Об эксперте: Юрий Квашнин — кандидат исторических наук, руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН, доцент кафедры мировой экономики МГИМО.
А в чем тренд?
Все кризисы отличаются друг от друга, но у всех них есть одно сходство: каждый трудный период заставляет людей адаптироваться. РБК Тренды разбираются в специфике различных кризисов прошлого и анализируют реакции людей, которые с ними столкнулись, чтобы понять, как их модели поведения могут помочь пережить нынешний.
Предпосылки кризиса
Кризис, который разразился в Греции в 2008–2009 годах, был вызван большим количеством причин. Часть из них носит внутренний характер и связаны со структурой греческой экономики, но также сыграли роль внешние факторы, обусловленные неудачной интеграцией Греции в ЕС. В соответствии с Маастрихтскими соглашениями о вступлении в ЕС у государств-участников государственный долг должен был быть не более 60% ВВП, а бюджетный дефицит — не более 3% ВВП. Греция систематически нарушала эти индикаторы. Государственный долг составлял более 100% ВВП еще до начала острой фазы экономического кризиса.
Внутренние причины кризиса
Ко внутренним причинам кризиса Юрий Квашнин относит:
- коррупцию;
- финансовую безответственность правительства;
- жизнь в долг;
- большие военные расходы;
- излишне разбухшая и очень затратная для государства социальная система.
На последнем пункте стоит остановиться подробнее. Греция долгое время была страной с одним из самых высоких в ЕС уровней пенсий по проценту от ВВП. При этом население старело, а количество экономически активных граждан сокращалось (например, в 2003 греки старше 65 лет составляли 18% от всего населения). На выплату пенсий тратились очень большие финансовые ресурсы, а в результате рос бюджетный дефицит и государственный долг.
Внешние причины кризиса
По мнению Квашнина, образование Еврозоны было преждевременным — некоторые страны были элементарно к нему не готовы. Примером может служить греческий случай. До 2001 года у Греции была своя собственная валюта — драхма. И если у страны были какие-то экономические сложности, у государства всегда была возможность нарастить экспортную выручку через девальвацию национальной валюты. То есть, курс драхмы по отношению к евро ослаблялся, дальше доходы в ней возрастали и, соответственно, появлялась возможность покрывать социальные и другие расходы. Этот механизм был органично встроен в греческую экономику и позволял смягчать удары кризисов. После того, как драхма в 2001 году была заменена на евро, все эти механизмы перестали работать. Поэтому во время кризиса 2008 года для погашения займов от ЕС и МВФ Греции приходилось сокращать государственные расходы, зарплаты, пенсии, государственные инвестиции и т. д. Это привело к резкому сжатию ВВП. За годы Великой рецессии (с 2008-го по 2015-й) Греция потеряла 26% ВВП. Если бы страна не стремилась в начале 2000-х в Еврозону, то выбралась бы из кризиса намного быстрее, констатирует Квашнин.
Греция вступает в ЕС и Еврозону — предпосылки кризиса
Эксперт призывает разделять два греческих вступления — в ЕС (Евросоюз — международное экономико-политическое объединение из 27 стран Европы, которое устанавливает общий вектор развития социальных институтов государств-участников и политики безопасности) и Еврозону (валютный союз из 19 стран, на территории которых действует евро, его оборот регулирует оборот Европейский центральный банк). Греция присоединилась к ЕС (тогда он еще назывался ЕЭС — Европейское экономическое сообщество) в 1981 году. Последствия в целом были позитивными. Страна получила европейские инвестиции, свободу торговли (прежде всего, услугами), значительно увеличился приток туристов. Также пошли дотации из европейских фондов: из фонда региональной политики, из средств в рамках общей сельскохозяйственной политики и т. д. Существовало несколько негативных моментов, например, Греция лишилась своей легкой промышленности, так как не смогла эффективно конкурировать с другими, более развитыми государствами Европы. Однако плюсы перевешивали.
Присоединение к Еврозоне в 2001 году было сопряжено с проблемами, отмечает Квашнин. Сразу после него в Греции произошел большой всплеск инфляции. Это произошло из-за того, что цены в стране, которые раньше были существенно ниже, чем в большинстве стран ЕС, с переходом на евро выросли. В первый год после вступления в Еврозону был кредитный бум — многие греки начали брать займы в евро, так как у этой валюты инфляция была намного ниже, и было очень выгодно брать кредиты, покупать на них недвижимость, перезакладывать ее и вновь повторять этот механизм. Это было время образования пузырей на различных рынках.
Квашнин отмечает, что эти потенциально отрицательные последствия не замечались греческим правительством из-за того, что в большинстве стран ЕС в 1990-е и в начале 2000-х было время эйфории. Европейская экономика росла достаточно быстро, и политическим элитам казалось, что так будет всегда. В Греции постоянно менялись две партии у власти — правоцентристская «Новая демократия» и левоцентристское движение «ПАСОК» (аббревиатура расшифровывается как «Всегреческое социалистическое движение»). Их функционеры не заглядывали дальше двух электоральных циклов, каждый по четыре года, подчеркивает Квашнин.
Роль общемирового кризиса 2008 года
Существовало множество внешних и внутренних предпосылок кризиса внутри Греции, отмечает Квашнин. Однако, по его мнению, если бы не было мирового финансового кризиса, то последствия были бы намного менее значительными, а ЕС удалось бы решить греческую проблему в «зародыше». В 2008 году начавшийся в США долговой кризис затронул не только в Грецию, но и в ряд других стран — Португалию, Ирландию, Италию и Испанию. Из-за этого доверие инвесторов к экономике этих проблемных стран резко сократилось. Даже появилась аббревиатура PIIGS — по первым буквам перечисленных выше пяти стран с высокой государственной задолженностью и безответственной бюджетной политикой.
В них государственный долг начал сильнее увеличиваться вместе с показателями бюджетного дефицита. Этот процесс стал лавинообразным, его было крайне сложно остановить. Решение было найдено за счет создания общеевропейских механизмов по рефинансированию государственной задолженности стран PIIGS. Но это произошло не сразу, время было упущено и поэтому кризис оказался намного более значительным, чем он был бы без триггера в виде мирового финансового кризиса.
Основная хронология долгового кризиса в Греции
Юрий Квашнин выделяет четыре периода, на которые можно разделить кризис в Греции и его последствия.
Первый период — с 2008 года по лето 2009-го
В этот начальный период многим греческим экспертам уже было ясно, что с экономикой происходит что-то не то. Но правительству (тогда у власти находилась «Новая демократия») удавалось камуфлировать эти проблемы и скрывать истинный масштаб проблем. Например, в 2009 году дефицит бюджета составлял около 15%, но долгое время правительство просто врало, называя другие значения. Осенью 2009 года к власти пришла «ПАСОК», и ложь вылилась наружу. Стало ясно, что Греция находится на грани дефолта.
Второй период — с осени 2009 года по весну 2010-го
Этот период охарактеризовался значительным ухудшением. Кризис стал лавинообразным, а правительство лихорадочно искало способы его урегулировать. Например, в феврале 2010-го был принят первый пакет мер жесткой экономии — замораживались зарплаты всем госслужащим, урезались бонусы и сверхурочные. Принятый в марте второй пакет замораживал выплату пенсий, поднимал НДС с 19% до 21% и увеличивал множество других налогов: на топливо, алкоголь, люксовые товары и др.
Третий период — весна-лето 2010-го
Появились стабилизационные механизмы, за счет которых Греция получила финансирование от ЕС и частично от МВФ (Международный валютный фонд, крупнейшая финансовая организация мира, контролируется ООН). На общеевропейском уровне было принято стратегическое решение, что греческую экономику надо спасать, а дефолта допускать нельзя, потому что иначе кризис может перекинуться на всю Еврозону и начнется каскад дефолтов по всей Южной Европе.
Была принята следующая схема: ЕС совместно с МВФ предоставляет Греции кредиты. Греческое правительство проводит так называемую «внутреннюю девальвацию», сокращение издержек, в первую очередь на социальную сферу и рост налогов. За счет этого снижается потребление, выравнивается торговый баланс и государственные финансы приводятся в надлежащее состояние. Все это происходит за счет снижения уровня жизни простых греков.
Четвертый период — с лета 2010 года по 2016-й
Эта модель привела к улучшению экономики, но вызвала отторжение со стороны греческого общества. Это привело к политической дестабилизации: к появлению новых партий, которые выступали против политики жесткой экономии, и закату старых, которые слушались ЕС и МВФ. Тем не менее внешняя политика не изменилась, но со внутренней случились некоторые потрясения. Например, на выборах 2012 года правящая партия «ПАСОК» потерпела сокрушительное поражение. Главным политическим игроком с левой стороны стала более радикальная партия «СИРИЗА» (аббревиатура от «Коалиция радикальных левых») во главе с Алексисом Ципрасом. В ней считали, что надо выходить из системы меморандумов с ЕС и МВФ, добиваться более мягких условий кредитования и т. д. «СИРИЗА» на парламентских выборах в 2012 году не смогла одержать победу, хотя была очень близка к этому и заняла второе место, во главе страны вновь стала «Новая демократия». Она обратилась к прежней политике жесткой экономии. Несмотря на это, экономический спад продолжался, а население страдало от болезненных мер по увеличению налогов и сокращению государственных расходов. Массовые акции протеста сопровождали Грецию на протяжении всей первой половины 2010-х годов.
