Лаборатория инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ совместно с Госкорпорацией «Росатом» провела исследование влияния мировых трендов на российское образование. Эксперты рассмотрели топ-10 новых мировых тенденций в педагогике, выделенные учеными из Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) в сотрудничестве с Открытым университетом Каталонии (Испания) и опубликованные в докладе Innovative Pedagogy. В опросе приняли участие 370 инноваторов из 60 регионов РФ.
61,8% российских респондентов поддержал тренд на гибридное обучение, появившийся как следствие пандемии. Сейчас использование онлайн-инструментов наряду с традиционными уроками в классе стало практически нормой. При этом эксперты подчеркивают, что такой формат требует как технологической инфраструктуры, так и специальной подготовки преподавателей, а значит, возможен далеко не везде.
46,1% респондентов выделили тренд на получение программ микроквалификации, связанный с концепцией lifelong learning. Этот тренд позволяет взрослым сотрудникам приобретать навыки для новой специальности или для повышения на текущей работе.
Сочетание обучения с практикой назвали трендом 38,7% респондентов — в основном его отметили молодые люди.
Кроме того, значимыми тенденциями в образовании были названы получение знаний в соцсетях, психологическое просвещение, активное участие родителей в образовании («учет домашней среды»). Самыми востребованными оказались тренды на стыке онлайн и офлайн-форматов: гибридное обучение, совмещение учебы и практики за счет цифровых технологий, микрообучение онлайн для прогресса в работе. Поскольку все эти форматы требуют самодисциплины и умения самостоятельно выбирать образовательную траекторию, эксперты выделили ключевой тренд 2023 года — автономное обучение.
Однако некоторые образовательные тренды не нашли отклика у респондентов: например, обучение во время прогулок. Скептично они отнеслись и к возможности развития творческих навыков и критического мышления через совместный просмотр видеоконтента.