Искусство и наука — как и зачем они объединяются в art & science

Фото:  Sergio Rota, Unsplash
Фото: Sergio Rota, Unsplash
В новом эпизоде подкаста «Что изменилось?» вместе с экспертами обсудили, что получается, когда искусство соединяется с наукой, и в чем шарм произведений искусства, которые не могут храниться вечно

Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.

Таймлайн беседы

1:22 — В чем особенность art & science

4:24 — Роль искусственного интеллекта в творчестве

15:33 — Почему art & science — это про коллаборационизм

19:43 — Где учиться art & science

26:07 — Искусственный интеллект и искусство: кто создатель

29:21 — Живое в искусстве: результат не навсегда

37:13 — Граница между искусством и обыденностью

Гости выпуска:

  • Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер.
  • Дмитрий Булатов — современный художник, теоретик искусства, организатор выставочных и издательских проектов в области art & science.
  • Ольга Ремнёва — специалист по art & science, куратор, основатель лаборатории культуры будущего VZOR.

Кто и с чем работает в science art

Дмитрий Булатов и Ольга Ремнёва объяснили, что art & science — это область современного искусства, в которой художники используют научные методы исследования окружающего мира и различные технологические подходы для создания своих произведений. Важно, что art & science зачастую близок к визионерству, ведь в таких проектах художник работает не только с настоящим: он формулирует актуальные вопросы, которые позволяют посмотреть на мир в перспективе.

Одна из основных особенностей art & science — междисциплинарность, ломающая барьер между наукой и культурой. Чаще всего в art & science работают с материальностью, а продуктом такого сочетания становятся инсталляции. Но иногда, отмечает Ремнёва, в art & science есть место перформативным практикам и объектам цифровой среды.

Акцент в art & science делают на единстве нескольких миров — биологического и технологического. Художники в таких проектах стремятся устранить оппозицию живого и неживого, естественного и неестественного, углубляясь в сущность каждой из категорий.

Есть ли в искусстве место искусственному интеллекту

Пока искусственный интеллект еще не стал достаточно автономным, чтобы обходиться совсем без художника. Безусловно, уже есть примеры, когда технологии демонстрировали творческие и креативные навыки, даже если рассматривать креативность как способность создавать паттерны для поведения в будущем. Ольга Ремнёва считает, что пока человеку интереснее человек, поэтому фактор его присутствия будет важен. Дмитрий уверен, что в антропоцентричном представлении о мире все-таки уже происходит сдвиг: люди и объекты теперь предстают перед нами в едином диалоге.

Почему интересны объекты, которые сохранятся не навсегда

Ремнёва объяснила, что одной из особенностей art & science является то, что часто объекты искусства недолговечны. Например, как в проекте 2001 года Semi-living Worry Dolls, где авторы использовали в работе существ, напоминающих небольших куколок: пока работал биореактор, эти «существа» жили. После того, как его отключили, они умерли на глазах у зрителя.

Шарм таких работ заключается в том, что теперь в некоторых случаях для художников становится важен не сам объект, над которым они работают, а процессуальность. В art & science возникает особая форма творческого союза — между художником и человеком из науки, которые создают единый символический объект.

Обновлено 25.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть