Многие родители начинают готовить ребенка к первому классу задолго до поступления в школу. В этот процесс вовлечены педагоги в детских садах и секциях для дошкольников. Зачастую при подготовке ребенка к школе родители фокусируются на когнитивных навыках малыша: знании букв и цифр, усидчивости, развитию внимания, памяти и речи.
Однако важно не упускать психологическую подготовку ребенка: хочет ли он сам в школу, имеет ли представление об обучении, может ли долго находиться в разлуке с родителями. Не менее значима и готовность самих родителей, ведь им придется столкнуться со многими задачами и вызовами школьной жизни.
Мы поговорили с экспертами Центра детской психологии «Август» — клиническим психологом и психотерапевтом Марией Макаровой и логопедом-дефектологом Людмилой Поплавской — о том, как понять, готов ли ребенок пойти в школу, как помочь ему адаптироваться и как родителям справиться со своими страхами.
Первые дни в школе
Ребенок, который впервые пошел в школу, сталкивается со множеством новых обстоятельств и условий. Некоторые из них вызывают интерес, другие же приводят к трудностям.
Одна из самых непростых задач для ребенка — научиться взаимодействовать со сверстниками в непривычной обстановке. Особенно трудным этот процесс может стать для детей, не посещавших детский сад или различные секции, а привыкших проводить время только с родителями и родственниками.
Также важно помнить, что ребенок может испытывать стресс и чувствовать себя «перегруженным» в первые недели обучения. В таком случае родители должны показать свою готовность помочь и поддержать ребенка, а также проявить заинтересованность в его школьной жизни.
Мария Макарова, клинический психолог и психотерапевт:
«В первые недели обучения ребенок особенно нуждается в поддержке родителей — как в эмоциональном, так и организационном плане. Необходимо помнить, что ребенку требуется время приспособиться к новому режиму и условиям школы.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, важно наладить режим — он должен высыпаться и не переутомляться. В этот период не стоит перегружать ребенка — кружки и дополнительные занятия должны быть дозированы, не нужно предлагать ему новые домашние обязанности».
Эксперт подчеркивает, что на первых этапах обучения важно помогать ребенку готовить одежду для школы, собирать портфель, выполнять домашнее задание. После школы стоит расспросить ребенка о том, как прошел его день, что происходило с ним в школе, что было интересного и с какими трудностями он столкнулся. Ребенок должен чувствовать, что в новых условиях он не остается один и всегда может обратиться за помощью.
Как справиться со стрессом?
Как быть, если ребенок испытывает повышенный стресс в первые дни в школе? Логопед-дефектолог Людмила Поплавская рекомендует выяснить, что именно лежит в основе стресса. Важно понять, вызван ли стресс объективными трудностями в обучении или проблема более специфическая. Это может быть несформированность коммуникативного навыка, неумение соблюдать новые правила, изменившийся распорядок дня и другие вопросы, лежащие в области психологии.
Последние могут быть обусловлены нарушением высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи; или просто недостаточной подготовленностью к школьному обучению. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам — нейропсихологу, логопеду, дефектологу — для определения причин возникновения тех или иных трудностей и получения своевременной помощи.
Учесть особенности ребенка
Эксперты рекомендуют учитывать не только уровень общего развития, но и индивидуальные особенности ребенка. Подход к адаптации в школе может различаться, застенчивому ребенку поможет одно, а непоседливому дошкольнику — другое.
Мария Макарова:
«Отличительными чертами у застенчивого ребенка являются трудности вовлечения в социальное взаимодействие со сверстниками, страхи в проявлении инициативы, страх получить плохую оценку или вызвать осуждение со стороны учителя или других учеников. Например, стеснительному ребенку может быть сложно поднять руку или выступить у доски, даже если он знает правильный ответ».
По словам Макаровой, для робкого ребенка скорее подходит мягкое, доброжелательное отношение со стороны учителя. В то время как в контакте со строгими и директивными педагогами такой ребенок будет испытывать еще большее давление и может замкнуться в себе. Особенно негативно может сказаться прямое оценивание ребенка или сравнение его с другими.
«Важно помогать ребенку постепенно проявлять инициативу, подмечать успехи ребенка, включать в совместную деятельность с другими учениками, например, подойдет совместный творческий проект или коллективные игры, где есть возможность проявить себя в более неформальной обстановке», — объясняет эксперт.
Особенностью гиперактивного ребенка, напротив, является повышенная возбудимость и трудности контроля собственных импульсов. «Детям с гиперактивностью бывает сложно сконцентрироваться на уроке, они часто отвлекаются, подвижны, может отмечаться импульсивность поступков и действий. Такому ребенку требуется помощь в организации учебного процесса, когда часть функций контроля перекладывается на взрослого — учителя или родителя. Особенно важна организация режима учебы и отдыха, возможности для ребенка выплеснуть физическую активность на занятиях спортом, в играх на свежем воздухе», — подчеркивает Мария Макарова.
Людмила Поплавская призывает обратить внимание также на когнитивные особенности ребенка. «Детям с трудностями обучения необходим особый подход. Например, ребенку с предпосылками возникновения дисграфии (нарушения процесса письма из-за недостаточной сформированности психических функций) следует уменьшить объем письменных работ. Дислексика (дислексия — выборочное нарушение способности осваивать навыки письма и чтения) не стоит просить читать вслух перед всем классом или проверять скорость чтения. Ребенку с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности, среди симптомов — трудности с концентрацией внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность) важно давать возможность отдохнуть от задания, переключившись на какую-то двигательную активность. В каждом отдельном случае рекомендации будут разные и соблюдать их необходимо как в школе, так и дома», — делится логопед.
Общение с одноклассниками
Школа учит ребенка не только математике и языкам, но и общению. Класс — первая модель социума, в которой ребенок вынужден существовать сам по себе, без прямого участия родителей. Активным и экстравертным детям проще адаптироваться в классе, завести друзей и приятелей, коммуницировать с учителем. Однако многие дети сталкиваются с трудностями в общении. Эксперты нашего материала советуют поговорить с ребенком о том, как строить взаимодействие с одноклассниками и быть открытыми к его проблемам.
Мария Макарова:
«Развитие и становление коммуникативных способностей — это долгий и кропотливый процесс, возникающий с первых дней жизни ребенка, продолжающийся и развивающийся на протяжении всей жизни. Основа этого опыта закладывается в семье и отношениях с близкими.
Если ребенок при попадании в социум — детский сад, школу, коллективы сверстников испытывает стойкие трудности в установлении и поддержании общения с другими детьми, то это повод обратиться к специалисту — детскому психологу или психотерапевту. Специалист поможет найти причину эмоциональных затруднений и пути их преодоления».
Тем не менее, у каждого ребенка могут возникать трудности в общении, требующие помощи или совета взрослого: как поступить в той или иной ситуации, как решить конфликт? Обсуждение с ребенком подобных вопросов поможет ему лучше понимать себя и других, легче налаживать контакты, учиться решать спорные ситуации.
Также, подчеркивает Макарова, важный фактор при адаптации — умение ребенком понимать свои желания и отстаивать границы. Ребенок должен знать о том, что у него всегда есть выбор и он может отказаться от чего-то, что ему не подходит или не нравится, не бояться сказать «нет».
«Важно учить ребенка решать конфликты в словесной форме, искать компромиссы, использовать силу только в защитных целях, в случае самообороны при направленной физической агрессии. Донести до ребенка, что он может обращаться за помощью к учителю или родителям, если не удается решить конфликт самостоятельно», — отмечает психолог.
Мотивация к учебе
Зачастую самая волнующая родителей тема — это мотивация ребенка к учебе. В нынешнее время, психологи строго не рекомендую негативно мотивировать ребенка учиться: с помощью наказаний или угроз. Лучше применять мягкие методы, которые помогут заинтересовать ребенка в учебе, но не снижать его самооценку и не повышать тревогу.
Мария Макарова считает, что залог позитивной мотивации — открытость и поддержка родителей: «На позитивную мотивацию к школьному обучению влияет эмоциональное отношение ребенка к школе, его уверенность в собственных силах, способность справляться с неудачами и радоваться успехам. Хорошие оценки не должны становиться краеугольным камнем в обучении. Важно поощрять не достижения ребенка, его оценки или награды, а потраченные силы и устремления».
Даже если у ребенка не получилось достичь желаемого результата, важно похвалить его за то, что уже получилось, предложить помощь и вместе разобраться с тем, чего не хватило и над чем еще нужно поработать.
Макарова советует оказывать ребенку поддержку в случае трудностей: иногда это может быть локальная помощь в решении школьного задания или проекта, иногда систематическая помощь репетитора по предмету или нейропсихолога, если ребенок испытывает трудности запоминания, концентрации внимания, письма или чтения. Не стоит сравнивать ребенка и его успехи с другими людьми. «Сравнение с другим, особенно более успешным товарищем, способствует тому, что ребенок рано или поздно, сам начнет сравнивать себя с окружающими, будет ревностно относиться к достижениям других, воспринимать чужие успехи, как собственные неудачи. Важно, чтобы ребенок знал, что родители всегда готовы его поддержать», — говорит психотерапевт.
Дефектолог Людмила Поплавская призывает обращать особенное внимание на трудности, которые возникают у ребенка во время учебы и быть готовыми обратиться за помощью.
Людмила Поплавская:
«Если помимо сложностей психологической адаптации у ребенка обнаружены трудности освоения школьной программы, то важно будет наладить слаженную работу коррекционных специалистов и психолога.
Психолог будет работать над повышением мотивации, уверенности в своих силах, а логопед или нейропсихолог помогут справиться с причинами неуспешности в учебе.
В случаях выраженной негативной реакции ребенка на обучение, вплоть до полного отказа ходить в школу, на первое место выдвигается работа психолога. Коррекционные специалисты подключаются по мере психологической готовности ребенка».
Родительская тревога
Первый класс — важное, но сложное событие не только для ребенка, но и для его родителей. У многих молодых родителей возникает чувство тревоги, ведь ребенок впервые надолго покидает дом. К тому же родитель сам мог пережить травматический опыт обучения в школе, который неосознанно транслирует на ребенка.
Мария Макарова:
«Поступление ребенка в первый класс школы оказывается волнительным моментом не только для ребенка, но для его семьи. Внимательность к жизни ребенка, в том числе того, что происходит в школе, проявление обеспокоенности и стремление оказать поддержку и помощь в случае необходимости, являются естественными реакциями родителей. Как правило, специальной оценки психологической готовности для этого не требуется.
Исключением являются те случаи, когда родители сами сталкиваются с сильной тревогой внутри себя и могут почувствовать необходимость психологической поддержки».
По мнению специалиста, появление чрезмерной тревоги может быть связано с актуализацией собственного негативного школьного опыта и страха его повторения уже в связи с обучением ребенка.
Поэтому первое, с чего нужно начать — это заметить тревогу у себя и попытаться понять, связана ли эта тревога с объективными причинами. «Если тревога родителей чрезмерна и не имеет объективных причин, скорее всего речь идет о возможных внутренних конфликтах самих родителей. Осознание и разделение своих собственных чувств уже способствуют тому, чтобы предотвратить трансляцию тревоги на ребенка», — говорит психотерапевт.