Однажды редактор радикального журнала Strike! попросил Дэвида Гребера написать для издания какое-нибудь эссе. Гребер написал о давно мучившей его догадке: «Всем знакомы должности, на которых, если посмотреть со стороны, люди ничего особо не делают: HR-консультанты, координаторы коммуникаций, сотрудники PR-отделов, финансовые стратеги, корпоративные юристы или те люди (их очень много в академической сфере), которые проводят долгие часы на заседаниях комитетов, обсуждая проблему ненужных комитетов. Этот список выглядел бесконечным. Я подумал: а что, если эти должности в самом деле бесполезны, а люди, которые их занимают, знают об этом?»
Эссе произвело эффект разорвавшейся бомбы: его моментально перевели на разные языки, перепечатали в изданиях по всему миру, а сайт журнала Strike! получил больше миллиона просмотров и несколько раз падал от непривычно высокого трафика. Люди оставляли комментарии и писали Греберу лично, чтобы поделиться своими историями и подтвердить его гипотезу: феномен бредовой работы действительно существует и имеет масштабы, о которых антрополог даже не подозревал. В итоге Гребер понял, что эта тема требует более глубокого изучения. Он начал собирать и систематизировать свидетельства разных людей, чтобы понять, откуда берется бредовая работа, как она влияет на общество и что со всем этим делать. Так появилась книга «Бредовая работа: Трактат о распространении бессмысленного труда».
Кто автор?
Дэвид Гребер — профессор антропологии в Лондонской школе экономики и политических наук, активист, анархист. Участвовал в нескольких протестных движениях и был одним из идеологов Occupy Wall Street. Автор нескольких книг. Самые известные — «Долг. Первые 5000 лет истории» и «Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии». В своих работах Гребет разоблачает разные экономические и социальные концепции, которые принято считать устоявшимися и единственно возможными.
О чем книга?
Гребер анализирует сотни историй разных людей и на их основе пытается понять, что такое бредовая работа (а что таковой не является), на какие типы она делится, откуда берется, какой вред наносит и почему мы, как общество, не особенно протестуем против нее.
Феномен бредовой работы и ее виды
По определению Гребера, «бредовая работа — это настолько бессмысленная, ненужная или вредная оплачиваемая форма занятости, что даже сам работник не может оправдать ее существование, хотя в силу условий найма он чувствует необходимость притворяться, что это не так». Важное свойство, которое следует из этого определения: нельзя иметь бредовую работу и не знать об этом. То есть, если вам кажется, что вы занимаетесь полной ерундой и не приносите никакой пользы, то, скорее всего, вам не кажется.
Гребер выделяет пять типичных исполнителей бредовой работы:
- Шестерки. Работают только для того, чтобы их начальники чувствовали себя важными. К шестеркам можно отнести администраторов, помощников по административным вопросам, швейцаров.
- Головорезы. Выступают против головорезов из других компаний. Это корпоративные юристы, специалисты по связям с общественностью, лоббисты.
- Костыльщики. Постоянно устраняют проблемы, которые можно было бы решить раз и навсегда. К ним относятся программисты, которые исправляют плохой код (вместо того, чтобы сесть и один раз написать хороший), работники служб поддержки клиентов.
- Галочники. Создают впечатление хорошо проделанной работы, даже если ее нет. Этим занимаются журналисты в корпоративных изданиях или некоторые организаторы соцопросов.
- Надсмотрщики. Следят за тем, чтобы нижестоящие сотрудники выполняли свою бессмысленную работу, соблюдая все регламенты. Это могут быть менеджеры среднего звена или профессионалы в области лидерства.
Кроме того, отмечает Гребер, существует бредовая работа второго порядка. Во-первых, это бесконечные уборщики, охранники и другой персонал, обслуживающий офисы, заполненные бесполезными сотрудниками. А во-вторых, люди, которым мы делегируем то, что не успеваем сделать сами (потому что с утра до вечера заняты бредовой работой). Например, курьеры, которые доставляют продукты, няни и выгульщики собак.
Работа как форма насилия
Анализируя истории своих респондентов, Гребер приходит к выводу: бредовая работа всегда причиняет страдания людям, которые ее выполняют. На первый взгляд, это кажется парадоксальным. От чего несчастен человек, имеющий престижную должность в известной компании, хорошую зарплату и ежедневные задачи, которые можно выполнить за час, а остальное время заниматься своими делами? Причин, по мнению автора книги, несколько.
Во-первых, считает Гребер, людям правда искренне важно понимать, что они делают что-то полезное. Без этого они быстро теряют мотивацию и чувствуют, что постоянно лгут и предают себя. Не зря многие истории, описанные в книге, заканчиваются тем, что люди в итоге не выдерживали и сбегали со своей бредовой работы, существенно теряя в деньгах, чтобы заняться тем, что, по их мнению, приносит реальную пользу обществу.
Во-вторых, многие люди отмечали, что хотя они реально могли выполнить все свои обязанности за пару часов в день, остальное время им приходилось притворяться занятыми. Как правило, это свойственно для «шестерок» — их руководителям важно видеть, что подчиненные все время заняты. Они считают, что, взяв людей на работу, они купили их время. Так что не важно, за сколько сотрудник справляется со всеми делами. Он должен что-то делать (или создавать такую видимость) на протяжение всего рабочего дня. По словам респондентов, такое бессмысленное использование времени очень угнетало.
В-третьих, некоторые исполнители бредовой работы страдали от того, что понимали: они не просто бесполезны, а вредны. Например, мелкие служащие социальной сферы, отвечающие за распределение пособий, отмечали, что вся система, в которой они работают, порочна и неэффективна, а нагромождение бюрократии делает задачу получения пособия крайне сложной. Настолько, что существуют целые некоммерческие организации («костыльщики» по классификации Гребера), которые консультируют людей, как правильно заполнить документы, чтобы все-таки добиться причитающихся льгот. Так что получается, что система, которая должна помогать незащищенным слоям граждан, вместо этого создает непреодолимые препятствия для получения этой помощи.
Почему бредовая работа вообще существует
Казалось бы, в современном обществе, которое стремится к максимальной эффективности и прибыльности, просто не может быть такого количества людей, занятых чем-то бесполезным. Это противоречит самой концепции капитализма. Но на практике мы видим, что это не так. Гребер объясняет существование бредовой работы целым рядом факторов. Среди них, например, теологические корни нашего сегодняшнего отношения к труду, которое во многом сформировалось протестантской этикой. Если в прошлом у людей вообще не было представления о труде как о чем-то обязательном, почетном и самоценном, то в XX веке работа стала неотъемлемым атрибутом, который дает человеку право считаться приличным членом общества. При этом неважно, что это за работа и насколько она полезна. Общество возвело в культ самодисциплину, поэтому стало важным просто приходить в офис каждый день и проводить там строго отведенное количество времени.
Почему за бредовую работу хорошо платят
В ходе своего исследования Гребер выяснил, что значительная часть людей, занятых бредовой работой, получает довольно высокую зарплату. Это связано с тем, что основная часть бредовой работы сфокусирована в финансовой и банковской сфере, а также в консалтинге. То есть там, где традиционно хорошо платят. Кроме того, по мнению Гребера, тут вступает в дело интересный парадокс. Дело в том, что существует расхожее представление, будто в некоторые сферы люди идут вообще не за деньгами, а во имя высших целей. Например, соцработники, учителя, медсестры, спасатели, которые каждый день приносят очевидную пользу миру.
А дальше, считает Гребер, общество попадает в логическую ловушку и начинает считать, что таким людям в целом не обязательно много платить. Ведь работа и так приносит им глубокое моральное удовлетворение. А если бы они хотели в первую очередь заработать, то занялись бы чем-то другим. Зато бесконечные корпоративные юристы, банковские клерки и менеджеры среднего звена каждый день страдают от бессмысленности своей деятельности — и поэтому мы должны компенсировать эти страдания более высокой зарплатой (ведь никаких шансов получить удовольствие от работы у них нет).
В чем проблема бредовой работы
Почему нельзя просто признать существование бредовой работы неотъемлемой частью современной экономики и успокоиться на этом? Тут все просто. Во-первых, бредовая работа делает несчастными тех, кто на ней занят (а это, по результатам опросов, проведенных в разных странах, порядка 40% населения).
Во-вторых, бредовая работа отнимает время и не дает людям заниматься тем, что Гребер называет «работой заботы». То есть по-настоящему полезными вещами, которые делают мир лучше. Даже сотрудники, в чьи прямые обязанности входит забота и помощь другим, часто вынуждены проводить большую часть дня за заполнением сложной и бессмысленной документации.
В-третьих, не будь в мире столько бредовой работы, люди могли бы потратить это время просто на отдых. Еще в 1930-е экономист Джон Кейнс предсказывал, что развитие технологий и автоматизация позволят людям к концу XX века работать 15 часов в неделю. И в целом Гребер склонен считать его прогноз корректным. Если бы не произошла массовая бредовизация корпоративного мира, скорее всего, мы правда могли бы заметно сократить рабочую неделю.
Цитаты
«Дерьмовая работа — это синий воротничок с почасовой оплатой, а бредовая работа — это белый воротничок с окладом. Люди, делающие дерьмовую работу, часто сталкиваются с пренебрежением; мало того, что они вкалывают, так еще именно поэтому их не уважают. Но они хотя бы знают, что делают что-то полезное. Люди, выполняющие бредовую работу, наоборот, обычно окружены почетом и уважением, их ценят как профессионалов, они хорошо зарабатывают, и считается, что они многого достигли и имеют все основания гордиться тем, что делают. И все же в душе они знают, что ничего не достигли. Они чувствуют, что не сделали ничего, чтобы заслужить все эти потребительские игрушки, которыми они наполнили свою жизнь. У них присутствует ощущение, что все это построено на лжи, и это действительно так».
«Когда тебя заставляют притворяться, что ты работаешь, это приводит в бешенство, потому что показывает, до какой степени ты находишься во власти другого человека. И бредовая работа, как было указано выше, — это целый вид деятельности, организованный как раз по такому принципу. Ты работаешь или притворяешься, что работаешь, но не ради какой-либо благой цели (во всяком случае, ты не видишь цели), а просто ради самой работы. Неудивительно, что это так мучительно».
«Мы могли бы легко стать обществом досуга и ввести 20-часовую рабочую неделю — а может, даже 15-часовую. Вместо этого нам, всему обществу, приходится проводить бóльшую часть времени на работе, выполняя задачи, которые, как нам самим кажется, ничего в мире не меняют».
Зачем читать?
Чтобы разобраться, как устроены современные трудовые отношения, почему они настолько неэффективны и можно ли это исправить. Гребер приводит в книге множество историй от первого лица, иллюстрирующих свои гипотезы, и дает несколько экскурсов в историю вплоть до античности и устройства средневековых гильдий, чтобы объяснить, как формировалась система, в которой мы все оказались сегодня.