44% россиян не готовы платить за вино более ₽800

44% россиян не готовы платить за вино более ₽800
23% россиян употребляют вино несколько раз в месяц, чаще всего выбирая в магазинах красное полусладкое. При этом они не готовы платить за вино российских брендов больше, чем за иностранное — рассказываем об исследовании

Школа вина LenWine при поддержке Центра развития потребительского рынка экономического факультета МГУ решила выяснить особенности культуры потребления вина в России. Для этого эксперты школы провели исследование. С 30 октября по 6 ноября 2023 года авторы опросили 1,2 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет до 60 лет, проживающие в городах численностью более 100 тыс. человек. Также проведено две офлайн фокус-группы в Москве с участниками (30–50 лет), покупающими вино в разной ценовой категории. Результаты исследования изучили «РБК Тренды».

Красное полусладкое — лидер среди покупателей

Согласно исследованию, 23% опрошенных употребляют вино несколько раз в месяц, 20% — несколько раз в полгода, 19% — раз в месяц, а 17% — один раз в неделю. Причины, по которым население предпочитает вино другим алкогольным напиткам, разнообразны. Среди них: поднимает настроение и снимает напряжение, дает возможность переключиться, ассоциируется с отдыхом, более легкий напиток и менее опасный с точки зрения опьянения, оттеняет вкус блюд и повышает аппетит, натуральный продукт, можно растянуть удовольствие, хороший подарок.

Потребитель чаще выбирает красное (60%) и белое вино (22%). Игристое покупают 15% опрошенных, а розовое — 3%. Степень сладости напитка также влияет на выбор. Полусладкое занимает первое место в рейтинге предпочтений — 65%. На втором по популярности — сухое (28%), а на третьем полусухое — 17%. При этом выбор вина по количеству сахара может зависеть от многих факторов: скидки, особенности питания и вкусовые предпочтения.

Большинство участников предпочитают российское вино. Чаще всего напитки отечественных производителей покупают в ценовой категории от ₽300 до ₽499 (45%) и от ₽500 до ₽799 (35%). Потребитель пока не готов платить за российское вино больше, чем за иностранное.

Вина каких стран участники исследования покупают/употребляют чаще всего:

  • Россия — 55%,
  • Грузия — 22%,
  • Абхазия — 17%,
  • Италия — 12%,
  • Франция — 11%.

44% россиян не готовы покупать вино дороже ₽800

Большинство респондентов приобретают вино в специализированных магазинах (71%) и в сетевых (58%). Как отмечают участники фокус-групп, данные форматы торговли обеспечивают безопасность качества вина, предоставляют более широкий ассортимент и проводят различные акции.

Что касается цены, то 2% опрошенных готовы заплатить за бутылку объемом 0,7 л до ₽300, 9% — от ₽300–499. Еще 33% опрошенных готовы отдать ₽500–799, 32% — от ₽800 до ₽1200. Почти четверть респондентов (24%) готова приобретать вино стоимостью от ₽1200. По мнению участников фокус-групп, слишком низкая цена может вызвать сомнения в качестве напитка.

Привычка и цена — основные критерии выбора

Более половины (56%) опрошенных заранее знают, какое вино они купят в магазине, 44% принимает решение около прилавка. 48% отдадут предпочтение проверенной марке, а 31% — при покупке ориентируется на скидки и акции. Лишь 15% обращаются за консультацией к сотруднику магазина. Также не все уверены в профессионализме консультантов, полагают, что их основная задача — продать, а не помочь. У каждого покупателя свои критерии выбора вина. Одни сначала выбирают по цвету (63%), сладости (61%) и стоимости (45%), далее интересуются страной-производителем (37%).

При выборе вина в ресторане респонденты ориентируются на другие правила. Например, 40% опрошенных обращают внимание на страну-производителя, 23% просят помочь официанта, а 22% выбирают по цене. При этом цена в ресторане — важный первоначальный критерий. 45% респондентов не заказывают вино в ресторане именно по этой причине.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Российское вино: какое оно сейчас и к чему нужно стремиться

Россияне не считают вино женским напитком

69% опрошенных считают, что вино не имеет гендера, а 31% полагают, что вино — женский напиток. Более половины опрошенных (54%) уверены, что неважно, кто выбирает вино — мужчина или женщина. Но тех, кто считает, что это должен делать мужчина, в три раза больше, чем тех, кто считает наоборот — 35% и 11% соответственно.

84% опрошенных верят в то, что умеренное употребление вина полезно для здоровья. 16% с этим утверждением не согласны.

Культура потребления вина растет

Культура потребления вина в России только зарождается: появляются новые виноградники, распространяется институт винных консультантов, считают участники фокус-групп. 61% опрошенных хотели бы пройти курсы по правильному выбору вина, повысить свои знания об особенностях разных вин, обучиться элементам этикета и в целом расширить свой кругозор.

Кроме того, 69% респондентов уверены, что молодых людей старше 18 лет нужно обучать культурному употреблению вина. Это может стать профилактикой алкоголизма и несчастных случаев.

«Для большинства россиян вино — это вполне привычный напиток, для кого-то дополняющий романтический или семейный ужин, а для кого-то деловой обед. При этом мы видим, что жители нашей страны определенно интересуются деталями культуры потребления и хотят лучше разбираться в вине и его эстетике. Более того, каждый второй не отказался бы обучиться правильному выбору вина, если бы представилась такая возможность», — отметила в разговоре с «РБК Трендам» основательница LenWine Елена Горбачева.

Обновлено 29.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть