Школа вина LenWine при поддержке Центра развития потребительского рынка экономического факультета МГУ решила выяснить особенности культуры потребления вина в России. Для этого эксперты школы провели исследование. С 30 октября по 6 ноября 2023 года авторы опросили 1,2 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет до 60 лет, проживающие в городах численностью более 100 тыс. человек. Также проведено две офлайн фокус-группы в Москве с участниками (30–50 лет), покупающими вино в разной ценовой категории. Результаты исследования изучили «РБК Тренды».
Красное полусладкое — лидер среди покупателей
Согласно исследованию, 23% опрошенных употребляют вино несколько раз в месяц, 20% — несколько раз в полгода, 19% — раз в месяц, а 17% — один раз в неделю. Причины, по которым население предпочитает вино другим алкогольным напиткам, разнообразны. Среди них: поднимает настроение и снимает напряжение, дает возможность переключиться, ассоциируется с отдыхом, более легкий напиток и менее опасный с точки зрения опьянения, оттеняет вкус блюд и повышает аппетит, натуральный продукт, можно растянуть удовольствие, хороший подарок.
Потребитель чаще выбирает красное (60%) и белое вино (22%). Игристое покупают 15% опрошенных, а розовое — 3%. Степень сладости напитка также влияет на выбор. Полусладкое занимает первое место в рейтинге предпочтений — 65%. На втором по популярности — сухое (28%), а на третьем полусухое — 17%. При этом выбор вина по количеству сахара может зависеть от многих факторов: скидки, особенности питания и вкусовые предпочтения.
Большинство участников предпочитают российское вино. Чаще всего напитки отечественных производителей покупают в ценовой категории от ₽300 до ₽499 (45%) и от ₽500 до ₽799 (35%). Потребитель пока не готов платить за российское вино больше, чем за иностранное.
Вина каких стран участники исследования покупают/употребляют чаще всего:
- Россия — 55%,
- Грузия — 22%,
- Абхазия — 17%,
- Италия — 12%,
- Франция — 11%.
44% россиян не готовы покупать вино дороже ₽800
Большинство респондентов приобретают вино в специализированных магазинах (71%) и в сетевых (58%). Как отмечают участники фокус-групп, данные форматы торговли обеспечивают безопасность качества вина, предоставляют более широкий ассортимент и проводят различные акции.
Что касается цены, то 2% опрошенных готовы заплатить за бутылку объемом 0,7 л до ₽300, 9% — от ₽300–499. Еще 33% опрошенных готовы отдать ₽500–799, 32% — от ₽800 до ₽1200. Почти четверть респондентов (24%) готова приобретать вино стоимостью от ₽1200. По мнению участников фокус-групп, слишком низкая цена может вызвать сомнения в качестве напитка.
Привычка и цена — основные критерии выбора
Более половины (56%) опрошенных заранее знают, какое вино они купят в магазине, 44% принимает решение около прилавка. 48% отдадут предпочтение проверенной марке, а 31% — при покупке ориентируется на скидки и акции. Лишь 15% обращаются за консультацией к сотруднику магазина. Также не все уверены в профессионализме консультантов, полагают, что их основная задача — продать, а не помочь. У каждого покупателя свои критерии выбора вина. Одни сначала выбирают по цвету (63%), сладости (61%) и стоимости (45%), далее интересуются страной-производителем (37%).
При выборе вина в ресторане респонденты ориентируются на другие правила. Например, 40% опрошенных обращают внимание на страну-производителя, 23% просят помочь официанта, а 22% выбирают по цене. При этом цена в ресторане — важный первоначальный критерий. 45% респондентов не заказывают вино в ресторане именно по этой причине.
Россияне не считают вино женским напитком
69% опрошенных считают, что вино не имеет гендера, а 31% полагают, что вино — женский напиток. Более половины опрошенных (54%) уверены, что неважно, кто выбирает вино — мужчина или женщина. Но тех, кто считает, что это должен делать мужчина, в три раза больше, чем тех, кто считает наоборот — 35% и 11% соответственно.
84% опрошенных верят в то, что умеренное употребление вина полезно для здоровья. 16% с этим утверждением не согласны.
Культура потребления вина растет
Культура потребления вина в России только зарождается: появляются новые виноградники, распространяется институт винных консультантов, считают участники фокус-групп. 61% опрошенных хотели бы пройти курсы по правильному выбору вина, повысить свои знания об особенностях разных вин, обучиться элементам этикета и в целом расширить свой кругозор.
Кроме того, 69% респондентов уверены, что молодых людей старше 18 лет нужно обучать культурному употреблению вина. Это может стать профилактикой алкоголизма и несчастных случаев.
«Для большинства россиян вино — это вполне привычный напиток, для кого-то дополняющий романтический или семейный ужин, а для кого-то деловой обед. При этом мы видим, что жители нашей страны определенно интересуются деталями культуры потребления и хотят лучше разбираться в вине и его эстетике. Более того, каждый второй не отказался бы обучиться правильному выбору вина, если бы представилась такая возможность», — отметила в разговоре с «РБК Трендам» основательница LenWine Елена Горбачева.