Инвестируют в рекламу и ищут аудиторию: как бизнес справляется с кризисом

Фото: Freepik
Фото: Freepik
На конференции РБК для МСБ «Предпринимательский класс» эксперты обсудили положение дел в малом и среднем бизнесе в России и поделились прогнозами

Из-за переориентации российской экономики с западного на восточное направление бизнес столкнулся с необходимостью перестраивать логистику и искать новых клиентов. Изменения произошли не только в этих областях — они также затронули, например, рынок труда и рекламную сферу. Чтобы обсудить, как изменилась российская экономика и чего ждать предпринимателям в будущем, РБК провел конференцию для малого и среднего бизнеса «Предпринимательский класс». Спикеры обсуждали тенденции, рассказывали об успешных кейсах и делились статистикой.

Негативные экономические прогнозы не сбылись

Профессор МГУ Наталья Зубаревич проанализировала экономическую ситуацию, опираясь на данные Росстата за январь—август 2023 года. По ее мнению, практически по всем базовым параметрам российская экономика восстановилась. Например, рост промышленности по стране составил +10%, а в Москве — +12%. Летом рост достиг потолка, и теперь темпы начали замедляться.

Производить больше стали не только заводы. Зубаревич также отметила рост в сфере строительства (+9% в России, +11% в Москве) — по ее мнению, его обусловил кредитный импульс. Несмотря на то что стандартная ставка жилищного кредита высока, в России заработали программы для отдельных категорий граждан, которые позволяют купить жилье в ипотеку дешевле. Также государство выделяет крупные суммы военнослужащим и их родственникам, и вливаются эти средства в том числе и в рынок недвижимости.

Выступление Натальи Зубаревич на конференции РБК для МСБ «Предпринимательский класс»
Выступление Натальи Зубаревич на конференции РБК для МСБ «Предпринимательский класс» (Фото: РБК)

Кроме того, в ситуации неопределенности россияне стали больше посещать общепит — +14% в России и +17% в Москве. «Когда не все здорово, мы это заедаем и запиваем, чтобы сохранить ощущение нормальной жизни», — отметила эксперт.

По прогнозу Зубаревич, будет расти сегмент услуг для пожилых людей — 27% населения столицы и 24% в России сейчас старше трудоспособного возраста. Но в Москве поколение пожилых людей более платежеспособно, чем в регионах. Поэтому предпринимателям, работающим в этой части сферы услуг, имеет смысл рассматривать прежде всего рынок столицы, считает эксперт. «В Москву продолжают инвестировать, этот город очень экономически устойчивый», — заключила Зубаревич.

Фото:Михаил Гребенщиков / РБК
Социальная экономика Наталья Зубаревич — о том, какое будущее ждет «четыре России»

Бизнес не жалеет средств на рекламу

После блокировки Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, чья деятельность признана в России экстремистской и запрещена) и ухода из России Google и ряда других рекламных площадок бюджеты перераспределились в пользу локальных компаний — прежде всего VK и «Яндекса». Об этом в своем выступлении рассказал Руслан Невлютов, директор по цифровой рекламе «МегаФон ПроБизнес». «С одной стороны, это хорошо, с другой — конкуренция брендов на этих площадках стала еще выше», — отметил он.

Если раньше продвижение у многих брендов могло быть замкнуто на одном или двух каналах, то теперь бизнес ищет аудиторию даже в неожиданных местах. И делает это чаще всего в мобильной среде — покупает рекламу в Telegram и других мессенджерах, в мобильных приложениях и мобильных версиях сайтов, в СМС и даже MMS.

«По данным исследования рынка цифровой рекламы, бюджеты на рекламу у российского бизнеса в 2022 году выросли на 25%, в сегменте мобильной рекламы рост был еще значительнее — 42%, — отметила Инна Михайловская, директор по маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФон ПроБизнес», ссылаясь на отчет компании и аналитического агентства ORO (ex-Kantar в России). — Рост востребованности цифровой рекламы закономерен и особенно ярко проявляется в сфере строительства и ремонта, красоты и здоровья, медицинских услуг и образования».

Фото:Михаил Гребенщиков / РБК
Социальная экономика Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями»

Требования к специалистам на рынке труда растут

Новые технологии и отрасли знания возникают быстрее, чем на это могут отреагировать классические университеты. Иногда компаниям проще самим обучить специалиста, чем пытаться найти среди выпускников профильных вузов кого-то подходящего, отметил Максим Спиридонов, основатель образовательных сервисов «Нетология» и «Фоксфорд». «В какой-то момент мы перестали брать людей с педагогическим образованием в образовательную компанию. Нам было проще воспитать методологов, продюсеров, руководителей проектов из эйчаров или психологов», — отметил эксперт.

Спиридонов считает, что именно по этой причине сервисы дополнительного образования стали массово появляться в последние несколько лет. Рынок чувствует пользовательский запрос на обучение отдельным профессиям. Онлайн-сервисы становятся своеобразными «заплатками», закрывающими прорехи в системе классического образования.

Фото:Freepik
Экономика инноваций Баланс хард и софт скиллов: чему стоит учиться предпринимателям МСБ

Бизнес хочет больше новых технологий

Хотя бизнес и интересуется технологиями, он не всегда понимает, зачем они нужны. Предприниматели используют нейросети и сложные ERP-системы в надежде повысить эффективность бизнеса, но чаще получается наоборот, отметил Вадим Колпастиков, исполнительный директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка.

Пример — компания, которая занимается грузоперевозками, оснащает все автомобили системами, следящими за поведением водителя на дороге. Данные о том, насколько быстро едет или плавно тормозит машина, попадают в единую базу, после чего некоторые водители начинают получать предупреждения и штрафы от работодателя. Оказывается, что система помечает действия как нежелательные, не принимая во внимание прочие факторы — в некоторых случаях резкое торможение может быть оправдано. Так же как и низкая скорость — в плохую погоду, например.

Подготовка к запуску, настройка и администрирование сложных систем, если делать их без привлечения сторонних специалистов, не только трудозатратны, но и дороги. В итоге у компаний растут расходы на то, чтобы собрать информацию, а что с ней делать и каких бизнес-целей она поможет достичь, предпринимателям не всегда понятно. «Необязательно внедрять что-то у себя — вы можете найти на рынке открытые данные или посмотреть, как живут соседние отрасли», — посоветовал Колпастиков.

Россияне все сильнее любят маркетплейсы

Рынок электронной коммерции, несмотря на напряженную ситуацию в экономике, продолжает расти, отметил Иван Балашов, эксперт направления развития технологий для микробизнеса «МегаФон ПроБизнес». По данным исследований аналитической компании Data Insight за 2022 год, на которые ссылался Балашов, весь российский e-commerce стоил ₽5,7 трлн (это на 38% больше, чем было в 2021 году). По итогам 2023 года эксперты прогнозируют результат в ₽7,4 трлн. «Много это или мало? Для примера — бюджет Москвы на год составляет ₽2,4 трлн. То есть огромнейший город на это целый год живет, а объем рынка у нас в несколько раз больше», — рассказал Балашов.

Россияне совершают 2,8 млрд заказов в год, средний чек — ₽2110. Наибольшая доля рынка электронной коммерции приходится на несколько крупных маркетплейсов (Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет») — 2 млрд заказов. Средний чек на маркетплейсах — ₽1831.

72 млн человек — то есть каждый второй россиянин — хотя бы раз в месяц заходят на сайты или в приложения интернет-магазинов и маркетплейсов. При этом женщины совершают онлайн-покупки в 2–3 раза чаще мужчин.

Маркетплейсы — это еще и возможность заработать малому бизнесу, отмечает эксперт. По его данным, уже через год работы на одной площадке четверть продавцов решают расширять присутствие и начинают продавать и через другие каналы. А через два года уже 50% продавцов работает с несколькими маркетплейсами.

Таким образом, пика своего роста маркетплейсы пока не достигли. А для малого и среднего бизнеса, который хочет расти и масштабироваться, они становятся практически обязательным каналом присутствия.

Фото:Freepik
Социальная экономика Рост спроса на маркетплейсах: что стало причиной

Реальные истории успеха предпринимателей

На конференции также выступили предприниматели, которые рассказали об идеях, помогающих им достигать успеха в бизнесе.

Ресторатор Владимир Перельман поразмышлял о том, как важно не забывать делегировать задачи. «Первое, о чем стоит помнить: люди, сидящие напротив нас, не знают, что происходит у нас в голове. Второе: важно доверие. При делегировании мы боимся, что человек, которому мы передаем задачу, не справится с ней так же хорошо, как справимся мы. И это надменность делегирующего. Когда я думаю, что могу сделать работу лучше, чем другой человек, в этот момент я ставлю себя на позицию выше, а я должен быть на равных».

По мнению Перельмана, делегировать можно почти все: «12 лет назад, когда я открывал ресторан, так не принято было делать, тогда в России выстраивали жесткие иерархические структуры, но в мире уже зарождался тренд на компании, которые работают более гибко. Первое, о чем меня все спрашивали: «Как ты не боишься, что тебе залезут на шею, обворуют, как ты можешь строить компанию через любовь, когда все остальные строят ее через дисциплину?» Это вера в то, что людьми движет не желание заработать денег в моменте, а способность отдавать».

По мнению предпринимателя, когда вся система начинает работать на доверии, в нее перестают попадать неподходящие люди, потому что им становится некомфортно.

Доктор медицинских наук, практикующий врач и YouTube-блогер с миллионной аудиторией Александр Дзидзария рассказал об ошибках, которые совершают предприниматели — и в его персональном опыте они происходили. Первая из них — ошибиться с выбором направления.

По словам Дзидзария, его первый бизнес, который в результате оказался неудачным, был агрегатором в IT-сфере. «Один из главных ресурсов — это время, работайте там, где вы компетентны», — считает предприниматель. Вместо того чтобы тратить годы на обучение с нуля чему-то новому, нужно осознать уже имеющиеся знания как свою сильную сторону.

«Например, я врач и знаю, где боль у человека, что ему нужно. Осознав это, я все свои бизнес-проекты начал «раскручивать» с конца — с того, что нужно человеку и как ему это дать, чтобы мне это приносило удовольствие», — отметил Дзидзария.

17 апреля РБК проведет конференцию для малого и среднего бизнеса «Предпринимательский класс 2.0». Изучайте программу и успейте забронировать место в предпринимательском классе!

Обновлено 26.03.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть