Что такое нейрографика?
Нейрографика — это творческий метод, который помогает осознать свою проблему и найти ее решение через рисование по специальному алгоритму. Метод был предложен психологом и коучем Павлом Пискаревым в 2014 году [1]. По задумке автора, с помощью рисования определенных линий и фигур человек лучше понимает свои неосознаваемые мысли, чувства, идеи и постепенно приходит к решению проблемы. Иногда нейрографику называют разговором со своим подсознанием при помощи линий и форм.
Термин «нейрографика» состоит из двух слов:
- нейро- от греч. neuron «нерв» или связанный с нервной системой и мозгом,
- grapho «графика», то есть имеющий отношение к рисованию.
Предложенный Павлом Пискаревым термин «нейрографика» подразумевает, что рисование (графика) тесно связано с процессами, протекающими в мозге, а через рисунок можно оказывать на них прямое влияние. Кроме того, переплетения линий на нейрографическом изображении напоминают связи между нейронами головного мозга.
Нейрографика не является научным определением: например, в медицинском словаре «Мерриам-Уэбстер» и других англоязычных словарях встречается только сходное по звучанию, но не по смыслу «нейрография» (область неврологии, занимающаяся описанием нервов и нервной системы и метод диагностики нервной системы) [2], [3].
Павел Пискарев, автор метода:
«Нейрографика помогает связать рациональное в человеке с иррациональным. В нейрографическом рисунке линии, композиция и цвет несут смысл. Это — символы, зашифрованные подсознанием рисующего. Развивая их в процессе рисования, он ищет решение своей проблемы, таким образом организуя, упорядочивая свое мышление на сознательном уровне.
К рисующему по нейрографическому алгоритму решения проблем могут прийти в виде озарения, инсайта, вдохновения. Этот метод подходит всем, кто ищет нестандартные решения сложных задач и готов ради этого обратиться к изобразительному искусству».
Для рисования нейрографики художественных навыков не требуется. Но чтобы рисовать по всем правилам, нужно примерно восемь часов обучения у официального инструктора нейрографики [4]. Обучение базовым навыкам на своем сайте предлагает и Павел Пискарев — стоимость начинается от 11 тыс. руб. На сайте указано, что больше 13 тыс. человек уже прошли такое обучение, из них 750 — на инструкторов или преподавателей нейрографики [5].
Нейрографика известна не только в России, но и за рубежом. Изображения в стиле «нейрографическое творчество» (neurographic art) можно легко отыскать по запросу в поисковике. Англоязычные последователи нейрографики ссылаются на Павла Пискарева как на первооткрывателя методики [6]. При этом они находят сходство между нейрографикой и медитативным рисованиеми, а также другими рисовальными техниками — например, дудлингом или узорами Зентангла [7].
Некоторые американские школы используют техники нейрографики на уроках рисования. Считается, что таким образом тренируется социальный и эмоциональный интеллект детей, способность сосредотачиваться и расслабляться [8].
Как может помочь нейрографика?
Автор метода утверждает, что нейрографика:
- избавляет человека от подавляемого чувства вины, гнева, стыда и других эмоций, возникших из-за психологических травм;
- тренирует психическую устойчивость, спокойствие;
- помогает лучше понять себя, свои цели, социальное окружение;
- позволяет достигнуть вдохновения, найти нестандартные оригинальные решения проблем [9].
Частный Университет искусств в Айове (the Art of Education University, Iowa) формулирует цель нейрографического творчества так — в спокойном темпе развить осознанность и силу намерения (intentionality) [10].
Работает ли нейрографика на самом деле?
Научных экспериментов и исследований того, как именно нейрографика влияет на человека, пока нет. Если считать нейрографику частью арт-терапевтического метода, то существуют научные подтверждения пользы подобных практик.
В 2016 году ученые проводили эксперименты с группой рисующих. 26 человек рисовали в трех техниках: раскрашивали мандалу, занимались дудлингом и свободно изображали что-то на бумаге. У всех участников исследователи обнаружили активизацию кровообращения в центре вознаграждения мозга — медиальной префронтальной коре. Были сделаны выводы, что изобразительная деятельность активизирует зону вознаграждения в мозге, то есть стимулирует чувство удовлетворенности у человека. Занятия искусством могут быть полезны людям с расстройством мотивации: зависимостями, нарушением пищевого поведения или настроения, полагают исследователи [11].
Еще в одном эксперименте ученые измерили уровень кортизола, гормона стресса у тестируемых — до занятия рисованием и через 45 минут после. После занятий кортизол был ниже, чем до. В конце практики участники также описали свои впечатления. Они рассказали, что сессия рисования оказалась расслабляющей и приятной. Рисование помогло им раскрыть в себе что-то новое, освободило от ограничений и страхов, а также способствовало переживанию «потока» — состояния, когда человек полностью погружен в то, что делает, и забывает о времени и пространстве. Все участники выразили желание продолжить занятия творчеством [12].
Другие исследования арт-терапии показывают, что раскрашивание сложных фигур — например, геометрической мандалы, повышает настроение больше, чем рисование на чистом листе бумаги или раскрашивание простых геометрических форм [13].
При этом некоторые ученые полагают, что не существует какого-то одного вида искусства, который был бы «лучше» или «полезнее» другого. В какой-то момент захочется порисовать красками. В другие дни — просто набросать на листке бумаги что-то в технике скетчинга. И то, и другое будет полезно для мозга и психики человека [14].
Как рисовать нейрографику?
Заниматься нейрографикой может любой человек, который способен удержать в руках маркер, навыки рисования не обязательны. Сам рисунок может выглядеть абстрактно или реалистично — для конечного результата важен не стиль, а ощущения человека во время занятия.
Линии и фигуры в нейрографике
Основной элемент нейрографики — изогнутая длинная линия, которая пересекает сама себя много раз. Из нее складываются фигуры и основная композиция рисунка. Линия должна быть максимально похожа на природную: вьющуюся лозу, трещину в камне или молнию.
В рисунке используются также простые геометрические фигуры — круг, треугольник и квадрат [15]. Обычно они изображаются уже после того, как на бумаге появилась нейрографическая линия.
Этапы рисования
Университет искусств в Айове (the Art of Education University, Iowa) предлагает простой алгоритм рисования нейрографического изображения. Их рекомендации касаются обучения в группе — например, если преподаватель хочет познакомить учеников с методом нейрографики в классе [16].
- Приглушите свет и включите расслабляющую музыку, чтобы создать атмосферу.
- Попросите учеников сосредоточиться на своих чувствах и проблеме, которая их беспокоит.
- Начертите на листе нейрографическую линию — ведите ее в течение 5-10 секунд.
- Изучите участки, где линия пересекает сама себя, и скруглите их, закрашивая.
- Добавляйте к рисунку фигуры и линии, чтобы заполнить пространство. На этом этапе бывает довольно трудно понять, когда надо остановиться: ученики могут увлечься и впасть в своего рода медитативное состояние.
- Когда дополнительные линии и фигуры дописаны, еще раз закруглите все пересечения.
- В конце добавьте цвет в рисунок.
Алгоритмы и техники рисования в нейрографике
В нейрографике есть восемь алгоритмов — определенных последовательностей действий при рисовании. Павел Пискарев говорит о них как о «моделях решения задач» [17]. Например, первый — алгоритм снятия ограничений. По словам автора методики, он избавляет от стресса, накопленной боли и помогает «поймать» вдохновение.
Кроме алгоритмов, существуют и нейрографические техники — специальные приемы при рисовании, которые помогают сконцентрироваться на конкретных задачах. Например, техника «Шаманский дождь», как утверждается, фокусирует внимание на проектах и идеях, которые должны «прорасти» в реальной жизни [18]. Последователи нейрографики также предлагают свои авторские техники, основанные на базовых алгоритмах.
Критика нейрографики
Психолог и арт-терапевт Александра Шульски считает, что нейрографика, как и любое занятие творчеством, может быть полезной, но этот метод не имеет никакого отношения к научной психологии.
По мнению Шульски, любое творчество или ремесло имеет терапевтический эффект. Раскрашивая картинку по номерам, можно уже получить пользу — тренировка мелкой моторики способствует релаксации и успокоению мозга. Но для всех подобных практик уже есть термин — изотерапия. Другие придуманные названия с приставкой «нейро» сильно напоминают психологическую манипуляцию, чтобы повысить продажи «метода». Слыша «нейро», неискушенный потребитель видит в этом научный, практически медицинский подход. Но научного подтверждения эффективности изотерапии не так много, как хотелось бы — не говоря уже о нейрографике.
Психолог считает, что нейрографику можно сравнить с медитацией или, например, созданием песочных картин, когда важен процесс ради процесса, а не результат. В таких практиках участник сам определяет для себя смыслы и символы процесса — или внимает тому, что говорит ему авторитетный учитель. Нельзя сказать, что это не способствует душевному оздоровлению: создавая арт-объект, человек дистанцируется от проблемы, отделяет ее от себя, и это позволяет ему посмотреть на нее со стороны. Но «исцеляться» таким образом можно не только с помощью нейрографики, но и используя другие практики изотерапии. В этом смысле называть нейрографику новым, уникальным или революционным методом будет сильным преувеличением.