В январе 2015 года были проведены внеочередные парламентские выборы. Они были запущены после того, как в декабре 2014-го депутаты не смогли избрать президента в течение трех раундов голосования. В результате к власти пришли радикалы из «СИРИЗА». Они в 2015 году попытались надавить на ЕС и добиться более выгодных условий кредитования греческой экономики. ЕС на это не пошел. В результате в Греции произошло новое обострение кризиса, прежде всего, в банковской сфере, которая напрямую зависела от траншей из ЕС, — фактически все вклады на время были заморожены. Оказавшись перед выбором — или покидать Еврозону и столкнуться с полным крахом, или вновь соглашаться на условия меморандумов, «СИРИЗА» была вынуждена сделать выбор в пользу последнего и вновь начать сотрудничать с ЕС. Попытка пересмотреть условия соглашения потерпела фиаско.
После кризиса
По мнению Квашнина, Греция начала потихоньку выходить из рецессии в 2016-м. Следующие три года были еще более успешными, но потом этот рост прервался пандемией коронавируса. В 2019 году к власти вернулась «Новая демократия». После этого начались достаточно прогрессивные реформы в экономической сфере: сокращение налогообложения, создание стимулов для частного бизнеса и др. Это удалось сделать из-за того, что за годы реформ Греция смогла решить свои финансовые проблемы, долг был реструктурирован, экспорт возрос, а торговый баланс был приведен в норму. Благодаря улучшению макроэкономических показателей правительство смогло несколько смягчить ограничительные бюджетные меры.
Протесты из-за кризиса
Квашнин фиксирует, что в протестах участвовали граждане, которые особенно сильно пострадали от экономического кризиса:
- работники государственного сектора, которым были сокращены зарплаты;
- сотрудники частного сектора, потерявшие работу или столкнувшиеся со значительным урезанием зарплаты;
- люди, у которых был собственный бизнес, но которые не смогли его удержать из-за резкого сокращения спроса;
- традиционно вовлеченные в протестное движение — левые радикалы, анархисты, маоисты, троцкисты и т. д.
Протестное движение в Греции эксперт разделяет на три направления.
Первое — это официальные протесты, которые организуются профсоюзами. Например, есть объединение работников государственного сектора и частного сектора. Они часто кооперируются и выводят на улицу граждан, иногда по отраслевому признаку (забастовка авиадиспетчеров, таксистов, работников здравоохранения и т. д.), а иногда устраивают общегреческие стачки.
Второе — это децентрализованные протесты, не связанные с профсоюзным движением. Они координируются активистами через интернет. Было время, когда большую роль играло так называемое объединение «рассерженных граждан Греции». Это частная инициатива, координировавшаяся чере интернет: «давайте соберемся как на флешмоб и устроим масштабные акции протеста».
Третье — протестное движение разных радикальных групп. С одной стороны, леворадикальных, которые упоминались выше, но также в период кризиса расцвели праворадикальные и неофашистские организации. Они выступали с очень радикальными требованиями вроде запретов профсоюзов, ограничения демократических свобод и т. д.
Кого особенно коснулся кризис в Греции
Великая рецессия затронула практически всех, но категории граждан пострадали по-разному. Кто-то лишился новогодней премии, а для пожилых пенсия была существенно сокращена. Самая большой проблемой стал рост безработицы — в отдельные годы она достигала в Греции 26–27% экономически активного населения. Это были те люди, чья занятость была связана с внутренним рынком: владельцы ресторанчиков, хозяева лавок, фермеры и т. д. Начались массовые банкротства, разорения и увольнения. В Греции очень слабая защита от безработицы. Пособия незначительные, они выдаются в течение непродолжительного времени, а процедура получения связана с бюрократическими трудностями. Поэтому граждане просто оказались без денег. Греция — страна достаточно консервативная, с сильными семейными связями, поэтому многим помогали родственники и знакомые. Проблема безработицы до сих пор не разрешена. Она снизилась до 13–14%, но это все еще очень много.
Квашнин называет еще один негативный социальный момент в истории кризиса в Греции — массовая эмиграция. Многие греки ради трудоустройства и более адекватной зарплаты были вынуждены уехать за рубеж. Они выбирали более развитые и благополучные страны ЕС. Например, Германию, Великобританию (пока она не вышла из ЕС) и т. д. Более того, страну в основном покидали образованные, квалифицированные специалисты. Например, Греция лишилась значительной части медицинского персонала, что имело очень негативные последствия во время пандемии COVID-19. Выяснилось, что в стране просто не хватает людей, которые будут лечить больных коронавирусом.
Как государство помогало отдельным категориям граждан
В Греции власти помогают прежде всего тем людям, которые составляют основу электората правящей партии. Соответственно, левые силы («ПАСОК» и «СИРИЗА»), прежде всего облегчали жизнь работникам государственного сектора. Когда у власти находилась «Новая демократия», то основная помощь оказывалась частному бизнесу. В партии также пытались урезать количество чиновников, сократить им заработные платы или провести массовые увольнения. Политически обусловленная поддержка в Греции очень сильно зависит от того, какая именно партия находится у власти.
Модели выживания во время кризиса
По словам Квашнина, модели выживания для бизнеса и простых граждан в Греции можно разделить на три категории.
Первая модель выживания самая очевидная — переориентация на экспорт. Люди пытались начать заниматься тем, что востребовано за рубежом и может генерировать там выручку. В условиях проседания внутреннего рынка стоит становиться тем бизнесом, который приносит доходы извне. Например, расцвела такая отрасль как нефтепереработка: нефть покупали в одной стране, производили из нее бензин и экспортировали в другую страну. Также популярны стали коммерческие перевозки и туризм.
Вторая модель — просто взять все деньги, которые у тебя остались, продать активы и уехать за рубеж.
Третья модель — тотальная экономия. Если нет возможности уехать или перепрофилировать бизнес, нужно попытаться сократить издержки. Для людей, у которых бизнеса не было, основная модель — это также минимизация расходов. К ним относится переход на более дешевые продукты питания и в первую очередь экономия на энергии, потому что в Греции достаточно дорогое электричество и отопление.
«Серые» схемы и мошенничество
Преступные способы борьбы с кризисом не получили особого распространения. Дело в том, что Греция все-таки находится в европейском правовом поле, а в период 2010-х годов законодательные нормы ЕС в отношении деятельности «серых» финансовых организаций ужесточились. Не только не допускалось возникновение пирамид, но и ужесточались условия ведения банковского бизнеса, которые предполагают, что сами банки должны проводить более ответственную политику, и следить за нормами капитала и другими показателями.
Поток контрабандных товаров через Грецию существовал всегда и из-за кризиса не особо увеличился. Это была и так неотъемлемая часть греческой действительности, так как через Балканы исторически проходят различные маршруты по нелегальной продаже оружия, наркотиков и т. д. Разумеется, в Греции был и есть сегмент «серой», даже «черной» экономики, однако Великая рецессия не особо на него повлияла. Кризис с одной стороны, а схемы — с другой. Они как бы существуют в параллельной реальности.
Кризисное бинго
Юрией Квашнин перечислил индикаторы, по которым можно было предсказать, что кризис случится.
- Упрощение структуры внешней торговли — если одна из экспортных статей проседает, то страна может очень быстро скатиться в состояние экономического кризиса. В Греции это было следствием интеграции в ЕС, потому что страна заняла очень узкую отраслевую специализацию — в основном, туризм и коммерческое судоходство.
- Негативные финансовые показатели. Прежде всего государственный долг и внешний дефицит. Они были связаны с непомерным объемом тех бюджетных обязательств, которые брали на себя греческие власти.
- Хронически высокая безработица. Даже в благополучные годы ее показатель в стране составлял около 10%. С одной стороны, безработных надо как-то кормить, обеспечивать и т. д. С другой, — этот показатель означает, что экономика функционирует неэффективно. Не развиваются новые перспективные отрасли, которые могли бы абсорбировать этот трудовой резерв.
- Слабый уровень развития науки и инноваций. По расходам на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, R&D) Греция была и остается в числе аутсайдеров в ЕС. Есть позитивные сдвиги, например, недавно в стране открылся большой офис компании Google. Однако долгое время сектор науки и инноваций был слабо развит, что вело к долгосрочному отставанию страны.