Исход из Instagram: почему фотографы выбирают другие сервисы

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Что такое Instagram? Казалось бы, ответ очевиден: социальная сеть, основной контент которой — фотографии. Останется ли она такой же 2022-м и что по этому поводу думают профессиональные фотографы, разобрались РБК Тренды

В июне 2021 года глава Instagram Адам Моссери разместил в своих аккаунтах в соцсетях видеообращение к пользователям, в котором объявил, что приоритетными направлениями для развития платформы станут: поддержка креаторов (именно такой термин используют представители Meta в России), продвижение видео-форматов, развитие шопинга и обмен сообщениями между пользователями.

Для приложения, занимающего вторую строчку в рейтинге скачиваний по всему миру, четвертой по количеству пользователей социальной платформы в мире (1,22 млрд пользователей) это заявление означает серьезные изменения.

Борьба за пользователей

Сделка по покупке приложения Instagram компанией Facebook была заключена 9 апреля 2012 года, буквально неделей ранее состоялся долгожданный релиз приложения для устройств на базе Android. Руководство платформы сохранило за собой операционный контроль, однако уже на первых порах было очевидно, что, будучи включенным в экосистему Facebook, Instagram должен будет начать приносить прибыль.

Покупки Instagram и WhatsApp стали важными вехами в истории будущей Meta Platforms, которые позволили значительно расширить базу пользователей и увеличить доходы от рекламного бизнеса компании. Нельзя не вспомнить, что эти обстоятельства еще на протяжении многих лет привлекали внимание антимонопольных служб. У Федеральной торговой комиссии США также нашлись вопросы к ИТ-гиганту.

Фото:Jack Taylor / Getty Images
Индустрия 4.0 7 смертных грехов Facebook: главные претензии общества к Марку Цукербергу

Но удержать господствующее положение оказалось не так просто: сначала на рынок пришел Snapchat, за ним последовал TikTok. Поэтому Meta пришлось начать адаптироваться.

«Мы видим, что все больше людей приходят в Instagram ради развлекательного контента, и видеоконтент играет в этом важную роль. Сегодня видео — одно из приоритетных направлений развития Instagram, но для нас по-прежнему очень важно, чтобы опыт обмена фотографиями на платформе был максимально удобным для пользователей. Мы непрерывно работаем над улучшением наших функций и созданием новых, чтобы дать нашему сообществу новые возможности для общения и самовыражения, в том числе и с помощью фотографий», — сообщил РБК Трендам представитель Meta.

Фотографы против

В волне обсуждений, захлестнувших после обращения Моссери социальные сети, одной из главных тем стал возможный исход фотографов с платформы. Среди возможных вариантов для нового пристанища предрекали Twitter и Facebook, вспоминали о Reddit и о Telegram-каналах, кто-то даже пророчил воскрешение Flickr (таких, правда, было меньшинство). Не в последнюю очередь вспоминали о персональных сайтах с портфолио.

В какой-то момент Моссери пришлось отвечать в своих сториз на гневный вопрос «Почему вы ненавидите фотографов? Мы сделали это приложение». Ответ, правда, был хоть и лаконичным и доброжелательным, но довольно абстрактным.

«Instagram всегда был про жизнь»

О том, как изменилась к концу 2021 года реальность для работающих в среде Instagram фото-профессионалов, рассказывает Алексей Корзов (Instagram @korzov, 108 тыс. подписчиков): «Конец прошлого года сильно потрепал самооценку мне и моим коллегам. «Ребята, у всех упали охваты?» и еще десяток подобных опросов в сторис. Представители Instagram задолго до падения охватов публиковали информацию о том, что скоро социальная сеть перестанет быть той, что прежде: упоры делаются на Reels. Но мы как-то в это не верили — или не хотели верить. А когда случилось, начали бить тревогу. Фотографы стали объединяться и писать, что это якобы они создали Instagram и дали ему жизнь. А я вижу во всем происходящем закономерный ход событий.

Instagram всегда был про жизнь. Про альтернативную жизнь, которую ты сам можешь себе создать. Хочешь показывать только хорошее? Пожалуйста. Хочешь поплакать и получить сожаление? Пожалуйста. Хочешь выдумывать хорошее или плохое и выдавать это за действительное? Пожалуйста. Все это путем картинок и коротких текстов».

Фото:Unsplash
Социальная экономика Instagram вызывает депрессию у молодых девушек — исследование Facebook

Помимо того, что фотографы используют Instagram для публикации своих работ, для многих из них он стал блог-платформой и по совместительству инструментом для связи со своей аудиторией и потенциальными клиентами. Для них изменение политики также стало серьезным вызовом.

Так ситуацию прокомментировала Анна Журавлева (Instagram @anka_zhuravleva_arts, 179 тыс. подписчиков): «Сейчас, чтобы моя аудитория меня увидела, надо проявлять в пять раз больше активности. Думаю, это связано не только с изменением политики Instagram, но и с увеличением количества пользователей и контента. Чем больше информации, тем сложнее сквозь нее пробираться. В любом случае, несмотря на все приключения и изменения, я благодарна инстаграму, потому что это мой главный способ коммуникации с коллегами, моделями и клиентами.

Плюс — это бесплатная платформа. Это стоит учитывать. Нам не надо платить за возможность быть увиденным. А уж что приходится для этого делать — это вопрос личных способностей каждого юзера».

