Об эксперте: Александр Савицкий, автор курса Skillbox «Операционный менеджмент и непрерывные улучшения».
Эпоха неопределенности
Как писал древнеримский писатель Плиний Старший, «в этой жизни определенно только то, что нет ничего определенного». Это изречение как нельзя лучше описывает действительность, учитывая, темпы, с которыми последние пару лет происходят изменения. Период неопределенности, который начался еще зимой, затянулся. В этих условиях никто не берется строить долгосрочные прогнозы даже в диапазоне нескольких месяцев, а бизнесу все чаще приходится действовать вслепую. Причем это касается всех компаний — как тех, кто оказался в выигрышном положении, так и тех, кто переживает кризис.
Впрочем, в ситуации неопределенности мы оказались задолго до пандемии благодаря технологическому прогрессу. То, что вчера казалось невозможным, сегодня мгновенно проникает в нашу жизнь — и меняет ее. Технологии трансформируют не только рынки, но также структуру работы и организацию рабочих процессов.
Машины и алгоритмы постоянно совершенствуются, становясь все более автономными. В результате снижается спрос на рутинный ручной труд, тогда как гибкие навыки — soft skills — становятся все более востребованными. Уже очевидно, что потребность в физическом труде и низкоквалифицированной рабочей силе стабильно идет на спад, тогда как спрос на специалистов с развитыми коммуникационными навыками и эмоциональным интеллектом, наоборот, растет.
Новые требования касаются и руководителей — для управления командой сегодня недостаточно владеть опытом и экспертизой, важно грамотно коммуницировать, быть гибким и находить креативные пути решения проблемы. Но такие топ-менеджеры пока большая редкость, поэтому рынок остро нуждается в руководителях нового формата. Можно выделить четыре ключевых свойства, которые пригодятся для управления компанией в эпоху турбулентности.
Умение грамотно решать проблемы
В русском языке за словом «проблема» закрепилась негативная коннотация, поэтому компании стараются избегать их упоминания любой ценой. При этом они часто забывают, что именно проблемы становятся точками роста и открывают новые возможности. Умение превращать уязвимость в преимущества и находить нестандартные решения — это основные принципы грамотного подхода к problem solving. Как сократить затраты, выйти на новый рынок, какой продукт нужно разрабатывать, — над этими проблемами обычно работают руководители.
Решение всегда начинается с понимания ситуации и структурирования задачи, за которыми следует детальная аналитика и синтез потенциальных вариантов действий. Это помогает определить ключевые рычаги, которые сработают наиболее эффективно и принесут компании наибольшую ценность.
На этой стадии топ-менеджеру важно задавать правильные вопросы и четко формулировать проблему. В то же время нужно постоянно учитывать контекст, макротренды и общую повестку.
При этом проблемы нужно не только анализировать и решать, но и грамотно доносить. Вся команда должна действовать согласованно, четко понимая, какие шаги и зачем нужно предпринимать в каждый конкретный момент. Грамотная коммуникация со стороны руководства также помогает сотрудникам учиться на примере и прокачивать навыки problem solving.
И руководитель, и сотрудники могут освоить этот скилл, не обязательно обладая врожденным талантом или многолетним опытом. Начать можно с изучения пособия Чарльза Конна и Роберта МакЛина Bulletproof Problem Solving («Гарантированное решение проблем»).
К процессу также нужно подключать других специалистов: управленцу важно сохранить плюрализм мнений, а не принимать все решения единолично. Критически оценивать предложения подчиненных поможет книга «Принципы. Жизнь и работа» Рэя Далио. Он считается одним из самых успешных управляющих хедж-фондов в истории финансовых рынков, а его хедж-фонд Bridgewater Associates стал одним из крупнейших в мире и по состоянию на 2019 год управлял портфелем в $160 млрд. Внутри своей компании Далио создал культуру открытого обсуждения ключевых решений: благодаря ей каждый имел право высказаться, что способствовало развитию креативности и позволяло более глубоко прорабатывать проблемы в условиях высокого риска.
Мастерство в agile
Существует мнение, что переменчивость и непредсказуемость бизнес-среды можно побороть, если составить несколько сценариев развития событий — от пессимистичного к оптимистичному — и заранее подготовиться к каждому из вариантов. На практике большинство прогнозов не сбывается, а непредвиденные события буквально сбивают с ног. Такие труднопрогнозируемые события бывший трейдер и риск-менеджер Нассим Талеб назвал «черными лебедями».
Практика показывает, что успешно выживать в изменчивом и непредсказуемом мире помогает итеративный подход и умение экспериментировать.
Задача руководителя — это создание «антихрупкой» компании, которая не разваливается при первой же кризисной ситуации, а учится делать из нее выгоды.
Полностью избежать рисков и потрясений невозможно, нужно допускать, что непредвиденные события произойдут в любом случае. Вопрос в том, как минимизировать последствия и избежать крупных потерь.
Независимо от того, в какой индустрии вы работаете, вам пригодятся тактики гибкого управления из ИТ-сферы. Современный руководитель должен понимать как выстроить agile-структуру, быстро создавать MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт) и тестировать гипотезы.
Горизонтальные коммуникации
Один из самых недооцененных навыков современного топ-менеджера — это умение выстраивать коммуникации. Обычно под этим подразумевают дипломатичность, способность уверенно выступать перед публикой или делегировать задачи. Но в 2020-м этого недостаточно.
Сейчас важно строить масштабную систему коммуникаций, которая позволит быстро выявлять проблемы, безошибочно транслировать видение и цели сотрудникам и так же быстро принимать решения.
Раньше руководитель работал в рамках стандартной иерархии по модели сверху-вниз. Теперь на смену таким коммуникациям приходят горизонтальные и кросс-функциональные методы взаимодействия. Они дают возможность быстрее обмениваться информацией и оперативно строить стратегии. Именно от его качества зависит то, как быстро руководитель подстроится под меняющиеся обстоятельства и изменит курс компании в случае необходимости.
При этом сотрудники должны понимать, что они не просто выполняют команды, а следуют поставленной цели, работают на благо общего дела. Это особенно актуально в высокоинтеллектуальных сферах. Поэтому при делегировании задач необходимо для начала объяснить, почему компания делает так, а не иначе, и как это соотносится с общей повесткой компании.
Для этого руководителю нужно развивать навыки фрейминга, то есть передачи смыслов. Как менеджер формулирует мысли? Насколько тождественно понимание картины мира у него и у его подчиненных? Позитивное или негативное сообщение он несет в процессе коммуникации?
Важно не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствовать свои коммуникативные навыки, ведь обычно наиболее ценные инсайты возникают в результате межличностного общения.
Быстрый и непредсказуемый мир ставит новые вызовы перед руководителями, преодоление которых требует нового набора навыков. Чтобы удержать позиции в бизнесе и создавать ценность, топ-менеджеру нельзя останавливаться на достигнутом — нужно постоянно расти и совершенствоваться, отслеживая мировые тренды. То, что раньше считалось суперспособностью и талантом руководителя, например умение эффективно решать проблемы или быстро реагировать на изменения, сегодня уже считается гибким навыком, который может прокачать каждый. Главное, осознать потребность и принять факт того, что soft skills можно и нужно осваивать. И лучше начать действовать как можно скорее, чтобы сохранить свое конкурентное преимущество.