Исследователи школы управления "Сколково" провели экспертный опрос среди представителей крупных российских компаний с численностью сотрудников более 1000 человек, чтобы понять, как изменится рынок корпоративного обучения руководителей крупных компаний в 2022-2023 годах.
Денис Конанчук, директор Департамента корпоративного обучения Школы управления Сколково:
«Сегодня компании оказались в ситуации, когда вопросов о будущем больше, чем ответов. Мы надеемся, что результаты исследования позволят взглянуть на общую повестку развития бизнеса в России на ближайшие два года и скорректировать образовательные стратегии для сотрудников компаний».
В какой ситуации находятся компании сегодня?
Ситуация в компаниях остается напряженной — до 30% компаний находятся в фазе борьбы за выживание и поиска новой модели устойчивости. От трети до половины компаний переживают фазу трансформации, определяя для себя новые рынки, поставщиков и логистические цепочки, механизмы финансовых транзакций и источники финансирования. Неопределенность стала новой нормой, и топ-команды вынуждены постоянно реагировать на внешние вызовы, перестраивая свою бизнес-модель.
На чем сфокусированы руководители
Основной приоритет в деятельности компаний на второе полугодие 2022 года — операционная эффективность, включая снижение издержек.
Вячеслав Болтрукевич, профессор бизнес-практики школы управления "Сколково", объясняет: несмотря на то, что контекст существенно изменился у абсолютного большинства организаций, его влияние с точки зрения актуальности вопросов эффективности различно.
«Для одной группы компаний — это быстрые технологические решения. Прежде всего, необходимость находить новые решения в организации логистических потоков, а также проводить замену продукции зарубежных поставщиков, которые сегодня недоступны. И во многих случаях это вопрос выживания. Решение в таком случае — обмен опытом, найденными решениями, с партнерами», — говорит профессор.
Вторую группу компаний текущая ситуация «отрезвила». Для них стало более актуальным развитие устойчивой инфраструктуры повышения эффективности в организации.
В таких компаниях долгое время все держалось «на людях и отношениях». Им необходимо запускать проекты по развитию производственной системы.
Для третьей группы компаний стало актуальным обучение сотрудников мягким навыкам и повышение их компетенций в области эффективности. «Целеполагание, описание процессов, решение проблем в операционной деятельности у многих работников отстают от технологического базиса, — считает Вячеслав Болтрукевич. — Эту проблему нужно решать через практические образовательные программы и наставничество на местах. Образовательные программы практического характера — ответ на этот вызов».
Изменение бизнес-приоритетов компаний: 2020-й vs 2022-й
Бизнес-повестка 2022 года отличается от пандемийной. Если весной 2020 года с началом локдаунов на первое место с большим отрывом вышла тема цифровой трансформации (ее отмечали более 70% руководителей), то сегодня она отошла на второй план и из приоритета стала фактором «бизнес-гигиены».
Новой темой этого года стала стратегия и бизнес-модель. Компании вынуждены пересобирать свои «движки» и заново определять — что они делают и что не делают, на чем зарабатывают и во что инвестируют. Геополитическая неопределенность и санкции стали серьезным стресс-тестом для сложившихся бизнес-моделей.
Какие задачи в отношении сотрудников будут основными в 2022–2023 годах?
- Обучение и развитие сотрудников под новые вызовы.
- Сохранение ключевых сотрудников.
- Информирование и внутренние коммуникации.
При этом первый пункт «Обучение и развитие под новые задачи и вызовы» может включить в себя целую палитру образовательных решений. Например:
- HR должен отныне не просто иметь связь с бизнесом и понимать, какие вызовы стоят перед ним, но и обязан искать предсказательные решения для того, чтобы эти вызовы предвидеть.
- Важнейшей компетенцией для HR становится функция управления данными, так как теперь и стратегия, и бюджеты, и замеры результатов обучения становятся максимально оцифрованными.
Востребованные компетенции руководителей
Сегодня управление изменениями — главная компетенция руководителей компаний всех размеров. В период повышенной неопределенности, когда привычные инструменты прогнозирования перестают работать, а стратегические приоритеты могут меняться, особенную ценность приобретают инструменты гибкого и качественного построения образа будущего.
Также высокие позиции в рейтинге приоритетных тем и компетенций занимают операционная эффективность, лидерство, управление персоналом и цифровая трансформация.
Андрей Шапенко, доцент Школы управления Сколково:
«В кризисе, в первую очередь, нужно выжить и дать результат. Это лучше всего получается у того, кто умеет быстро адаптироваться и меняться (поэтому управление изменениями), а также у того, кто умеет действовать эффективно (отсюда операционная эффективность). При этом не надо забывать, что результат делают не только процессы, но и люди, а для того они должны быть вовлечены. Лидерство — про вовлечение. Почему люди идут за лидером? Потому что он помогает им реализовать потребности в достижении, понимании, принадлежности и безопасности. В кризис они обостряются».
Актуальные «мягкие» навыки руководителей
Наиболее актуальные «мягкие» навыки, которые необходимо развивать руководителям в текущих условиях и в 2023 году:
- командная эффективность: взаимодействие в команде, инклюзивность, мотивация, решение конфликтов;
- критическое мышление: решение проблем, понимание предубеждений и работа с ними;
- выстраивание отношений и коммуникаций;
- осознанность и управление собой;
- гибкость и высокая адаптивность к изменениям;
- управление стрессом.
Стратегические сессии — самый востребованный формат обучения руководителей
Весной 2022 года запрос компаний на содержание и форматы обучения изменился. В ситуации неопределенности и «многих неизвестных» вырос запрос на осмысление происходящего, поиск новых работающих управленческих практик. Самыми востребованными стали экспертные и стратегические сессии, которые объединяют в себе обучение и решение практических задач. Они всегда непродолжительные по форматам (от 1 до 4 дней) и ориентированы на бизнес-результат.
С июня 2022-го растет запрос на долгосрочные программы обучения топ-команд и кадрового резерва. Ключевые темы — лидерство («Как принимать решения и вести за собой в условиях турбулентности»), операционная эффективность («Как перестроить процессы для экономической устойчивости?»), цифровизация и технологическая устойчивость, общий и стратегический менеджмент.
Более 60% крупных компаний будут реализовывать программы обучения и развития руководителей внутри своих организаций и корпоративных университетов. 30% компаний планируют провести программы с российскими бизнес-школами. 10% продолжают рассматривать возможность проведения программ с зарубежными бизнес-школами.
Каким будет обучение в новой реальности: пять трендов
Формат обучения будет меняться
Сейчас люди переключаются на малые группы, на социальный аспект. Группы из 10‑15 человек, объединенных общими ценностями и интересами, будут дополнять образовательные учреждения. В фокусе уже не академические знания, а раскрытие человеческого потенциала, и для этого нужны доверие и социальная безопасность.
Изменится подход к дизайну программ
Сейчас нужно проектировать не только контент, но и работать с состояниями людей. Важно затрагивать темы спорта и здоровья: проводить семинары по well-being, давать упражнения. И обязательно добавлять социальные активности, чтобы объединять людей в группе, развивать их нетворкинг, — например, организовывать совместные ужины или выезды.
Изменится цель обучения
Получение правильных ответов уже не так важно, как постановка грамотных вопросов, на которые потом топ-менеджеры с преподавателем будут искать ответы. Образование перестает быть только новыми знаниями — на первый план выходят коммуникация, рефлексия и мышление, которые помогают сохранять устойчивость в ситуациях неопределенности.
В основу обучения ляжет работа с многообразием
В любом кризисном периоде важна гибкость, поэтому и образование должно быть гибким и широким. Для каждого топ-менеджера или другого корпоративного сотрудника ключевым станет вопрос: «С каким количеством новых, нестандартных, непохожих на себя людей я познакомился в последнее время и чему у них научился?»
Физическое и психологическое развитие будет не менее важным, чем интеллектуальное
Вместо разработки образовательных программ потребуется конструировать персональный образовательный опыт для каждого человека.