Если говорить о рядовых пользователях, то изменения коснулись в первую очередь темпа подачи контента и алгоритмов «умной» ленты. Для авторов контента же правила игры изменились куда сильнее. Плотность потока историй, Reels и обычных постов столь велика, что трудозатраты на создание чего-то интересного могут просто пропасть втуне.

Алексей Корзов описывает это следующим образом: «Я могу вложить в серию фотографий очень много: от идеи и подготовки до целого дня обработки. И финальным шагом является что? Пост в Instagram. Мои подписчики листают ленту, разглядывая по 1–2 секунды каждый пост: «О, девочка тренируется! О, мой друг на море! О, подруга в театр сходила! О, Корзов серию выложил! О, блогер рецепт шарлотки выложил! О! О! О!»

Что дальше?

Таким образом, существование фотографа в среде Meta/Instagram может двигаться по двум основным сценариям: автор или создает информационный контент (мастер-классы, короткие видео с лайфхаками и туториалами), или постит исключительно результаты своей работы, оставляя за скобками процесс создания и, таким образом, теряет контакт с аудиторией. Очевидно, что в текущей парадигме первый подход сулит значительно более широкий охват. Но такой способ монетизации подходит далеко не всем.

Фото:Pexels
Экономика образования Пять самых перспективных профессий в Instagram

Этой же точки зрения придерживается и Корзов: «Будем честными: популярные в Instagram фотографы зарабатывают на инфопродуктах, а не на заказах. Я знаю фотографов, которые действительно зарабатывают щелчками своих затворов большие деньги, но при этом у них нет даже тысячи подписчиков в Instagram».

Он считает, что шанс на развитие могут получить забытые площадки для фотографов — 500px, Flickr: «Одно дело создавать снимок, чтобы его лайкнули в ленте, а другое — выставляться среди других творцов и конкурировать».

Значит, в фокус снова выходит сам фотограф, его подход к работе, творчески и коммерческие задачи. «Альтернативы (для себя) я пока не вижу. Общаюсь с клиентом в основном в мессенджерах. При этом клиенты приходят в основном из Instagram. Вебинары я даю в Zoom. Сайт у меня на Tilda. Фото-школа — на платформе Simplero. Instagram для меня — средство поддерживать ежедневный контакт с аудиторией и привлекать новую. Вся другая активность, когда дело доходит до личного общения, до съемок и курсов, происходит вне его», — говорит о своем рабочем процессе Анна Журавлева.

Пользовательский опыт и новый этап развития

Нельзя сказать, что недовольство текущим положением дел на платформе высказывают только профессионалы какой-то одной отрасли. Многие рядовые пользователи самых разных платформ (как принадлежащих Meta Instagram и Facebook, так и отечественного VK) до сих пор не могут привыкнуть к «умной» ленте и ее алгоритмам, особенно к их периодическим изменениям.

В истории становления Instagram вопрос о расхождении планов платформы и просьб пользователей встает не впервые. Достаточно вспомнить, что запуск приложения на платформе Google Play (апрель 2012 года) состоялся на целых полтора года позднее, чем на площадке AppStore от Apple (октябрь 2010).

При этом пользователи iPad до сих пор запускают клиент Instagram в режиме совместимости iPhone. Остаются актуальными и давние запросы аудитории, такие как увеличение технического качества загружаемого контента (сейчас ограничение составляет 1080 пикселей по горизонтали) и возможность создавать коллективные тематические editorial-материалы. Пользователи до сих пор используют устаревшую схему с ручным отбором фотографий независимых авторов, публикуемых с хэштегом издания (например, #diffusecollective #brusselsanalog #everybodystreet #bnw_demand).

Фото:Unsplash
Экономика инноваций Временно или навсегда: как удалить аккаунт в Instagram

Очевидно, новые инициативы платформы должны помочь ей в конкурентной борьбе с видеосервисами — TikTok и YouTube Shorts. Instagram действительно расширяет инструментарий для создания коротких роликов и их монетизации, а также делает работу с контентом более удобной.

Вот несколько последних функций:

  • Посты с десктопа. С помощью этой функции пользователи могут загружать фото и видео с десктопной версии приложения.
  • Удаление контента из карусели. Эта функция дает возможность удалить определенные фото или видео из поста с несколькими фото в формате «карусели», не удаляя весь пост
  • Collabs. С помощью этой функции креаторы могут становиться соавторами постов и Reels.

«Поддержка креаторов по всему миру — один из главных наших приоритетов. Креаторы — от фотографов до экспертов по стилю и начинающих артистов — движущая сила творчества и креативности на наших платформах. Мы продолжаем работать над тем, чтобы креаторы получали новые возможности для самовыражения и общения со своими сообществами», — подчеркивают в компании.

Голосование долларом

Говоря об изменениях, произошедших в Meta, нельзя не отметить провальную первую финансовую отчетность 2022 года. Со своих пиковых значений $326,95 за одну акцию ИТ-гиганта цена рухнула до $237,77 за один день. Bloomberg назвал обвал худшим для одной компании за всю историю американского фондового рынка.

И, как ни странно, именно новый вектор на развитие Reels стал одним из ключевых факторов этого падения — монетизация этого направления оказалась гораздо слабее развита в сравнении с другими продуктами корпорации. Не последнюю роль также сыграли изменения в политике конфиденциальности Apple, усложняющие процедуру отслеживания поведения пользователей и снижающие эффективность таргетированной рекламы.

Кстати, у РБК Трендов тоже есть Instagram.

Обновлено 11.03.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть