Что такое цирк и когда он появился
Цирк — это вид зрелищного искусства, где с номерами выступают дрессированные животные, клоуны, акробаты, гимнасты, жонглеры, эквилибристы и другие люди, способные удивить своими уникальными талантами.
Английское слово circus (цирк) имеет тот же корень, что и слово circle (круг). Это неслучайно, потому что цирковые шоу проходят на круглом манеже, вокруг которого размещают зрительские ряды. Кроме того, шапито — цирки, которые переезжают с места на место, как правило, показывают свои представления в круглых шатрах.
Прообразом современного цирка можно считать круглые древнеримские амфитеатры, где проходили гладиаторские бои, гонки на колесницах, травля и убийство животных, инсценировки боев. Номера с дрессированными животными и торжественный выход артистов в начале представления берут свое начало именно в древнеримском «цирке».
Итальянский проект Circo Maximo Experience с помощью AR- и VR-гарнитур воссоздает древнеримский Большой цирк и показывает посетителям, как он выглядел раньше: это был большой ипподром, где проходили различные фестивали и гонки на колесницах. Сейчас это популярная достопримечательность.
Экскурсия проходит на территории самого цирка. Посетители передвигаются по территории и смотрят как на современное состояние памятника архитектуры, так и на его первозданный вид с помощью VR-очков. Маршрут рассчитан на 40 минут и доступен на итальянском, английском, французском, немецком, испанском, русском, китайском и японском языках.
Кроме того, с древних времен существуют шуты, акробаты, эквилибристы, жонглеры, фокусники. Однако до XVIII века цирка как сформировавшегося вида развлечений не существовало. Отдельные люди с необычными талантами путешествовали по миру и показывали свои номера: простолюдинам — на ярмарках и общественных праздниках, знати и правителям — на вечерах и балах.
Современный цирк
Современный цирк возник в Англии в XVIII веке. Филип Эстли, бывший сержант-майор, ставший трюковым наездником, обнаружил, что когда он скакал по кругу, стоя на спине своей лошади, то центробежные и центростремительные силы помогали ему сохранять равновесие. До 1770 года представления Эстли состояли из его трюковых номеров. Потом он нанял клоуна, музыкантов и других артистов, исполнявших разнообразные трюки. В 1777 году открылся первый цирк в здании.
После этого цирки-манежи, где выступают трюкачи, клоуны и наездники, стали появляться в других странах: во Франции, Германии, США, России. В XIX веке стали популярны номера со слонами и другими экзотическими животными. Кроме того, в передвижных цирках стали использовать большой шатер. В XX веке в некоторых странах, таких как Китай и СССР, цирки стали финансироваться государством и превратились в отдельный вид искусства.
Среди достижений в развитии цирка в XX веке — создание в 1984 году Ги Лалиберте и Жилем Сент-Круа Cirque du Soleil. Его принципиальной особенностью стал полный отказ от животных в пользу цирковых спектаклей с участием артистов, выполняющих сложные номера.
После создания Cirque du Soleil появилась тенденция на отказ от дрессированных животных в цирке. В 1998 году первой страной, запретившей цирковые номера с животными, стала Болгария. Затем ее примеру последовали Кипр, Греция, Ирландия, Израиль, Мексика, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Великобритания, Финляндия, Франция, Швейцария и Чехия. Сегодня этичные цирки — мировой тренд: 45 государств полностью или частично отказались от эксплуатации животных в развлекательных представлениях, есть ряд стран с локальными ограничениями (на уровне городов, штатов или только шапито), а, например, в Латвии и Венгрии в цирках можно содержать только животных, рожденных и выросших в неволе.
Отказ от животных в цирковых представлениях происходит не только по этическим соображениям, с заботой о благополучии зверей, но также и для безопасности артистов и зрителей. Случаи нападений животных на сотрудников цирка, своих же дрессировщиков и людей из зала — совсем не редкость. В разное время нападали не только хищные львы, тигры, медведи, но и «мирные» страусы или шимпанзе (на съемках телевизионного шоу «Цирк со звездами» обезьяна Капа укусила артиста Ефима Шифрина за руку).
В России Минкультуры сохранило номера с животными в цирковых программах до 2035 года. При этом только 16% опрошенных россиян считают, что цирки с животными и зоопарки нужно сохранить. Согласно докладу заслуженного ветврача России Евгения Сибгатулина, до 70% его практики составляют случаи лечения травм, полученных животными во время дрессировки. В своей книге «Почти серьезно» советский и российский артист цирка и актер Юрий Никулин писал о смерти медведя Мальчика во время дрессуры — зверь был напуган до сердечного приступа, и о том, что почти все цирковые медведи слепнут в возрасте примерно десяти лет от перепадов света между темнотой вольера и яркими софитами арены.
С 1 января 2020 года вступил в силу закон «Об ответственном обращении с животными», который содержит требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, то есть запрещает жестокое обращение и не допускает применения лекарственных препаратов, причиняющих вред здоровью. Однако четкий контроль за методами дрессировки и условиями содержания зверей, особенно в частных цирках, не установлен.
Отдельного внимания заслуживают и дельфинарии. По подсчетам эколога Софьи Беляевой, в «Москвариуме» за восемь лет его существования умерло не менее 16 морских млекопитающих. В самом океанариуме отмечали, что крайне сложно приблизить искусственные условия содержания крупных морских животных к естественным, «несмотря на высокий уровень компетенции экспертов центра, наличие большого опыта в работе с морскими млекопитающими».
В июне 2023 года Госдума одобрила законопроект, запрещающий вылов морских млекопитающих для дельфинариев. Если закон примут, он начнет действовать в следующем году. Однако хотя эти поправки и запрещают вылов для индустрии, но разрешают его для «научных целей».
Современные технологии, которые используют в цирке
Все чаще цирковые режиссеры удивляют зрителей не дрессированными животными, а сложными трюками и современными технологиями. Не все технологии инновационные по своей сути, но некоторые выглядят необычно в контексте их использования в цирке.
Голограммы
В 2019 году в немецком цирке Roncalli состоялось первое в мире цирковое шоу, где вместо настоящих животных были использованы их голограммы. Кроме голограмм в представлении участвовали артисты и показывали трюки.
Голограмма — это объемное изображение, оптическая копия объекта. Для создания компьютерной голограммы животного нужно задать необходимые параметры, и программа «нарисует» образ, который можно будет вывести на специальный экран.
VR
Американский цирк Hideaway Circus записывает цирковые номера (без животных) и транслирует зрителям через VR-гарнитуру. Зрители смотрят представления индивидуально, собираться в отдельном помещении, например в шатре, не нужно. Одна из отличительных особенностей представления в виртуальной реальности — это «перемещение» по разным локациям: люди наблюдают шоу в декорациях пустыни, города, пляжа и т.д.
Лазеры
Лазер — это устройство, которое преобразует электрическую, тепловую и другие виды энергии в узконаправленное излучение света. Лазеры и лазерные шоу включают в свои номера цирки по всему миру — например, английские цирки Circus Zyair и Gandeys Circus, а также ирландский Tom Duffy's Circus. Это безопасный и эффектный сценический прием, которым можно увлечь зрителей.
Бассейн
Фонтаны и бассейны не инновационные технологии. Однако на традиционно сухой арене цирка такие декорации, причем не для морских животных, а для людей, выглядят необычно.
Вместо сцены бассейн объемом 5,6 млн л использовали еще в 1998 году режиссеры Cirque du Soleil в спектакле под названием «О». Для сравнения: объем 25-метрового бассейна, который используется на Олимпийских играх, — 1,8 млн л. В цирковом представлении «О» участвуют 85 акробатов, синхронисток и дайверов. Артисты выступают в бассейне, по его периметру и в воздухе над водной сценой. Шоу «О» до сих пор можно увидеть в Лас-Вегасе.