Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.
Гости выпуска:
- Brickspacer, художник и автор NFT-произведений. Он рассказал о том, как начинался NFT-рынок в России, и объяснил, как NFT будет развиваться в метавселенной.
- Артем Антонян, инвестор и консультант в сфере инвестиций в NFT. Гость рассказал, как подписки в Twitter влияют на успех digital-художников и объяснил, в чем важность криптокоммьюнити.
Ведущий подкаста — техноблогер Сергей Романцев.
Таймлайн беседы:
01:41 — Что такое NFT и как это работает?
04:02 — Зачем и кому надо покупать картинки из интернета?
11:10 — Есть ли в digital кураторы, арт-дилеры, галереи?
15:39 — Можно ли предугадать успех коллекции?
18:35 — Как к NFT отнеслось сообщество художников?
20:32 — Что можно сделать с купленным NFT?
25:08 — Как правильно показывать digital-искусство?
28:31 — NFT — только для богатых?
32:18 — Какие работы и авторов стоит изучить для начала?
35:25 — Анимация или картинки — у чего больше перспектив?
39:18 — К чему идет эволюция NFT?
Что такое NFT-рынок и как он устроен
NFT — это момент, который все поменял, рассказывает Brickspacer. Художники получили возможность зарабатывать на своем творчестве так же, как музыканты зарабатывают на стримингах. Как только появился феномен NFT, оказалось, что художнику не обязательно много лет пробиваться в галереи — можно просто взять и показать миру свое творчество.
Покупка NFT — это то же самое, что и обладание предметом роскоши или объектом искусства. Эксперты выпуска утверждают, что NFT — самая трендовая история, связанная с криптовалютами.
Право собственности на NFT-произведение подтверждает само устройство блокчейна. Любая транзакция, совершенная в блокчейне, записывается в цепочку, из которой ее нельзя вычеркнуть. NFT — прямое олицетворение естественного рынка, в котором цены регулирует сам рынок. Спрос постоянно падает и повышается — иногда даже сами художники не понимают, почему их работы покупают так дорого или так дешево.
Для NFT очень важен вторичный рынок. При перепродаже и повторной покупке произведения 5–15% от стоимости обычно возвращается художнику в виде роялти. Например, первая криптоарт-коллекция — CryptoPunks — состояла из 10 тыс. уникальных 8-битных изображений, которые в самом начале можно было получить бесплатно или купить за небольшую сумму. Сейчас эти изображения продаются по $300 тыс. и более. С каждой перепродажи создатели получают отчисления. Поэтому важно не просто продать коллекцию, а сделать так, чтобы люди хотели ее перепокупать и перепродавать.
Twitter — это место, где находится основное криптокоммьюнити. Подписка и ретвит от известных художников или коллекционеров сильно повышают вероятность того, что работу купят. В NFT очень многое зависит именно от сообщества — исключительно визуальной составляющей недостаточно для успеха.
На рынке есть премиальные площадки-маркетплейсы, куда художникам попасть очень сложно или почти невозможно. Это, например, SuperRare или Nifty Gateway. Если произведение выставлено на одной из этих площадок — его точно купят, рассказывает Brickspacer. Но есть и другие площадки, где можно разместить свой NFT — Coinbase, Binance, Rarible, Async Art и т.д.
NFT и метавселенная: что нас ждет в виртуальном будущем
Известные современные художники — Покрас Лампас, Миша Мост, коллектив AES+F и другие — почти сразу начали заниматься NFT. Через некоторое время подключились музеи — например, Эрмитаж продал пять NFT-токенов картин из коллекции музея и заработал на этом более ₽32 млн.
С купленным NFT можно выйти в метавселенную, рассказывают эксперты. Например, делать выставки цифрового искусства в онлайн-галереях. Пока метавселенная только на стадии развития, NFT-арт можно выставлять и в офлайн-музеях — в виде QR-кодов или просто на экранах. Но нужно помнить, что обладание цифровым произведением не предполагает обладания авторским правом на него — то есть, нельзя, например, нанести изображение на футболку и начать продавать.
Один из способов использования NFT — аватары в соцсетях. В начале 2022 года поддержку NFT-аватаров запустил Twitter. Пользователь привязывает криптокошелек к своему аккаунту и выбирает аватар из своей коллекции.
NFT — это часть общего процесса технологического развития, уверен Brickspacer. Технология NFT будет постепенно появляться все в большем количестве сфер — например, в виде сертификата об окончании обучения в университете. Аватары придут на смену материальным ценностям — через 5–10 лет среди подростков популярнее будут те, у кого самые дорогие аватары или самая большая коллекция виртуальной одежды.
Артем Антонян добавляет, что в будущем большинство людей все больше начнут уходить из привычной реальности в виртуальную. Это не всегда плохо — люди смогут прожить счастливую жизнь в метавселенной, избежать депрессии и других возможных проблем. Кроме того, метавселенная — это выход для тех, кто физически не может наслаждаться реальностью, например, для людей с инвалидностью или пенсионеров. И NFT — неотъемлемая часть этого будущего.