Индекс Биг Мака
Самый популярный из нестандартных экономических показателей — индекс Биг Мака. Это инструмент для оценки стоимости валюты на примере бургера McDonald’s. По экономическому закону единой цены, идентичные товары должны стоить одинаково, независимо от того, где вы их покупаете.
Теория паритета покупательной способности (ППС) основана на законе единой цены. По ней, обменный курс между двумя странами должен быть равен соотношению соответствующей покупательной способности этих валют. Одна из методик определения ППС основывается на сравнении уровня цен потребительской корзины. В случае с индексом Биг Мака ей становится бургер. Паритет покупательной способности подразумевает, что обменные курсы определяются стоимостью товаров, которые можно купить за валюту. Разница в местных ценах на Биг Маки демонстрирует, каким должен быть справедливый обменный курс. Если этот курс меньше, чем официальный, то местная валюта недооценена, если больше — то переоценена по отношению к сравниваемой.
Индекс Биг Мака был впервые опубликован в сентябре 1986 года в журнале Economist как неофициальный способ определения паритета покупательной способности в разных странах. Биг Мак был выбран из-за того, что рестораны сети McDonald's присутствуют во многих странах мира, а сам бургер содержит несколько продовольственных компонентов (хлеб, сыр, мясо и овощи), поэтому его можно считать универсальной потребительской корзиной. Экономические исследования, изучающие сам индекс или проводимые на основе индекса Биг Мака, называют «бургерономикой».
Индекс небоскребов
Этот показатель связывает наступление кризиса со строительством крупнейших в мире зданий. Оно заканчивается, когда начинаются экономические трудности. Индекс разработал британский экономист Эндрю Лоуренс в 1999 году. Он обнаружил такую корреляцию в данных конца XIX века. Однако самым знаковым примером стало строительство символов Нью-Йорка — небоскребов «Крайслер-билдинг» и «Эмпайр-стейт-билдинг» во время Великой депрессии.
Лоуренс объяснил, что эти небоскребы начинают возводить во время «значительного строительного бума». Процесс продолжается во время рецессии и завершается с наступлением кризиса. Современный мир также снабжает примерами — башня Merdeka 118 в Куала-Лумпуре, ставшая вторым по высоте зданием мира, была достроена в конце 2021 года. Также был недавно возведен нью-йоркский небоскреб Steinway Tower, один из самых высоких в западном полушарии.
Индекс мужского нижнего белья
Для бывшего председателя Федеральной резервной системы США Алана Гринспена о спаде в экономике свидетельствуют низкие показатели продажи мужских трусов. По воспоминаниям корреспондента NPR Роберта Крулвича, в 2008 году, во время мирового финансового кризиса, чиновник объяснил ему — мужчины покупают трусы относительно редко, поэтому их продажи довольно постоянны. Если же их объем начинает падать, то это свидетельствует о крайней ограниченности финансов половины населения мира.
Индекс длины юбки
Индекс длины юбки появился на основе диссертации, написанной в 1920-х годах экономистом Уортонской школы университета Пенсильвании Джорджем Тейлором. Согласно его гипотезе, чем короче юбки, тем лучше обстоят дела в экономике. Ведь у женщин появляется возможность покупать себе более дорогие чулки и демонстрировать их через короткие юбки. Чем хуже обстоят дела с финансами, тем ниже качество женских чулок, их приходится прятать под длинными юбками.
Теорию регулярно критикуют. В исследовании 2010 года специалисты Школы экономики и бизнеса при Университете имени Эразма Роттердамского в Нидерландах собрали ежемесячные данные о длине юбки в период с 1921 по 2009 год. По их ироничному заявлению, «главный вывод заключается в том, что городская легенда [о длине юбки] соответствует действительности, но с временной задержкой примерно в три года».
Индекс Олимпийских игр
По этой концепции, мировые и национальные рынки растут во время летней Олимпиады, так как игры отвлекают инвесторов от мрачных заголовков и показателей безработицы. Компания Bespoke Investment Group в 2016 году проследила динамику Dow Jones с 1900 года и обнаружила положительную доходность в 18 из 26 случаев, когда на год приходились Олимпийские игры. Временными рамками позитивных периодов становились церемонии открытия и закрытия.
Индекс губной помады
Председатель совета директоров Estee Lauder Леонард Лаудер разработал индекс губной помады в условиях экономического спада в 2001 году. Он предположил, что в трудные времена женщины будут тратить больше средств на мелкие предметы роскоши, такие как помада. Доказательство этой гипотезы подтверждают статистические данные, согласно которым продажи косметики и средств по уходу за телом существенно увеличились в кризисном 2008 году. Эта теория не подтвердилась во время пандемии COVID-19 в 2020 году, когда продажи косметики снизились, так как потребители были вынуждены оставаться дома во время закрытия магазинов.
Индекс длины пениса
Согласно этой теории, страны, в которых мужчины обладают пенисами средней длины по сравнению с общемировыми показателями, выстраивают более сильные экономики, чем государства, в которых они либо самые большие, либо самые маленькие. Корреляция была доказана ученым Хельсинского университета. Он обнаружил, что уровень тестостерона в слюне связан с рискованным поведением. По его мнению, размер мужского органа косвенно влияет на этот показатель. Соответственно, страны, в которых люди слишком много или мало рискуют, отстают от стран, население которых отличает умеренный риск.
Индекс попкорна
Согласно этой теории, во время экономических кризисов продажи билетов и попкорна в кино растут. По данным Национальной ассоциации владельцев кинотеатров США, объем продажи билетов в кассах увеличивался в течение пяти лет рецессии, которая вела к кризису 2008 года. А в первом квартале 2009 года он вырос более чем на 9% по сравнению с предыдущим годом. Еще во время Великой депрессии, «Унесенные ветром» (самый кассовый фильм всех времен с учетом инфляции) и «Кинг-Конг» побили рекорды посещаемости кинотеатров, несмотря на ошеломляющий уровень безработицы.
Причину этого можно объяснить через поведенческую экономику. В трудные времена люди нуждаются в развлечениях больше обычного, так как им нужно отвлечься. Кино — это отличная возможность уйти от реальности на несколько часов при относительно невысоких расходах.