Жамевю: как наука изучает странную противоположность дежавю

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Жамевю возникает, когда привычное кажется нам совершенно новым. Разбираемся, как формируется этот феномен

А в чем тренд?

Повторение странно взаимодействует с сознанием. Например, дежавю — это ощущение будто мы уже переживали определенную ситуацию. По данным исследований, этот эффект возникает из-за того, что мозг ищет связь между новым и прошлым опытом или пытается проверить существующие воспоминания.

Однако повторение может привести и к обратному явлению. Оно называется «жамевю». Группа исследователей из Великобритании, Франции, Финляндии и Малайзии в сентябре 2023 года получили за изучение этого феномена Шнобелевскую премию по литературе.

Что такое жамевю

Жамевю — это ощущение, которое возникает, когда что-то знакомое кажется тем, что видишь в первый раз. Например, вы смотрите на старого друга, и думаете, что раньше не встречали этого человека. В привычном магазине, который вы посещаете несколько раз в неделю, вы можете потеряться или решить, что полки стоят по-новому. Жамевю особенно знакомо музыкантам — они внезапно могут ощутить, что впервые исполняют их главный хит.

Примеры жамевю

Жамевю статистически возникает реже дежавю, однако вызывает у людей большую тревожность. Ученые приводили в пример опросники, в которых студенты-добровольцы делились своими впечатлениями от столкновениями с этим феноменом. В одном из них говорилось: «Во время экзамена я пишу какое-то слово, например, «аппетит», корректно, но потом снова и снова смотрю на него, потому что возникают мысли, что я ошибся». Участник исследовательской группы, психолог Акира О’Коннор из Сент-Эндрюсского университета в Великобритании, рассказывал, что ему пришлось остановиться на обочине шоссе, потому что он внезапно забыл, как управлять автомобилем.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Что такое эффект дежавю, когда и почему происходит

Постоянное повторение слов

Исследователи решили вызвать жамевю в лабораторных условиях. Для этого они просили 94 студентов-добровольцев многократно записывать одни и те же слова — от распространенных (door — «дверь») до более редких (sward — «газон»).

Ученые просили участников переписывать слова как можно быстрее, но прекратить эксперимент можно было в любой момент — нужно было лишь назвать причину (странные ощущения, скука или боль в руке). Остановка из-за странных ощущений стала наиболее распространенным вариантом. Его выбрало около 70% добровольцев. Чаще всего участники опыта сдавались через минуту и 33 повторения. Во втором раунде эксперимента ученые использовали только артикль «the» — 55% студентов сдалось после 27 повторений.

Почему возникает жамевю

При работе над исследованием ученые выяснили, что еще в 1907 году психолог Маргарет Флой Уошберн обнаружила потерю ассоциативной силы слов, на которые ее студент смотрел в течение трех минут. В XXI веке исследователи нашли причины возникновения феномена. По их словам, жамевю — сигнал о том, что какие-то события стали слишком автоматическими. Такое ощущение нереальности позволяет вынырнуть из засасывающей рутины. Жамевю сохраняет когнитивные системы человека гибкими, позволяя направлять внимание на действительно важные вещи, а не теряться в повторяющихся задачах.

Обновлено 06.10.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть