На протяжении всей истории для выживания человеку требовалось объединяться с себе подобными. Чем выше статус особи в группе, чем больше ей доставалось еды и других ресурсов, например, лучших партнеров для спаривания. По прошествии десятков тысяч лет мы по-прежнему хотим достичь высокого положения в социальных группах, которым принадлежим, вовлекаясь в статусные игры на работе, дома, в кругу однокурсников, родительском чате или соцсетях. «Мы — сумма игр, в которые играем» — заявляет Уилл Сторр, автор книги «Статус».
Кто автор?
Уилл Сторр — журналист, автор статей в The Guardian, Sunday Times, New Yorker и The New York Times. Его репортажи из лагерей беженцев в Африке и удаленных районов Колумбии принесли Уиллу награду Национального пресс-клуба. Принципы расследовательской журналистики Сторр использовал для написания своих книг, две из которых — «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет» и «Наука сторителлинга» — вошли в списки бестселлеров.
О чем книга?
Уилл Сторр считает, что погоня за статусом — это основная движущая сила для человека. Речь не идет о любви и принятии, статус означает, что окружающие оценивают вас положительно, проявляют уважение и внимание, хвалят или одобряют, а также позволяют влиять на себя. Чтобы заработать баллы в этой игре нет необходимости летать в космос или стать обладателем Кубка мира. Ежедневно мы получаем «статусные» очки в сотнях взаимодействий: улыбка от соседа в лифте, одобрение коллег, лайки под фото из отпуска. Как только мы сталкиваемся с другими, мы начинаем искать признания и одобрения.
Социогеномика
Новая наука — социогеномика — объясняет связь здоровья и социального статуса. Господствующая гипотеза гласит, что если нам не удается получить достаточно высокий статус и преуспеть в жизненной игре, наше тело готовится к кризису, запуская реакции защиты от нападения. Это повышает риск нейродегенеративного расстройства, способствует появлению сосудистых бляшек в артериях, размножению раковых клеток.
Иными словами существует связь между социальным статусом и здоровьем. К примеру, риск смерти у сотрудников в возрастной группе от 40 до 64 лет, находящихся внизу офисной иерархии, в четыре раза выше, чем у их высокопоставленных коллег. Можно было бы предположить, что существенное влияние оказывает образ жизни, присущий разным стратам, но факты говорят, что у курильщика, занимающего статусную должность, больше вероятности заболеть из-за своей привычки, чем у такого же курильщика с более высоким рангом. Однако высокий статус не всегда может быть завязан на карьерном треке. Мы одновременно соревнуемся в нескольких направлениях.
Доминирование, добродетель, успех
Автор выделяет три основных типа статусных игр. При доминировании статус достигается силой или запугиванием. В играх добродетели статус получают игроки, проявляющие качества, высоко ценимые в этом обществе, например, верность долгу, патриотизм, послушание или соблюдение моральных норм. Игры успеха требуют профессиональных навыков, талантов или знаний.
Доминирование — наиболее древняя игра, она распространена повсеместно в животном мире, это самый простой и инстинктивный паттерн поведения, который может запускаться в самых разных ситуациях. Уилл Сторр приводит пример столкновения высокопоставленной чиновницы с дорожной полицией и скандальной попытки первой использовать свой статус, чтобы добиться от служащих нужного поведения.
По мере развития человека доминирование все чаще меняется на игры более высокого порядка, где вместо страха задействованы репутация и престиж. Речь идет про игры добродетели (религии и новая этика) и успеха (спорт и бизнес). В них, в отличие от доминирования, статус не захватывается насильственно, окружающие сами награждают вас престижем и вниманием.
Большинство статусных игр, в которых мы оказываемся, комбинируют черты всех трех, с преобладающим одним типом. Например, уличные драки или армия — это площадка для игр доминирования, однако тут есть место и добродетели, а значит, могут цениться проявления героизма или милосердия. У каждого из нас тоже есть какая-то преобладающая стратегия получения статуса, но при этом в жизни мы можем использовать все три.
Лидерство и статус
Уилл Сторр делится результатами исследования, из которого следует, что генеральные директора, которые не встречали со стороны подчиненных критики, оценивали свои способности выше других, но в то же время фирмы под их руководством были менее эффективными. Постоянное восхищение и поток лести приводит к опьянению статусом, такие лидеры становятся менее гибкими и с трудом меняют курс, когда что-то идет не так. Привыкнув к своему статусу, человек начинает верить в собственную исключительность и может легко утратить навык критического мышления.
Тысячелетия назад, когда мы жили небольшими общинами, сформировался механизм сдерживания чересчур возомнивших о себе высокостатусных соплеменников. Стоило удачливому охотнику начать задирать нос, другие члены племени исполняли песню осмеяния, что приводило героя в чувство. Поэтому нам так приятно сплетничать и высмеивать пороки знаменитостей и власть имущих. Другое дело, что сегодняшние «вожди племени» настолько дистанцированы от рядовых членов общества, что никакие мемы не могут вернуть здравый смысл зарвавшемуся управленцу.
Ресентимент
Эволюция не подготовила нас к современным сложным статусным играм с разветвленной иерархией, разнообразием групп и сочетанием формального и неформального признания. Вместо этого мы получили склонность к ресентименту, не самому конструктивному чувству, которое когда-то помогало сдерживать тщеславие вождей. Теперь же ресентимент заставляет нас ненавидеть тех, кто отказывает нам в том статусе, которого, по нашему мнению, мы заслуживаем.
Неписаный свод правил
Выигрыш в статусных играх не всегда может быть оценен по формальной шкале — уровню зарплаты, должности или месту в турнирной таблице. Зачастую мы используем символы успеха, которые могут быть весьма разнообразными: брендовые вещи, кубики на животе (если мы включены в ЗОЖ-игру) или самый большой самосвал из коробки игрушек в детском саду. Наш разум придает этим символам ценность в зависимости от того мира, в котором мы живем. Наши системы распознавания статусов мониторят, насколько часто к нам прислушиваются окружающие в любых взаимодействиях. Большинство оценок даются нам неформально: в виде взглядов, мнений, того, что читается между строк. Мы прекрасно научились считывать такие послания по интонации, позе, жестам человека, а в последнее время и по смайликам в комментариях.
Социальные сети
Социальные сети — идеальная платформа для статусных соревнований. Тут есть все: играми в доминирование увлекаются проводники травли и культуры отмены, в добродетель играют тренеры осознанности всех мастей и политики, для игры в успех идеальны селфи и посты о путешествиях или новой престижной работе. Автор сравнивает социальные сети с игровым автоматом, который выдает статус непредсказуемым образом. Каждый раз, когда мы публикуем пост или фото, мы ждем лайков и комментариев, но не знаем наверняка, будет ли награда больше, чем вчера. Такое непредсказуемое поощрение «целевого поведения» вынуждает нас снова и снова играть в этом автомате, порой формируя зависимость от социальных сетей.
Онлайн-травля
Битвы за статус происходят не только внутри игр, но и между ними. К примеру, если взять сообщество «антипрививочников», то это типичная игра добродетели. Участники соревнуются за статус самой заботливой матери и борются с общим врагом — фарминдустрией. В ходе этой игры они раздают друг другу статусные очки, делясь статьями и слухами, подтверждающими их правоту, а также высмеивая своих противников. Что же происходит, когда они сталкиваются с кем-то, имеющим противоположное мнение? Сторонник доказательной медицины самим фактом своего существования ставит под сомнение статусную игру антипрививочников и их ценности. Это воспринимается как нападение.
Если это происходит, мы ищем утешения у единомышленников и нивелируем состоятельность «неправых из интернета», навешивая на них уничижительные ярлыки. В этот момент происходит опасная трансформация, оппонент становится настоящим врагом, против которого в ход идут любые средства.
Цитаты из книги
«Мы привыкли думать о деньгах и власти как об основных мотивирующих факторах жизни. Но на самом деле это символы, которые мы используем, чтобы измерять статус».
«В игре люксовых брендов одежды действует общеизвестное правило: чем больше логотип, тем ниже статус и, следовательно, цена. Анализ показал, что «увеличение размера логотипа на один пункт по семибалльной шкале означает снижение цены на $122,26 для сумочек Gucci и на $26,27 для сумочек Louis Vuitton. Логотип на модели Hobo от Bottega Veneta стоимостью $2500 вообще не видно. Он скрывается внутри сумки».
Зачем читать книгу?
Чтобы посмотреть на свое взаимодействие с людьми более взвешенно и осознанно. Уилл Сторр выводит свод правил статусных игр, которые помогут сделать наши взаимодействия с другими более экологичными. Одно из них гласит: если вы дарите уважение окружающим, от этого выигрывают все. Если перестать включать доминирование в десятках ежедневных взаимодействий, от звонка в колл-центр до очереди в аэропорту, моментов бессмысленного напряжения станет меньше.