Профи не той ориентации: как меняется отношение к построению карьеры

Фото: Hunters Race / Unsplash
Фото: Hunters Race / Unsplash
Еще недавно люди выбирали одну специальность на всю жизнь. Сегодня же можно в любой момент поменять профессию и пойти учиться чему-то новому. О том, как изменился подход к профориентации, — в материале РБК Трендов

Профориентация с библейских времен

Профориентация как наука зародилась только в XX веке, однако ее история начинается гораздо раньше. Некое подобие профориентации существовало еще в Вавилоне (III тысячелетие до н. э.). Выпускники, прошедшие испытания по математике, естествознанию и игре на музыкальных инструментах, получали гарантию стабильного заработка и высокое положение в обществе. На бюрократах держалась вся общественная жизнь Вавилона, поэтому на эти должности брали только самых способных выпускников.

В Древнем Египте тоже существовала система испытаний, похожая на профориентацию. Для того, чтобы стать жрецом, кандидатам необходимо было протестировать не только интеллект, но и силу воли с выдержкой. Также оценивали внешность будущих жрецов, их умение говорить и держать себя в обществе. Считалось, что только самые стойкие смогут выдержать непростое обучение, длившееся несколько десятилетий.

В Древнем Китае система проверки знаний у бюрократов была поставлена на поток. На должность правительственного чиновника могли претендовать все желающие, независимо от происхождения, поэтому для многих людей экзамены становились решающим испытанием в жизни. Многоэтапная проверка знаний была устроена в формате празднества, в котором принимал непосредственное участие даже император.

Но все-таки началом изучения индивидуальных способностей человека стоит считать конец XIX века — первую половину XX века. Британский исследователь Фрэнсис Гальтон первым провел централизованные исследования по изучению психических и физических особенностей людей. В трудах «Наследственный талант и характер» (1865) и «Наследственный гений» (1869) он впервые озвучил мысль о том, что характер и интеллект наследуются так же, как и физические способности. А в книге «Исследование человеческих способностей и их развитие» Гальтон впервые описал прототип психологического тестирования, позволяющего определить психотип человека.

История с продолжением

Уже в последнем десятилетии XIX века появляются специальные агентства по трудоустройству. С началом индустриальной революции стала очевидной необходимость эффективного распределения рабочей силы, чем эти агентства и занимались. Американец Фрэнк Парсонс первым основал социальную службу, специалисты которой помогали молодым людям найти или поменять работу. Профориентационный тест Парсонса основывался на трех простых критериях:

  1. Оценка претендентами своих психологических и физических навыков;
  2. Осведомленность о требованиях к выбранной ими должности;
  3. Соответствие самооценки претендентов и их осведомленности о необходимых профессиональных навыках.

Такой незамысловатый, но достаточно эффективный анализ позволял быстро распределять рабочую силу по фабрикам и заводам.

Тем временем теория профориентация продолжала совершенствоваться. Идеи Гальтона способствовали введению психологических тестирований для будущих работников, а профсоюзные движения помогали популяризировать агентства по трудоустройству.

В период с 1920 по 1960 гг. профориентация стала важной частью среднего и высшего образования. Наращивание промышленности, и в первую очередь оборонной, в первой половине XX века повышало спрос на квалифицированную рабочую силу. Государственные социальные программы позволяли находить и продвигать талантливых детей еще со школы, обеспечивая индустрию и науку действительно способными специалистами.

С 1980-х карьерное консультирование приобрело новый смысл. Развитие технологий, медиа и коммуникаций способствовали появлению новых профессий, в том числе карьерных консультантов, работающих независимо от компаний и биржи труда.

В СССР профориентация как отдельное направление возникла в 1920-х годах. Проводились обширные исследования так называемой психотехники труда — влиянию психологических факторов на выбор профессии. Новая власть стремилась отобрать лучших специалистов для построения советской социально-экономической модели, что дало новый толчок развитию профориентации в 30-е годы. Профориентация постепенно внедрилась в школы и университеты, в стране также работали бюро профориентации. Однако после принятия постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году психологические исследования были свернуты, а бюро профориентации начали массово закрываться.

В период Великой Отечественной войны и после нее о профориентации забыли: военный дефицит вынуждал работать, чтобы выжить. Уже после войны, в 1950-е годы, профориентация сводилась к урокам труда в школах, которые были направлены на практическую подготовку детей ко взрослой жизни и развивали в них базовые рабочие навыки.

Постепенное восстановление страны после войны позволило специалистам вновь обратиться к вопросами профориентации. В учебных заведениях продолжали придерживаться принципа «связь школы с жизнью», а развитие училищ давало детям возможность достаточно рано определиться с выбором будущей профессии. В 1969 году было принято постановление «О профессиональной ориентации учащейся молодежи», а с 1975-го начали развиваться межшкольные учебно-производственные комбинаты, которые помогали ученикам попробовать себя в профессии и понять, чем они хотят заниматься.

Уже в 80-е и 90-е годы в школах сложилась система учебно-методических кабинетов, основной целью которых было продвижение профессий среди учащихся и помощь в выборе направления профессиональной подготовки на основе индивидуальных особенностей и навыков учеников. Тем не менее профориентация по-прежнему оставалась неспособной выработать инклюзивный подход к ученикам.

Карьера по-советски

Карьерный путь в СССР был довольно прямолинейным. В целом система образования была «заточена» под то, чтобы дети как можно раньше определялись с выбором профессии. Уже после 8-го класса учащиеся могли поступить в профессионально-технические училища (ПТУ) или техникумы, которые готовили квалифицированных рабочих по самым разным направлениям. На базе ПТУ они получали обширную производственную практику, поэтому выпускники училищ были готовы сразу же приступать к работе. На фабриках и заводах специалисты получали повышение за выслугу лет и по своим профессиональным качествам, а смена рабочего места была событием крайне редким. Работа на одном или двух предприятиях чуть ли не до самой пенсии было скорее нормой, нежели исключением.

Школьники, получившие полное школьное образование, могли поступить в вуз. После него у большинства специалистов было два пути: исследовательская работа на базе учебного заведения или в НИИ и преподавание или высокотехнологичная работа на предприятии. Также у абитуриентов была возможность стать студентом по так называемому целевому направлению — оно гарантировало поступление в институт при условии, что выпускник обязуется проработать определенное количество лет на предприятии, которое ему это целевое направление выдало.

Все выпускники как высших, так и средних учебных заведений получали гарантированное рабочее место «по распределению». Комиссия отправляла начинающих специалистов по предприятиям, которые нуждались в рабочей силе, хоть на другой конец страны. При релокации молодые специалисты могли получить жилье от государства, а тех, кто успешно зарекомендовал себя на практике еще в вузе, приглашали предприятия в родном городе.

Уроки непрерывного обучения, или Lifelong learning

Концепция непрерывного обучения (lifelong learning) — это современный подход к получению образования, в основе которого лежит постоянное самосовершенствование в самых разных областях. Человек, придерживающийся концепции постоянного обучения, не ограничивает себя общепринятой образовательной моделью, состоящей из школы и университета: он ходит на курсы, получает второе высшее, ищет альтернативные источники знаний.

В современном мире концепция непрерывного обучения стала практически необходимой для успешного специалиста: согласно исследованию Pew Research Center, 54% опрошенных сотрудников американских компаний считают, что для того, чтобы не отставать от изменений на работе, им необходимо постоянно учиться и приобретать новые навыки.

Lifelong learning говорит о том, что повышать знания можно постоянно с помощью книг, курсов или онлайн-обучения. Кроме того, концепция непрерывного обучения подразумевает, что жизнь и получение новых знаний — это комплементарные процессы, которые не существую друг без друга.

Преимущества постоянного обучения

В условиях глобализации и постоянно меняющегося современного мира концепция непрерывного обучения помогает быть в курсе трендов и исследовать новые возможности. В карьерном плане lifelong learning — незаменимый навык, который существенно увеличивает шансы получить повышение и продвинуться по службе.

  • Концепция непрерывного обучения помогает добиться успеха на рабочем месте.

Подход lifelong learning помогает быть в курсе последних тенденций в своей сфере и оперативно реагировать на новые задачи. Участие в конференция и курсах повышения квалификации — отличный способ зарекомендовать себя как инициативного сотрудника и приобрести новые связи.

  • Непрерывное обучение открывает новые перспективы.

С помощью lifelong learning можно открыть новые неочевидные карьерные возможности — обнаружить в своей сфере деятельности нишу, в которой было бы интересно развиваться.

  • Lifelong learning учит гибкости и изобретательности.

Чем шире у человека кругозор, тем легче ему ориентироваться в кризисных ситуациях. Для постоянного продвижения по карьерной лестнице недостаточно получить базовые знания по специальности, важно совершенствоваться и приобретать новые знания. Так, исследование 2012 года показало, что постоянное обучение существенно повышает креативность работников и помогает находить неординарные решения для трудных задач.

  • Постоянное обучение повышает конкурентоспособность.

Концепция постоянного обучения учит не останавливаться на достигнутом. В современном мире люди меняют работу намного чаще, чем 20–30 лет назад, а чтобы оставаться востребованным на рынке труда, специалисту необходимо постоянно учиться. Концепция lifelong learning также помогает адаптироваться и к иностранным реалиям, открывая возможности для релокации.

  • Lifelong learning поддерживает ментальное здоровье.

Постоянное изучение нового поможет избежать выгорания и отвлечься от работы, «переключиться» и на время забыть о профессиональных задачах и жизненных трудностях. Непрерывное обучение также способствует лучшему пониманию себя и своих желаний, что существенно повышает качество жизни.

Непрерывное обучение vs профориентация

Может показаться, что профориентация потеряла свою актуальность с появлением концепции непрерывного обучения, однако это не так. Наоборот, в современном разнообразии карьерных путей легко запутаться, особенно молодым людям 18–20 лет. Сегодня уже не существует такого четкого и понятного карьерного пути, какой был в СССР, а значит, и выбрать профессию на всю жизнь практически невозможно.

В наши дни карьерная ориентация представлена в самых разных формах: от школьного психолога и тестов в интернете до персональных консультантов, ведущих независимую практику. На этапе начального и среднего образования профориентации уделяется особое внимание, однако сейчас стремительно набирают популярность эксперты по карьерному консультированию и для взрослых. Как молодое поколение, так и люди старшего возраста все чаще обращаются к профессионалам, чтобы понять, какой карьерный путь выбрать и как успешно самореализоваться в жизни.

Кроме того, в больших корпорациях существует внутреннее карьерное консультирование, позволяющее сотрудникам планировать и разрабатывать свой индивидуальный карьерный план вместе с HR-специалистом.

Как внедрить концепцию непрерывного обучения в свою жизнь

  1. Осознайте свои интересы.

Чтобы понять, чем хочется заниматься, нужно понять, что вам действительно интересно. Также важно определиться, насколько глубоко вы готовы погрузиться в новую тему. Возможно, вам хочется пройти несколько онлайн-курсов и поверхностно ознакомиться с темой — или же поступить в университет на второе высшее, чтобы переквалифицироваться.

  1. Распределите свои ресурсы.

Концепция lifelong learning подразумевает, что вы регулярно уделяете время изучению нового навыка и специально выделяете на это силы и время. Поэтому очень важно определиться, сколько часов вы на самом деле сможете тратить на учебу. Важно мыслить реалистично и не пытаться сделать много за короткий промежуток времени — так теряется мотивация, и привычку учиться выработать не получится.

  1. Ставьте цели

Как и в любом другом деле в адаптации к lifelong learning важно ставить себе цели и продумывать траекторию обучения. Возможно, стоит начать с поверхностного ознакомления с темой, а затем постепенно расширять свои знания. Необходимо хотя бы примерно понимать направление своего развития, чтобы постепенно осваивать новый навык и грамотно оценивать прогресс.

  1. Обратитесь к специалисту.

Иногда бывает трудно самостоятельно понять свои интересы или построить рабочий график так, чтобы вписать в него новое хобби. В таком случае можно обратиться к профессионалам — коучам с психологическим образованием или HR-специалистам, которые занимаются профориентацией и карьерным консультированием. В ходе сессии они проведут диагностику и помогут понять, чем вы располагаете и куда двигаться дальше. Также со специалистом можно скорректировать тайм-менеджмент или обсудить, как бережно и без потерь изменить свой карьерный путь.

Обновлено 06.07.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть