А в чем тренд?
После пандемии COVID-19 частота случаев насилия и жестокого обращения с персоналом магазинов в Великобритании выросла почти вдвое. По данным сотрудничающего с ретейлерами разработчика системы распознавания лиц NTechLab, в первой половине 2022 года в российских магазинах на 18% увеличилось количество краж. И в западных странах, и в России этот тренд связывают с экономическим кризисом. «Как только экономика начинает немного сдавать, учащаются случаи воровства», — в 2022 году подтверждал управляющий делами группы «Спортмастер» Сергей Агибалов.
Грабеж и угрозы
Термин «магазинная кража» наводит на мысль о том, что кто-то тайком положил в карман шоколадку. Такие преступления совершаются относительно регулярно. Однако учащаются и показатели систематического грабежа супермаркетов. В Великобритании целые полки с товарами грузятся в чемоданы и мусорные контейнеры. Работникам магазинов угрожают ножами, разбитыми стеклянными бутылками и иглами для инъекций. Чаще всего воруются дорогостоящие товары, которые можно быстро перепродать. В России трендом стало хищение на кассах самообслуживания. Количество участников подобных махинаций в 2022 году выросло на 34%.
Почему воровство учащается
Существует несколько мотивов для регулярного воровства. По данным исследований, 70% магазинных краж совершается лицами, которые употребляют наркотики и пытаются найти деньги на новую дозу.
Однако росту количества краж способствуют и экономические кризисы. Они предоставляют возможность злоумышленникам получить прибыль. В сложные периоды люди с большей долей вероятности покупают краденое, особенно через торговые площадки в интернете, а также на рынках и в мелких магазинах.
Систематическая борьба с воровством
В Великобритании проблема усугубляется недостаточным финансированием полиции. В сфере торговли правоохранительные органы не реагируют на 71% сообщений о серьезных преступлениях. Для пойманных преступников средний срок лишения свободы за кражу в магазине составляет два месяца. Ретейлеры призывают к ужесточению борьбы с воровством.
Однако необходимо также бороться со спросом и готовыми рынками сбыта краденых товаров. По мнению профессора криминологии из Лондонского городского университета Эммелин Тейлор, странам важно усилить регулирование торговых площадок в интернете. В США недавно принятый закон «Об информировании потребителей» требует от маркетплейсов собирать информацию о пользователях с большим объемом продаж, чтобы избежать закупок краденного.
Что нужно делать магазинам
Магазины и предприятия розничной торговли могут принимать отдельные меры:
- собирать данные о типах краж и передавать их полиции;
- инвестировать в оборудование, например, в беспроводные наушники, чтобы сотрудники могли предупреждать друг друга о подозрительных ситуациях;
- использовать инструменты анализа данных, чтобы определять, в какое время кражи наиболее распространены;
- вешать замки на дорогие товары;
- устанавливать партнерство с другими магазинами.