Как расоведы борются с расизмом, показывая наши различия

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Антрополог Станислав Дробышевский рассказывает, зачем нужны расоведы, чем мозг пигмея отличается от мозга японца и почему чистота расы — это миф

Об эксперте:

Станислав Дробышевский — российский антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Научный редактор научно-просветительского портала Антропогенез.ру.

Расизм — плохо, расоведение — хорошо

Все люди разные: у одних кожа темнее, у других светлее, у кого-то кудри, у кого-то прямые волосы. Популяционное различие по таким биологическим и исследуемым признакам и называется расами. Во все времена, начиная с каменного века и до современности для всех это было очевидно. В XIX веке появляются расоведы, которые стали описывать эти признаки, вести статистику и изучать, какие люди живут в разных местах.

Но появилось и такое явление, как расизм. Со временем он начал приобретать практическое выражение и проявляться в разных странах и регионах — режим апартеида в Южной Африке, рабовладение и работорговля в Англии, нацистская расовая политика в Германии. Все это объяснялось тем, что другая раса якобы хуже и на этом основании ее позволяется истреблять или эксплуатировать. Расизм дошел до своей критической точки, и после Второй мировой войны появился обратный тренд, согласно которому вообще не существует деления на расы. Все люди одинаковые, а если вы найдете отличия — отметите у кого-то другой цвет кожи, разрез глаз, ширину носа — то вы и есть расист, потому что вы не должны этого замечать. А если вы еще и «белый», то это совсем из ряда вон. Такой подход ведет нас к новому виду расизма.

Расизм — вещь крайне вредная, как идеологически, так и экономически. Это концепция, согласно которой кто-то почему-то лучше, а кто-то нет, и это создает проблемы внутри группы, государства, народа.

Расоведы исследуют различия и сходства рас, показывают, что они есть, и описывают их разнообразие именно для того, чтобы бороться с расизмом.

Связь расы, объема мозга и интеллекта

Расисты утверждают, что расы не равны по уровню интеллекта, но пока научного доказательства этому нет. Начнем с того, что интеллект — это не расовый диагностический признак. Расы отличаются или, наоборот, сходятся только по биологически наследуемым признакам с минимальным влиянием среды и выраженной межпопуляционной изменчивостью. Интеллект же, в основном, приобретается в результате обучения, условий жизни, а генетическая составляющая здесь очень небольшая.

Во-вторых, существует слишком большой разброс изменчивости. В любой группе можно найти глупца и умного, и по разным показателям один будет глупец, а по другим параметрам он же будет умным, и со вторым такая же история. Интеллект — это очень зыбкая вещь, у нас даже нет единицы, чтобы его измерить.

Размеры мозга тоже не имеют никакого значения в пределах от 900 до 2500 грамм. У разных рас размеры мозга действительно отличаются, и это зависит от множества факторов. Прежде всего, от размеров тела. У пигмеев размер мозга будет небольшим, но, например, бушмены выше африканских пигмеев, а мозг у них меньше. Бывают высокорослые популяции с маленьким мозгом, бывают низкорослые популяции с большим. Возьмем монголов — это не самые рослые люди, а объем мозга у них в среднем самый большой. Прямой зависимости здесь нет, но в целом, чем крупнее тело, тем больше и мозг. Но внутри каждой большой расы есть популяции как с маленьким мозгом, так и с большим.

Австралийские аборигены 30 тыс. лет назад были мировыми рекордсменами по самому большому мозгу, а современные — почти рекордсмены по самому маленькому. Это те же самые аборигены, только они менялись во времени. Но еще никто не доказал, что большие или меньшие размеры мозга у разных рас как-то привязаны к интеллекту. Например, средний размер мозга у японцев меньше, чем средний объем мозга в мире, но кто-нибудь может назвать японцев дураками?

Фото:Pexels
Социальная экономика Сможете ли вы распознать дискриминацию?

Чистоты расы не существует

Расы постоянно меняются и смешиваются. За чистую расу можно считать лишь какую-нибудь вымышленную популяцию, которая просидела на одном острове 20 тыс. лет. Ими могли бы быть тасманийские аборигены, если бы их в свое время не истребили англичане. Или андаманцы подошли бы в качестве примера, если бы мимо них не проплывали все, кому не лень. На любой, даже супер-изолированный экзотический остров кто-нибудь обязательно заглянет и нарушит ту самую чистоту расы.

Долгая изоляция в одном месте, скорее, изменит популяцию, чем сохранит ее в первозданном виде. Если популяция маленькая, то любой мутант, случайно появившийся из-за генетического сбоя, имеет неплохие шансы поменять всю эту популяцию. Скажем, если на острове живет 50 человек, все они светловолосые, а один мутант родился с черными волосами, которые окажутся доминантными, то через два поколения, все жители этого острова будут с черными волосами, а популяция резко изменится.

Сама концепция чистой расы — это некий абстрактный концепт, придуманный расистами для обоснования собственного превосходства просто по факту рождения, но такая схема не работает.

Концепции расоведения

Первая — индивидуально-типологическая, согласно которой каждый конкретный человек является носителем расового набора признаков, и описав отдельного человека, мы описываем расу. Например — чернокожий, курчавые волосы, широкий нос, пухлые губы. Скорее всего, это негроид. Узкие губы, тонкий нос, светлые волосы, светлая кожа — значит, европиоид.

Эта концепция очень подкупающая и сидит в головах людей по умолчанию, но она не имеет отношения к реальности, потому что люди изменчивы. В каждой популяции мы можем найти человека с чуть более широким носом или чуть менее узким носом. Индивидуальный разброс слишком велик, поэтому с середины ХХ века в науке преобладает популяционная или популяционно-типологическая концепция. Она гласит, что раса — это группа популяций со своей изменчивостью. Когда мы описываем популяцию, то описываем не индивида с набором признаков, а обозначаем диапазон допустимых значений этого параметра. Например, у этой расы кожа средней темности — от такой-то светлости до такой-то темности.

Внутри каждой расы есть закономерное разнообразие, более того, расы меняются во времени, и этому соответствует историческая концепция рас. Она не отменяет предыдущую, а является ее дополнением. Расы постоянно преобразуются в силу приспособления к новым условиям, случайных изменений, генетических процессов или метисации с кем-то еще. Этот процесс неостановимый и беспрерывный.

Евгеника как воплощение расизма и нетолерантности

Евгеника — это идея об улучшении человеческого рода, очень похожая на селекцию людей, которая должна убрать все болезни, сделать всех красивыми, бодрыми и умными. Но на практике это перетекает в ужасный геноцид, когда просто убирают «неправильных». Такими были расовая политика нацистской Германии, принудительная стерилизация в Швеции, США, Канаде. Хорошую версию евгеники пока никто придумал. В идеале это должно быть прямое исправление ДНК, когда в коде есть ошибка и ее можно поправить, но так пока никто не научился делать.

Зачем нужно расоведение

Расоведы знают, что все расы равны, почему они равны, и почему они не равны. Изучив, в чем расы похожи, а в чем они все-таки различаются, расоведы внятно объясняют, что эти различия — всего лишь погрешность на фоне сходств, которые нас объединяют.

Обновлено 16.01.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть