил, что производительность современных чипов растет гораздо быстрее при меньших затратах на производство. По его словам, графические процессоры Nvidia стали «в 25 раз быстрее, чем пять лет назад». Тогда же он признал, что полупроводниковая промышленность близка к пределу своих возможностей, а способ вычислений нужно снова менять. В 2023 году Nvidia опубликовала «закон Хуанга». Он гласит, что ускорение производительности вывода одного чипа будет растипо экспоненте, а за последнее десятилетие возможности графических процессоров компании в области искусственного интеллекта выросли в 1 тыс. раз.
Соратники главы Nvidia отмечают, что именно его убежденность в потенциале графических технологий и способность мыслить в 10-летних временных горизонтах помогла компании пережить неудачи на первых порах и выйти на глобальный рынок. Еще в 2013 году Хуанг сделал ставку на развитие искусственного интеллекта. «Он разослал электронное письмо, в котором сообщил, что все силы будут направлены на машинное обучение и что мы больше не являемся графической компанией», — рассказывал Грег Эстес, вице-президент Ndivia. В 2016 году Хуанг сам привез суперкомпьютер DGX-1 исследовательской группе OpenAI. После первых успехов нейросетей Nvidia стала получать все больше заказов, а в 2023 году стала самым востребованным поставщиком чипов для нужд ИИ.
По замыслу Хуанга, собственные исследования Nvidia в области компьютерной графики должны быть объединены с генеративным искусственным интеллектом. Уже в ближайшем будущем этот ИИ позволит создавать трехмерные обитаемые миры и населять их реалистичными аватарами.
Хуанг также считает, что каждая страна будет иметь свои собственные системы искусственного интеллекта и работать над созданием «суверенного ИИ», чтобы защитить данные пользователей. Nfr;t будут появляться центры обработки данных, которые будут генерировать токены с информацией для нужд ИИ.
Сам глава Nvidia предсказывает ИИ большое будущее: «Он изменит порядок, как мы работаем, живем и взаимодействуем друг с другом. Что действительно круто, так это факт, что ИИ — это программное обеспечение, которое пишет само себя и создает то, что не может создать ни один человек. Из-за этого произойдет революция в каждой отрасли: сельском хозяйстве, производстве продуктов, здравоохранении, обслуживании клиентов. Эти отрасли настолько сложны, что ни один человек не сможет написать программное обеспечение для их улучшения и автоматизации. Мы вступили в новый мир, где в течение следующих 10 лет увидим автоматизацию автоматизации».
По замыслу Хуанга, переход центров обработки данных от вычислений общего назначения к использованию графических процессоров станет одним из ключей успеха Nvidia. Он уверен, что это будет «совершенно новая индустрия». «Я предполагаю, что каждое предприятие в мире, каждая компания-разработчик программного обеспечения будет работать на наборе инструментов Nvidia AI Enterprise», — говорит Хуанг.