Понятие «подкастинга» появилось еще в 2004 году. Термин ввел британский журналист Бен Хаммерсли, который предложил обозначить им новое технологическое явление отправки аудиофайлов на iPod. Он объединил слова iPod и broadcast (англ, радиопередача). В наши дни подкастинг представляет собой целую сферу производства и распространения контента, а сами подкасты стали привычным форматом получения информации. «РБК Тренды» объясняют, что такое подкасты, как они работают и где их искать.
Что такое подкасты
Подкасты — это цифровой аудиоконтент, который распространяют в интернете с помощью службы хостинга подкастов. Такие сервисы хранят все выпуски в одном месте и автоматизируют создание RSS-каналов (сводок с обновлениями, поступают с ресурсов, на которые подписан человек). Они также могут автоматически отправлять RSS-канал в каталоги подкастов (приложения), где слушатели могут получить к ним доступ.
Подкасты в виде файлов загружают на специальные сервисы (Apple Podcasts и т.д.), а пользователи могут слушать их на различных устройствах (смартфонах, ПК, цифровых музыкальных и мультимедийных проигрывателях). Помимо RSS, подкасты могут размещаться на веб-сайтах или встраиваться в них.
Подкасты обычно доступны в виде серии предварительно записанных разговорных радиопередач. Обычно авторы публикуют их в соответствии с заранее установленным расписанием. Каждый подкаст снабжается названием и кратким описанием.
Для подкаста не существует предписанного формата, длины или стиля. Они могут охватывать ряд предметных областей, но эпизод зачастую посвящен одной теме или истории. Некоторые подкастеры читают по сценарию, а другие импровизируют.
Зачем нужны подкасты
Производители контента все чаще обращаются к подкастам как к недорогому и удобному каналу распространения информации для охвата большой аудитории.
Подкасты также изменили способ монетизации рекламы. Контент можно монетизировать с помощью подписки, купленного рекламного времени или через краудсорсинговые платформы.
Преимущества подкастов:
- легкость создания. Все, что нужно для подкаста, — это микрофон, звуковое программное обеспечение, компьютер и подключение к интернету;
- легкость распространения. Подкасты можно загружать с помощью бесплатной учетной записи на YouTube или SoundCloud;
- свобода в выборе формата. Подкасты могут быть любой длины и содержания, что позволяет более глубоко рассматривать темы, которые, к примеру, не были широко освещены в СМИ;
- широкий охват тем. Подкасты могут быть новостными, научными, нишевыми и так далее;
- доступность. Пользователи могут получить доступ к подкасту в любое удобное для них время. Многие слушают подкасты, одновременно занимаясь другими делами;
- качественный маркетинговый инструмент. Подкаст — это эффективный инструмент многоканального маркетинга: он дает полезную информацию, не пытаясь что-то продать. Также формат предлагает возможности для обратных ссылок, что положительно влияет на поисковую оптимизацию бренда. Подкастеры часто приглашают гостей и могут давать ссылки на их ресурсы в своих передачах. Компания может использовать подкаст, чтобы более глубоко проинформировать своих пользователей о новом продукте.
По данным Statista, в 2022 году мировая аудитория слушателей подкастов составила более 420 млн человек, а к 2024 году она превысит 500 млн человек. По данным «Яндекс.Музыки», в России подкасты слушают 16 млн человек или чуть более 10% населения.
Где и как слушать подкасты
Самый удобный способ слушать подкасты — через смартфон. У iPhone есть встроенное приложение для подкастов Apple Podcasts. Альтернативами для iOS-устройств могут стать Overcast, Pocketcasts и Spotify (если сервис доступен в вашем регионе).
У пользователей Android-смартфонов также есть собственное встроенное приложение для подкастинга — Google Podcasts. Также вместо него можно загрузить Pocketcasts или Castbox.
Почти у каждого подкаста есть функция воспроизведения прямо на странице эпизода. Это позволяет слушать аудиопередачи с других устройств (ПК, планшетов).
Подписка на подкаст позволяет следить за выпуском новых эпизодов. Уведомления о них будут приходить прямо на устройство, а сам подкаст в зависимости от настроек может автоматически подгружаться в приложении для прослушивания в автономном режиме. На подкаст можно подписаться на его собственной веб-странице, либо в специальном приложении.
Во всех приложениях для подкастов рядом с названиями шоу есть кнопка «Подписаться». Управлять своими подписками потом можно через «Медиатеку», оттуда же можно делиться подкастами с друзьями и в соцсетях через специальную кнопку, оставлять оценки и комментарии. Именно они позволяют организовать рейтинги подкастов, что помогает определиться с собственным выбором для прослушивания.
Приложения для подкастов позволяют создавать плейлисты. Они также предлагают элементы управления воспроизведением, например, чтобы слушать эпизоды с разной скоростью. Некоторые приложения даже позволяют пропускать затянутые вступления и концовки выпусков.
Где искать новые подкасты
Подкасты можно находить в выбранном приложении. Некоторые из них предлагают диаграммы прослушиваний или избранные разделы.
Можно также пользоваться общим поиском. Например, в Google по запросу с названием понравившегося подкаста в результатах появится подборка похожих программ с обзорами и рекомендациями.
Самые популярные платформы подкастов в России:
Apple Podcasts — приложение для iOS и macOS. Приложение «Подкасты» уже установлено на все устройства Apple, в том числе на Apple Watch. Миллионы подкастов доступны бесплатно, а также можно оформить подписку, чтобы получать доступ к эксклюзивным выпускам, раньше всех узнавать о выходе новых эпизодов и слушать их без рекламы. Для подписок работает опция семейного доступа. Любой выпуск подкаста можно скачать, а новые эпизоды из подписок будут загружаться автоматически. Также есть опция перемотки выпуска и ускорения воспроизведения.
Google Podcasts — приложение для Android, которое работает на смартфонах, ПК и «умных» колонках. Подкасты можно искать с помощью Google Search и Google Assistant. Приложение позволяет управлять подписками, автоматически загружать эпизоды для прослушивания в автономном режиме, менять скорость воспроизведения и пропускать паузы, создавать плейлисты и отслеживать историю прослушивания, загрузок и подписок.
«Яндекс Музыка» — приложение «Яндекса» с разделом подкастов. Выпуски можно объединять в плейлисты, которые при сохранении будут доступны для прослушивания офлайн. Зарегистрированные пользователи могут сохранять собственные подборки, получать рекомендации, делиться выпусками с друзьями и просматривать их коллекции. Эксклюзивные подкасты без рекламы доступны по подписке «Яндекс Плюс».
«ВКонтакте» — в соцсети есть раздел, посвященный подкастам. В мобильной версии он оформлен как раздел «Подкасты» в боковом меню. В версии для ПК подкасты будут расположены в отдельной вкладке в разделе «Новости» — там публикуются посты из всех сообществ подписчика, которые выпускают эпизоды. Пользователи приложения могут добавлять понравившиеся выпуски в закладки, просматривать списки уже начатых эпизодов, интересных выпусков, подборки, а также собственные подписки. При воспроизведении можно менять скорость подкаста, а также обсуждать выпуски с друзьями и получать оповещения о выходе новых эпизодов. При смене устройства воспроизведение продолжится с того же места.
Castbox — сервис подкастов с поиском по категориям и списком самых популярных передач. В нем можно устанавливать таймер сна, регулировать скорость воспроизведения, оформлять подписку и получать уведомления о выходе новых эпизодов, создавать свои плейлисты, делиться выпусками с друзьями в мессенджерах и соцсетях. В Castbox каждый выпуск можно комментировать отдельно, а также участвовать в обсуждениях с другими пользователями платформы.
Некоторые площадки по требованию Роскомнадзора удаляют подкасты за нарушение российского законодательства. В этом случае можно использовать альтернативные сервисы, либо подписываться на выпуски на сайте подкастов или слушать их в Telegram-каналах авторов.
Подкасты «РБК Трендов»
У «РБК Трендов» тоже выходят подкасты различных тематик — от бизнеса и образования до культуры и психологии. Нас можно слушать на любой удобной платформе.
Подкасты:
- «Летучка»: редакция «РБК Трендов» примеряет тренды на себя;
- «Лекции не будет»: интересно о сложных научных явлениях и феноменах;
- «Что изменилось? »: как технологии меняют нашу жизнь;
- «Что изменилось? Бизнес»: как технологии меняют бизнес;
- «Азбука современности»: словарь с терминами XXI века;
- «Зеленый подкаст»: как жить комфортно и сохранить дружеские отношения с природой;
- «Списать не получится»: про life long learning — концепцию образования на протяжении всей жизни;
- «Меня сократили»: как справиться с увольнением и найти подходящую новую работу за хорошие деньги;
- «Цифра дня»: короткие выпуски с занимательными цифрами;
- «Звучит как тренд»: качественная озвучка материалов «РБК Трендов»;
- «Забегая вперед»: анализируем настоящее и будущее с помощью произведений массовой культуры;
- «Время остановиться»: подкаст-медитация, который поможет замедлиться.