Медосмотры, ОСАГО и вахтовики: что происходит с рынком такси в России

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Поездки на такси становятся все дороже, а водителей и денег на обновление автопарка все меньше. Разбираемся, как на это повлияли пандемия, полупроводниковый кризис и новый российский закон

Об эксперте: Артем Москалев, СЕО и сооснователь финтех-стартапа IVITECH.

Стоимость поездки на такси в России к августу 2023 года достигла максимума за десять лет — ₽32 за км. При этом количество таксопарков уменьшается, а каждый второй новый водитель уходит, не проработав и месяца. О том, что происходит на таксомоторном рынке и как таксопарку пережить трудные времена, рассказал СЕО и сооснователь финтех-стартапа IVITECH Артем Москалев. Компания специализируется на работе с таксомоторной отраслью и активно помогает владельцам таксопарков получать необходимое финансирование.

В первом полугодии 2023 года средний чек поездки в России составил ₽435. Это на 4% больше, чем год назад. В Москве цифры еще выше — ₽771 и прирост 12%. Впрочем, среднестатистический пассажир такси может сделать вывод о росте по личным расходам.

Одновременно с этим исследование аналитической компании BusinesStat показало, что за 2022 год оборот рынка такси в России уменьшился с ₽990 млрд до ₽985,1 млрд. Это связано с возросшими расходами на содержание бизнеса в этой отрасли и, как следствие, участившимися закрытиями таксопарков. Какими факторами определяется сейчас ценообразование на услуги такси и почему недовольны сложившимся положением все: пассажиры, водители, таксопарки и агрегаторы?

Стоимость машин

За последние годы пассажиры привыкли к качественному цифровому сервису, который предоставляют агрегаторы, и к демократическим ценам на поездки. Так было до пандемии. Потом произошло разрушение глобальных цепочек поставок, разразился «полупроводниковый кризис» (нехватка автомобильных компьютеров) и российский рынок столкнулся с серьезным дефицитом автомобилей, а впоследствии и резким повышением цен на них.

Стоило пандемии отступить, как в 2022 году Россия оказалась под новыми ограничениями, и они тяжело ударили по авторынку. Росстат проанализировал динамику цен на пассажирский транспорт с февраля 2022 года по июнь 2023-го и выяснил, что за этот период стоимость импортного легкового автомобиля выросла на 57%, до ₽2,168 млн, а отечественного — на 25%, до ₽970,1 тыс.

Выросли цены на все: на машины, запчасти, лизинг. Выросла и ставка Центрального банка. В результате таксопарки вынуждены повышать стоимость своих услуг и реже обновлять используемый транспорт. Последнее, конечно, сказалось и на качестве предоставляемых услуг.

Фото:Midjourney
Индустрия 4.0 Без руля и педалей: как устроены современные роботакси

Дефицит водителей

В последние годы основной проблемой стал набор новых водителей, или, если быть точнее, их продолжающийся отток. Коротко и емко высказался о причинах явления создатель телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антон Максимов: «Агрегаторы и диспетчерские обещают по ₽100–120 тыс. в месяц. В реальности, если мы говорим о регионах, доход редко превышает ₽35 тыс. В Москве это ₽60–70 тыс. максимум». Дело в том, что водители ориентируются на московский рынок — а в регионах они сталкиваются с разочарованием. Неудивительно, что водители в обход ограничений агрегатора работают по 12–14 часов в сутки, чтобы сводить концы с концами. Затем они уходят, потому что рассматривают деятельность в такси как временную, например, на время поиска постоянной работы.

Своими наблюдениями поделилась и руководитель направления по работе с водителями «Яндекс.Такси» Наталья Москвитина. По ее словам, привлечение водителей из привычной целевой аудитории — мужчин 25–45 лет — уже не дает желаемого результата — после всех вычетов, включающих в себя аренду автомобиля у таксопарка и комиссию агрегатора, на руках остаются маленькие суммы. Сейчас агрегатор фокусируется на новых для себя аудиториях — «подработчиках» на личных авто, принимающих заказы в удобном для себя режиме, а также вахтовиках из других стран и городов. Половина «подработчиков» уходят в первый месяц, после того как на практике сопоставляют тяжесть работы с реальным доходом.

Таксопаркам не остается ничего другого — удерживать водителей понижением стоимости аренды (но в таком случае снижается прибыль) или снижать требования к ним. Второй вариант из-за нехватки водителей популярнее. А еще из-за дефицита водителей закрывать глаза на квалификацию, наличие необходимых документов и игнорировать прочие ухищрения под видом неведения. В некоторых регионах доля серого рынка легковых пассажирских перевозок достигает 90% — особенно это затрагивает Кавказ и южные регионы в целом. Серый рынок означает отсутствие лицензий у автомобилей и разрешений на работу у водителей.

Изменения в законодательстве

1 сентября 2023 года вступил в силу самый обсуждаемый закон в отрасли — ФЗ от 29.12.2022 № 580-ФЗ об организации перевозок. Он уже успел обрасти спекуляциями, но в целом большинство перевозчиков оценивают новые правила отрицательно. Этот закон призван обелить рынок и сделать поездки безопаснее.

Регистрация водителей как самозанятых или ИП, обязательное наличие лицензии, специальный полис ОСАГО для перевозчиков, обязательная покраска машин в цвета такси, справка об отсутствии судимости, обязательный медосмотр перед выездом на смену — все эти требования подразумевают дополнительные траты в размере около 20%. Нет никаких сомнений: со временем игроки рынка адаптируются и ситуация вскоре придет в норму. По данным нашего анализа, трудности на первых этапах возникнут у небольших компаний с парком до 50 машин. Они наиболее чувствительны к повышению цен и вынуждены снижать стоимость аренды. Это приводит к убыткам. Регуляторика агрегаторов в данном случае тоже не панацея — они, конечно, вправе повышать цены, но не в одночасье. Однако все это не повод отчаиваться и закрывать парк.

Фото: Sergey Tarasov / Unsplash
Индустрия 4.0 Занятость, налоги и ответственность: как новый закон изменит рынок такси

Как остаться на плаву и масштабировать таксопарк

Ближайшие месяцы, а возможно, и год, обещают быть не самыми простыми для рынка такси в стране. Если до принятия новых законов о закрытии таксопарков из-за убытков думали «всего» 12% владельцев, то теперь их число значительно увеличится — по нашим оценкам, до более, чем 20%. Поездки в такси для многих пассажиров станут менее доступными по цене, что окажет дополнительное давление на бизнес.

Позже, когда рынок переживет первую турбулентность и цены стабилизируются (при отсутствии глобальных раздражителей это можно ожидать к концу 2024 года — когда инфляция догонит текущее увеличение цен на транспорт и запчасти), появятся и новые бизнес-модели — например, электропарки и беспилотные такси. Но до тех пор компаниям придется экономить, компенсировать потери накопленными средствами или искать внешнее финансирование. Вот некоторые инструменты, которыми могут воспользоваться таксопарки, для того, чтобы пережить непростые времена и вновь «нащупать почву» под ногами:

  • Лизинг — значительно сокращает расходы таксопарка, так как бизнес избавляется от необходимости выплачивать всю стоимость автомобиля одномоментно.
  • Автоматизация — на рынке есть немало ERP-систем (программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов и управлении ими), при помощи которых можно значительно сократить расходы на бизнес-процессы.
  • Оптимизация финансовой части — можно подключить один из сервисов моментальной оплаты водителям, сократив издержки бухгалтерии.
  • Удаленные медицинские сервисы — для таксопарков доступны настольные терминалы для медосмотра, минимизирующие затраты на проверки водителей.
  • Альтернативное финансирование — в России действуют сервисы, помогающие таксопаркам получать необходимое кредитование. Они используют собственную, уникальную систему оценки кредитоспособности, что повышает шанс на одобрение займа.

Грядущие трудности могут пошатнуть уверенность владельцев таксопарков в перспективности своего бизнеса. Это момент, когда нужно отбросить страхи, смотреть на ситуацию трезво, принять новые реалии и масштабировать свое дело, используя все доступные для этого инструменты. Рынок цикличен — и после, казалось бы, беспросветной тьмы, нас обязательно ждет рассвет.

Обновлено 26.10.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть