Геополитика и карты Таро: как изменился книжный бизнес в России

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Руководители российских издательств подвели итоги 2022 года и рассказали, почему читатели массово скупают книги о войнах, готовят блюда из Хогвартса и учатся предсказывать будущее

Об экспертах:

  • Алексей Ильин, генеральный директор издательской группы «Альпина»;
  • Ольга Киселева, руководитель по стратегическому развитию отдела управления продуктом издательства «МИФ»;
  • Рамиль Фасхутдинов, главный редактор издательства «Бомбора»;
  • Феликс Сандалов, главный редактор издательства Individuum.

Много минусов, немного плюсов: через что прошел книжный бизнес в 2022 году

— Что было самым сложным для книгоиздателей? Как вы с этим справляетесь?

Алексей Ильин: 2022 год был сложным для всех, и издатели — не исключение. С такой концентрацией проблем в один год мы еще не сталкивались. Условно я бы поделил эти проблемы на пять групп:

  1. Резкое изменение предпочтений и в целом снижение спроса на книги.
  2. Санкции и ограничения на покупку прав и дистрибуцию электронного контента.
  3. Резкий рост стоимости полиграфических услуг и бумаги и, как следствие, снижение маржинальности.
  4. Психологическое состояние сотрудников.
  5. Законодательные ограничения на выпуск и продажу разного рода книг (иноагенты, ЛГБТ и т. д.). (ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в РФ.)

Рамиль Фасхутдинов: Самым сложным в 2022 году был поиск прав. Западные партнеры показали себя ненадежными, заморозили сотрудничества. Поэтому приходилось искать партнеров в других странах, нетрадиционных для нашего рынка на тот момент, например в Корее и Турции. Сильно стали доминировать Япония, а также Китай, Таиланд, немного Иран.

Ольга Киселева: Рост цен на печать, подорожание бумажной продукции, проблемы с поставками оборудования и запчастей, приостановка сотрудничества со многими крупными и важными издателями. Как мы с этим справляемся? Приходится перестраиваться. Все, что можно было перевести на новые рельсы, мы перевели. Какие-то материалы импортозаместили, хотя цены выросли, а логистические цепочки усложнились. От чего-то пришлось отказаться. Стараемся поддерживать отношения с правообладателями, которые с нами работают, и возобновить с теми, кто приостановил сотрудничество. Сейчас вступил в силу закон о пропаганде ЛГБТ, он тоже вызывает опасение в отрасли. Как закон будет трактоваться? Не будет ли каких-то злоупотреблений и неправильных интерпретаций?

Феликс Сандалов: Для книгоиздателей мобильность оказывается ключевым качеством, потому что в ручном режиме необходимо налаживать отношения с зарубежными издателями, очень аккуратно рассчитывать себестоимость производства книг, искать каналы связи в русском зарубежье. Одновременно в тяжелом положении оказались не только сами российские издательства, но и типографии, у которых уменьшается количество заказов, и авторы, чьи гонорары сокращаются, а книги некоторых из них не могут увидеть свет по соображениям цензуры. В каждом из этих отдельных случаев есть выход, но это требует буквально индивидуальной настройки и поиска решения проблем.

Фото:«Альпина Паблишер»
Социальная экономика Новогодние обещания: 10 книг, которые помогут начать год с чистого листа

— А позитивные моменты были?

Ольга Киселева: Это время подарило нам и кое-что хорошее — стало больше произведений русскоязычных авторов. Мы видим, что в следующем году соотношение переводных авторов к российским будет 50 на 50. Это хороший знак.

Рамиль Фасхутдинов: Да, российские авторы активизировались: присылают больше рукописей, находят новые идеи для качественного нон-фикшна, предлагают нетривиальные подходы к содержанию. Многие прошли курсы писательского мастерства и пытаются реализовать новый навык. Появляются интересные взгляды, которых до этого не было на рынке.

Плюс, главный позитивный момент — это то, что люди несмотря ни на что продолжают покупать и читать книги, доверяют им, ищут в них ответы на свои вопросы, решения для своих проблем.

Разобраться и отвлечься: что читали в 2022

— Какие книги лучше всего продавались в этом году?

Алексей Ильин: Вырос спрос на художественную литературу, книги по психологической самопомощи в сложных ситуациях, книги по истории. С одной стороны люди пытаются осознать текущую политическую ситуацию и психологически к ней адаптироваться. С другой — мы видим стремление к эскапизму, желание переместиться в вымышленный мир.

Ольга Киселева: В этом году лучше всего продавались книги о психологии и культуре, а также художественная литература. Самой продаваемой книгой в этом году стал «Выбор» Эдит Евы Эгер. Продано больше 100 тыс. экземпляров — по сравнению с прошлым годом произошел большой скачок. Интерес к книгам по психологии, которые успокаивают и помогают пережить сложное время, стабильно сохраняется.

Рядом с этой категорией находятся книги для родителей. Такая литература особенно актуальна, когда нужна дополнительная поддержка. Из наших новинок можно отметить книгу «Просто о важном» — это продолжение успешной серии. Меньше чем за год продано 10 тыс. экземпляров. Здорово себя показали новинки «Парням о важном», «Девчонкам о важном» и книги о пубертатном периоде. Наш бестселлер «Пубертат» за год разошелся тиражом около 8 тыс. экземпляров.

Фото:Pexels
Социальная экономика Недетские книги: что читают современные подростки

Что касается книг о культуре, замечательно себя чувствует все связанное с мифами. Самой продаваемой новинкой в этом направлении стали «Славянские мифы»: уже продано больше 20 тыс. экземпляров, выпускаются дополнительные тиражи. «Японские мифы», «Корейские мифы» и еще целая россыпь различных мифов тоже показывают пятизначные цифры продаж.

В художественной литературе лучше всего себя показали наши топы — продолжение «Клуба убийств по четвергам», «Человек, который умер дважды». Замечательно стартовала международная сенсация «Гипотеза любви». Это переведенный ромком. Вообще ромкомы прекрасно себя чувствуют, в ближайшие годы мы явно увидим волну похожей литературы.

Особая радость для нас — успехи российских авторов. Их книги продаются тиражами тысяч по 10, хотя в продаже они находятся меньше полугода. Например, двухтомник «Мистер Вечный Канун». Мы его привезли в октябре и уже трижды допечатывали. «Правила выживания в Джакарте», «Полусолнце», «Многогранники» и так далее — все это книги российских авторов, которые уже полюбились читателям.

Но самый растущий сегмент на книжном рынке России — это различные виды комиксов, особенно на аудиторию Young Adult. «Предания Олимпа» — серия, которую мы напечатали тиражом более 20 тыс. Манхву (корейский комикс) «Единственный конец злодейки — смерть» выпустили тиражом 6 тыс. экземпляров, который раскупили меньше, чем за месяц.

Рамиль Фасхутдинов: Виден большой запрос на нон-фикшн, который помогает понять, что происходит и как пережить стресс. А также на книги о жизни людей в трудные годы — отсюда интерес к литературе о военном времени: Великой Отечественной и Второй мировой войнах, о событиях, которые были до и после. Есть запрос и на книги о геополитике, но тяжело находить людей, которые бы могли об этом толково написать. Новым интересом движет желание разобраться, что происходит и что к этому привело.

Эскапизм и опора: что ждет книжную отрасль в 2023 году

— Какие тренды ожидаются в книжном бизнесе в наступающем году?

Ольга Киселева: Наблюдается интересный момент, связанный с формой, визуалом, упаковкой проектов. Аудитория совершила переход к новому визуальному мышлению, и сейчас наблюдается тенденция к подаче сложного классического научно-популярного материала с использованием интересных форм и образов, со смешением визуальных жанров. Пожалуй, добавлю еще интерес к азиатской культуре и азиатскому визуалу в целом.

Рамиль Фасхутдинов: Есть интерес читателя к восточной тематике: это Корея, Япония, Китай, это аниме и манга, это дорамы, китайские комиксы маньхуа. Тренд на иллюстрированный контент — на ту же мангу, с хорошей подачей, с яркими героями, — очень силен.

Еще есть тренд на книги, которые способствуют эскапизму и помогают не просто прочитать книгу, а погрузиться в ее мир, попробовав сделать что-то из любимого романа, сериала, фильма, игры. Например, нарисовать, приготовить, сшить, связать. Здесь самый мощный спрос на франшизу о Гарри Поттере: по нему покупают и кулинарные книги, и адвенты, и самоучители по рукоделию, например, по вязанию героев саги в стиле амигуруми. Все для того, чтобы человек смог сам воспроизвести какую-то вещь из придуманной вселенной: так происходит сближение миров — вымышленного и реального.

Актуален вечный тренд на удивление и волшебство. Сейчас читатель ищет в книжном не только книгу, но и необычный продукт. В этом году таким продуктом были карты Таро. В период неопределенности, когда нет никаких достоверных источников, люди прибегают к эзотерике, чтобы заглянуть в будущее. В 2023 году этот тренд будет очень силен. Пока страна не придет к какой-то точке, часть людей будет пытаться предугадать исход событий, разобраться в причинах проблем, попытаться эти проблемы решить или как-то морально подготовить себя к тому, что может принести окончание СВО.

Фото:Pexels
Футурология Гадания на нейросетях: что общего между Таро и Big Data

Феликс Сандалов: Сейчас люди явно хотят найти опору посреди всего происходящего. Они ищут объяснения катастрофе и рассказ о том, как из подобных катастроф выходили общества в прошлом. С другой стороны, и это общее правило, что с ухудшением внешних обстоятельств всегда растет запрос на эскапизм, и это будет выражаться в большем спросе на художественную литературу, которая не триггерит современного читателя, а позволяет ему полностью отрешиться. Где-то между этих полярных желаний и найдет свое место литература в следующем году.

Обновлено 30.11.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть