Стереотипы ослабевают, но не уходят: как живется женщинам-управленцам

Кадр из фильма «Стажер»
Кадр из фильма «Стажер» (Фото: RatPac-Dune Entertainment, Waverly Films)
42% опрошенных женщин в компаниях и предпринимательской среде сталкиваются с гендерными стереотипами, выяснили в Школе управления «Сколково». Рассказываем о главных цифрах и выводах, которые можно сделать из исследования

Какие аспекты изучали исследователи

Школа управления «Сколково» с 2022 года проводит исследование «Женщины-руководители и предприниматели: профессиональное и личностное развитие». В 2023-м авторы исследования опросили более 1 тыс. участниц, большинство (80%) — в возрасте от 35 до 54 лет.

Преимущественно это предпринимательницы (35%) и руководство среднего звена (32%). Примерно четверть — топ-менеджмент, руководительницы групп или проектов. Свыше половины имеют достаточно серьезный опыт работы — шесть и более лет — на управленческих позициях или в бизнесе. 40% живут в Москве, остальные — в других крупных российских городах, таких как Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань. В основном в опросе участвовали женщины, у которых есть семья: 65% замужем, 70% — имеют детей.

Авторы изучили несколько основных аспектов — профессиональное и личное развитие, барьеры, мотиваторы и уровень поддержки. Профили участниц в целом похожи на тех, кого опрашивали в 2022 году. Но распределение ответов на некоторые вопросы существенно изменилось.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Что такое феминизация: как женщины изменят экономику и общество

Уровень удовлетворенности вырос

Исследование показывает, что сегодня участницы в целом более удовлетворены разными сторонами жизни, чем год назад. В 2022-м 48% опрошенных заявили, что скорее довольны или полностью довольны карьерой или бизнесом. Теперь таких ответов уже 55,4%.

Кроме того, гораздо больше женщин оказались довольны своим здоровьем — доля соответствующих ответов увеличилась с 46 до 62%. Также небольшая положительная динамика есть по удовлетворенности личным развитием, личной жизнью и семьей.

Женщины настроились учиться и расширять бизнес

В 2023-м женщины лучше представляют, куда им двигаться дальше, чем годом ранее. Доля тех, у кого есть четкое или хотя бы примерное понимание следующих шагов в карьере, бизнесе и личном развитии, увеличилась с 76 до 80%. Причем в основном за счет тех, кто имеет четкое представление о перспективах.

В то же время участницы исследования стали планировать осторожнее. По сравнению с прошлогодними результатами, меньше опрошенных намерены расширять полномочия (минус 3 процентных пункта), переходить на следующие позиции (минус 4 п.п.), менять направление или сферу деятельности (минус 4 п.п.) и так далее.

Хотя этот тренд, похоже, не коснулся женщин из предпринимательской среды. Они, напротив, настроены очень амбициозно. Более трети участниц опроса планируют расширять бизнес. В 2022-м таких было меньше четверти. Доля желающих запустить собственный бизнес тоже несколько выросла.

Стереотипы ослабевают, но не уходят: как живется женщинам-управленцам

Ослабевают ли гендерные стереотипы

Один из самых обнадеживающих выводов, которые можно сделать из исследования, — гендерные стереотипы, по всей видимости, стали меньше влиять на карьеру женщин. 42% участниц заявили, что сталкивались с такими стереотипами на работе за последние два года. В 2022-м такой ответ давали 52% опрошенных.

Наиболее распространенные ситуации, в которых обычно проявляются гендерные стереотипы, также стали встречаться немного реже. Например, доля тех, кто говорил о разнице в оплате труда между мужчинами и женщинами, сократилась на 4 п.п. А доля участниц, которым указывали на то, что женщина может уйти в декрет и ориентирована на детей, уменьшилась сразу на 6 п.п.

Стереотипы ослабевают, но не уходят: как живется женщинам-управленцам

Марина Карбан, проректор Школы управления «Сколково» по образовательным программам, академический директор программ «Лидеры как преподаватели» и FLOW (Female Leaders Opportunities and Wholeness):

«За последние пару лет увеличилась доля женщин во всех отраслях, включая те, которые долгое время традиционно считались исключительно «мужскими». Рынок труда РФ испытывает дефицит кадров, наблюдается «вымывание» молодых возрастных когорт и уменьшение доли мужчин. Это и приводит к тому, что сейчас компании при найме сотрудников все меньше делают упор на гендер и поэтому для женщин открываются новые карьерные перспективы.

При этом топ ситуаций проявления стереотипов сохранился — разница в оплате труда на одной позиции, стереотипные представления о мужчине-руководителе, назначение менее компетентного, но мужчины.

Похожие выводы сделала Клаудия Голдин (профессор Гарварда, одна из самых влиятельных экономисток мира по версии Международного валютного фонда. — РБК Тренды) в своем исследовании роли женщин на рынке труда, за которое получила Нобелевскую премию по экономике в 2023 году. Клаудия подробно изучала причины гендерных различий на примере США и выяснила, что только с начала XX века разница между представленностью мужчин и женщин на рынке труда стала постепенно сокращаться».

Участие замужних женщин в трудовой жизни в XVIII-XX веках.
Участие замужних женщин в трудовой жизни в XVIII-XX веках. (Фото: Стокгольмский университет)

Фото:Ill. Niklas Elmehed / Nobel Prize Outreach
Социальная экономика Кто и за что получил Нобелевскую премию по экономике в 2023 году

Семья по-прежнему препятствует карьере

Несмотря на видимое ослабление гендерных стереотипов, многие женщины по-прежнему отказываются от карьерного роста или бизнеса по собственной инициативе. На вопрос о том, был ли у них такой опыт за последние пару лет, 33% участниц ответили положительно (в 2022 году — 36%). Чаще всего это связано с приоритетом семьи и личного времени.

Эти результаты также перекликаются с выводами нобелевского лауреата Клаудии Голдин. Она отмечает, что разница между участием мужчин и женщин в трудовой жизни и, соответственно, в их доходах, связана прежде всего с социальными факторами. «Мужчины отказываются от времени с семьей, а женщины часто отказываются от карьеры», — указывает она.

Помимо выбора в пользу семьи, участницы исследования называли и другие причины отказа от карьеры или бизнеса. Многих не устраивали финансовые условия, должность или компания. Каждая четвертая опрошенная призналась, что не была уверена в своих силах и боялась не справиться.

Главная мотивация — внутренняя

Исследователи также изучили, что является для женщин основным мотиватором и поддержкой в развитии карьеры или бизнеса. Самый популярный ответ — наличие внутренней мотивации и уверенности (61 и 68% в 2023 и 2022 годах соответственно).

При этом заметно усилилась роль программ обучения и развития. Раньше в качестве мотиватора и поддержки их рассматривали 41% участниц, теперь — 52%. Кроме того, выросла значимость менторства и коучинга, поддержки со стороны руководства, а также программ и инициатив по поддержке женщин.

О наличии таких программ и инициатив у них в компании заявили около четверти участниц. Чаще всего это корпоративные или отраслевые женские клубы и сообщества.

Однако это не всегда та поддержка, которую женщины хотели бы получать. Отвечая на соответствующий вопрос, участницы чаще всего упоминали образовательные инициативы, а о женских клубах и сообществах сказали всего 2%.

Стереотипы ослабевают, но не уходят: как живется женщинам-управленцам

Интерес к долгосрочному обучению снизился

Вынужденный переход компаний к более краткосрочному планированию в новых экономических условиях повлиял и на образовательную активность женщин. Если в 2022-м 19% участниц говорили, что учились на долгосрочных программах в последние два года, то в 2023-м цифра снизилась почти в четыре раза. Зато женщины стали больше заниматься самообразованием. При этом доля тех, кто учился на краткосрочных программах, практически не изменилась.

Стереотипы ослабевают, но не уходят: как живется женщинам-управленцам

Интересы к разным темам обучения и развития среди женщин-руководительниц и предпринимательниц оказались относительно стабильными. Для них по-прежнему важны темы управления командой и людьми, собственной эффективностью и временем, работа с источниками энергии и мотивации, неуверенностью и нерешительностью.

Участницы исследования стали намного больше интересоваться построением личного бренда и репутации (рост доли ответов с 43 до 56%). Одновременно вырос интерес к вопросам стиля и имиджа (с 22 до 28%), которые, вероятно, расцениваются как важная составляющая личного бренда.

Обновлено 16.11.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть