Об авторе: Василина Дрогичинская, менеджер направления инклюзии сервисов VK.
Согласно голландскому исследованию, 43% пользователей мобильных устройств включают хотя бы одну настройку доступности в своих гаджетах. То есть почти половина аудитории на постоянной основе увеличивает шрифт и/или делает его жирнее, использует инверсию цветов, увеличивает фрагменты экрана и так далее.
Традиционно требования к цифровой доступности учитывают особенности пользователей по зрению, слуху, моторным и когнитивным функциям. Причем далеко не всегда эти «особенности» предполагают инвалидность. Например, людям с дальтонизмом (цветовой слепотой) зачастую не присваивается инвалидность. Хотя их глаза на протяжении всей жизни не воспринимают определенный цветовой спектр, а значит видят дизайн привычных нам сервисов и приложений совсем в иных оттенках.
Инвалидность также не присваивается, если человек сломал руку или, скажем, перенес операцию на глаза. То есть попал в ситуацию, когда в течение нескольких дней испытывает временные ограничения и взаимодействует с цифровыми продуктами нестандартно.
С чего все началось
Учет различных особенностей пользователей при разработке IT-продуктов, только начинает становиться общемировым трендом. Долгое время он был скорее частной практикой некоторых крупных компаний или особенно инициативных и неравнодушных сотрудников. Например, Apple начали заниматься цифровой доступностью (accessibility) еще в 2005 году. В Facebook (принадлежит компании Meta, которую в России суд признал экстремистской и запретил) организовали соответствующий отдел в 2011 году, а Twitter занялся этой темой всерьез только два года назад, в 2020 году.
В России развитие темы идет по похожему сценарию. Первыми тему начали заметно развивать в компании «Сбер». Например, в 2018 году их команда опубликовала гайд, который до сих пор многие разработчики, дизайнеры и менеджеры используют как точку входа в тему. Спустя некоторое время тему активно начали развивать VK, «Яндекс», «Додо Пицца», Mos.ru и многие другие российские компании.
Интернет для незрячих
Вопреки распространенному заблуждению незрячие пользователи не только активно используют цифровые сервисы, но также и разрабатывают (программируют) сайты, приложения и компьютерные игры.
Повышение доступности для незрячих пользователей влияет на удобство и для слабовидящих пользователей. Но особенно интересно, что невизуальная доступность также упрощает взаимодействие с IT-сервисами для пользователей с нарушением моторных функций.
Незрячая аудитория воспринимает сайты и приложения на слух. Для озвучивания всех кнопок, изображений, текстов и других элементов используются программы экранного доступа (скринридеры). Они есть практически во всех устройствах, будь то мобильный телефон, планшет, или компьютер. Причем существуют и предустановленные скринридеры, и программы, которые можно загрузить из внешних источников. Чтобы все элементы озвучивались корректно, важно учитывать правила доступности уже на этапе разработки сервиса.
Например, такие правила учтены в мобильных приложениях социальной сети «Одноклассники» (Android и iOS), а также Почты Mail.ru (Android). Эти сервисы прошли проверку системы добровольной сертификации инклюзивного проекта Everland «Доступность торговых помещений, веб-сайтов и мобильных приложений». Пользователи могут понять, где находятся и что именно им доступно на странице. Например, читать ленту, отмечать посты эмоциями на выбор, обмениваться сообщениями, комментировать публикации и даже узнавать, что изображено на фотографиях (в iOS-приложении OK).
О доступности сразу десяти своих сервисов в декабре рассказали в «Яндексе». Первым сервисом, который начал полноценно работать со скринридерами, стало «Такси» — его адаптировали в ноябре 2021 года. Затем список пополнили «Поиск», «Яндекс.Лавка», «Браузер», клиенты «Диска» для компьютеров и смартфонов, веб-версия «Карт», приложения «Почты» и «Переводчика», приложение «Яндекс с Алисой», а также «Умная камера».
Интернет для слабослышащих
По данным Минздравсоцразвития в России насчитывается около 10% слабослышащих и неслышащих людей (около 14 млн человек). Из них официально зарегистрированные инвалидов по слуху только 220 тыс.
Более того, по прогнозам ВОЗ к 2050 году, нарушения слуха могут возникнуть у каждого четвертого жителя планеты. Однако потребность в адаптации звуков в текст необходима не только для пользователей с нарушениями слуха. 69% людей предпочитают в общественных местах выключать звук, если у них нет наушников. Поэтому оказавшись в общественном транспорте без наушников большинство из нас предпочтут отложить просмотр сериала, или видеоинтервью, если в них не будет субтитров.
Российские цифровые сервисы ведут работу в этом направлении. Скрытые субтитры есть в приложении «Билайн ТВ» и во множестве киносервисов, например, IVI, Wink и Кинопоиск. С 2021 года команда «VK Видео» добавила автоматическое субтитрование загруженных роликов. А в «VK Мессенджере» аудиосообщения можно перевести в текст и прочитать.
Если же говорить о практике использования жестового языка как альтернативного источника общения, то у «Сбера» внедрена услуга общения с переводчиком-консультантом, который на русском жестовом языке (РЖЯ) разъяснит все детали клиентам с нарушениями слуха.
МТС перевели на РЖЯ новогодние мультфильмы «Умка на елке», «Чебурашка. Секрет праздника», «Вовка и зима в Тридевятом царстве» и 13 серий (с 45 по 58 эпизод) «Простоквашино».
Интернет для людей с нарушением моторики и с ментальными особенностями
Цифровая доступность касается не только зрения и слуха. Сегодня сервисы стремятся стать максимально удобными для всех пользователей без исключения. Например, это касается людей с нарушением моторных функций (ДЦП, отсутствие или повреждение конечностей, паралич, тремор).
Многие из них, работая за компьютером, пользуются исключительно клавиатурой, игнорируя мышь. Причем управлять могут и пальцами рук, и пальцами ног. А еще могут использовать карандаш, зажатый в зубах, или различные ассистивные устройства типа джойстиков или специально настраиваемых кнопок. Также иногда возможно и использование мобильных устройств.
Стоит помнить, что люди с нарушением моторики также могут не иметь инвалидности. Человек с младенцем на руках или с тяжелыми сумками — это тоже пользователи, которым важно упрощать взаимодействие с гаджетами.
Еще один важный блок для тех, кто работает с адаптацией сервисов под законы цифровой доступности — это доступность для людей с разными когнитивными способностями. Есть такое мнение (с которым сложно не согласиться), что дизайн для людей с аутизмом — один из самых удобных вообще для всех. А все потому, что правила доступности для этой аудитории как будто дают глазам «отдохнуть»: простые формы, высокая контрастность (без бледно-серых букв на светло-сером фоне), простая навигация, наличие пустого пространства между объектами. При соблюдении этих пунктов глаза и мозг не раздражены миганиями, вспышками, кричащими картинками и отсутствием логики.
Уже много лет в сети живет понятие «ясный язык» (в англоязычном сегменте easy to read) — это адаптированный письменный язык, который понятен абсолютно всем: как людям с инвалидностью, так и людям с ментальными особенностями (людям с синдромом Дауна или аутизмом), так и нормотипичным людям. В России особое внимание к ясному языку и привлекают благотворительные фонды «Синдром любви» и «Даунсайд ап», которые создали проект «Простыми словами», посвященный ясному языку и доступной коммуникации.