Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Искусство ждать: как правильно покупать современных авторов

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Грамотные инвестиции в искусство могут давать 60% доходности. Совокупный среднегодовой прирост арт-рынка за 18 лет составил 8%, обогнав акции S&P 500. РБК Тренды разбираются, как инвестировать в шедевры и не прогадать

Что такое арт-рынок и как он устроен

«Рынок искусства вернулся», — с этих слов начинается регулярный обзор состояния рынка искусства от Bank of America. По данным аналитиков банка, аукционные продажи на Christie's, Sotheby's и Phillips за первые шесть месяцев 2021 года выросли вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили более $5,9 млрд. Аналитики Barnes International Moscow добавляют, что за январь—август 2021 года спрос на предметы искусства в России вырос на 40% по сравнению с данными 2020 года. Тем самым, арт-рынок, замерший в период пандемии — в 2020 году объем мировых продаж искусства и предметов старины сократился на 22%, — сейчас активно восстанавливается.

Научные определения арт-рынка достаточно сложны и зависят от субъекта, но, как правило, все они сводятся к простой формуле — это пространство, платформа или событие, которое обеспечивает посредничество между художниками и покупателями. Это направление востребовано, особенно среди очень обеспеченных клиентов. Аналитики Deloitte подсчитали, что самые богатые люди планеты держат 5% собственного капитала в предметах искусства, что эквивалентно примерно $1,48 трлн.

Инвестиции в арт-рынок помогают диверсифицировать портфель и в случае удачного вложения хорошо заработать. Показатель GAGR, совокупный среднегодовой прирост, на арт-рынке с 2000 по 2018 год составил 8%. Для сравнения, за этот же период акции индекса S&P 500 прибавляли в цене всего около 3% в год. Однако у арт-рынка есть свои особенности, правила и даже индексы, подобные индексам фондовых рынков.

Одна из ключевых проблем арт-рынка — субъективность. При покупке произведений искусства влияние эмоций гораздо выше, чем на фондовых рынках. В качестве примера можно вспомнить 1990 год, когда японец Рёэй Сайто приобрел на аукционе «Портрет доктора Гаше» Ван Гога за $82,5 млн — за три минуты коллекционер установил мировой рекорд стоимости картин на следующие 15 лет и поднял ставку до максимума. По его словам, он сделал это, потому что «увидел в портрете себя».

Коллекционеры также отмечают, что рынку вредит отсутствие прозрачности и предсказуемости. Решить эту проблему призваны несколько индексов. Например, индекс Мея-Мозеса, права на который принадлежат аукционному дому Sotheby’s. В его рамках сопоставляют закупочные цены одной и той же картины в разные моменты времени и таким образом измеряют, как меняется стоимость произведений искусства. Индекс AMCI, который поддерживает компания Artprice, в ежедневном режиме проверяет уверенность игроков в арт-рынке. Показатель выше нуля свидетельствует об оптимизме участников рынка, а значения ниже этой отметки демонстрируют пессимизм. По состоянию на декабрь 2021 года индекс составляет 17,6 пункта.

Основательница проекта ARTLIFE Анастасия Андреева рекомендует рассматривать покупку произведения современного искусства как инвестицию в художника, в которого вы поверили: «Это как вложение в проект, но в данном случае оно основано на тонких материях, ведь инвестируем мы в человека и его потенциал. Потраченные вами деньги дают возможность развиваться проекту художника и помогают ему заниматься дальше тем, что он любит и во что верит. А дальше остается ждать».

Фото:Yui Mok / PA Wire / ТАСС
Индустрия 4.0 Как блокчейн помогает продавать произведения искусства за миллионы

Как выбрать произведение для инвестиций

У инвесторов, выходящих на арт-рынок, возникает закономерный вопрос: в кого же выгоднее вложиться, в известных мастеров или начинающих художников? Признанных художников не так много, их работы все знают наперечет, и стоимость этих работ уже довольно высока. Молодые таланты, напротив, чаще всего малоизвестны — и кто-то из них может стать очень успешным через 5–10 лет. Однако спрогнозировать это сложно.

Основатель The Fine Art Group Филип Хоффман рекомендует покупать старых мастеров в том случае, если коллекционер планирует инвестировать на срок 10–30 лет. Если речь идет о краткосрочных вложениях (до трех лет), тогда лучше обратить внимание на современное искусство.

Первые инвестиции лучше делать, если есть возможность вложить от $100 тыс., при этом стоит рассчитывать на средне- и долгосрочные вложения: по данным Deloitte, 88% современного искусства и 80% импрессионизма и модерна росли в цене, если владелец владел ими более 10 лет. Перед покупкой лучше увидеть все своими глазами: по мнению Филипа Хоффмана, не стоит онлайн брать произведение искусства дороже $50 тыс., это слишком рискованно. По словам соосновательницы арт-платформы Cube.Moscow Елены Белоноговой, онлайн лучше всего продаются работы до $1 тыс. — они составили около 50% общего рынка искусства в 2019 году.

Не лишними при выборе объекта для инвестирования окажутся услуги профессиональных консультантов, арт-брокеров и юристов. «Если вы не разбираетесь в искусстве или у вас нет времени в него погружаться, то обязательно нужна помощь профессионалов своего дела — кураторов и арт-дилеров, — уверена Анастасия Андреева. — С ростом экспертности меняется подход к искусству. В какой-то момент покупатели начинают смотреть на тех, кто создает искусство и задаваться вопросом: «Верим ли мы этому проекту и людям, которые его развивают?». В этот момент они рассуждают, как настоящие инвесторы».

Филип Хоффман подтверждает, что в случае, если инвестор пользуется помощью специалистов, доходность его вложений может достигать 60%. Кроме того, при покупке нужно учитывать такие затраты, как комиссионные сборы аукционных домов — они могут составлять до 25% — разрешение на вывоз и правильную упаковку произведений искусства (необходимо, если планируется их транспортировать).

Сейчас наиболее заметное влияние на мировой арт-рынок оказывают азиатские инвесторы: в регионе выросло количество миллионеров, которые активно инвестируют в предметы роскоши, в том числе в искусство. Аналитики рынка искусства Artnet в своем ежегодном отчете Intelligence Report за 2020 год отмечали, что китайские художники всё чаще попадают в различные топы. Сразу три из них вошли в топ-10 признанных современных художников по капитализации публичных продаж, двое попали в топ-10 молодых современных художников по этому же показателю, а Мэтью Вонг и вовсе возглавил последний список.

Бесценная идея: что на самом деле покупают ценители современного искусства

6 октября 2018 года работа британского стрит-арт-художника Бэнкси, проданная на аукционе дома Sotheby's в Лондоне, наполовину самоуничтожилась — сразу после объявления победителя художник включил шредер, встроенный в нижнюю часть рамы. Так картина, ранее называвшаяся «Девочка с воздушным шаром», стала «Любовью в мусорной корзине». Однако шредер измельчил лишь половину картины, поэтому покупательница не стала от нее отказываться. Более того, через три года владелица шедевра, купившая его за £1 млн, перепродала картину за $25 млн.

Репортаж об инциденте с работой Бэнкси

В ноябре 2019 года итальянский художник Маурицио Каттелан приклеил банан к стене серебристым скотчем и назвал произведение «Комик» — оно было продано за $120 тыс. Через две недели банан, выставленный в международной галерее Perrotin на Art Basel в Майами, съел нью-йоркский художник Дэвид Датуна, назвав это перформансом «Голодный художник». Однако основатель галереи Эммануэль Перротен заметил, что банан — лишь идея, а стоимость произведения подтверждает сертификат подлинности. И через несколько минут после происшествия на стену приклеили новый банан.

Как создать произведение, которое купят: мнение художников

Точного рецепта успеха, к сожалению, ни у кого нет. Художник Константин Данилов отмечает, что важно понимать устройство арт-рынка, уметь делегировать задачи на аутсорс и грамотно управлять своим временем. Анатолий Акуе считает, что приобретение того или иного произведения чаще говорит про личную симпатию, нежели понимание, что цены на автора будут расти со временем. При этом иллюстратор Сесилия Карлштедт уверена, что большинство художников не думают в таких категориях и смотрят на вещи не так, как инвесторы.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Современное искусство: зачем ему технологии и кто его объяснит

Современные инструменты дают авторам возможность самостоятельно продвигать свои работы на арт-рынке и тем самым привлекать внимание потенциальных инвесторов. По словам Анатолия Акуе, самое важное в этом процессе — честность и гибкость: «Время привносит в арт-процессы множество новых аспектов, которые не существовали еще вчера. И речь тут не о том, чтобы искать снаружи подсказки в трендах. Это скорее про способность четко определять, что является важным и ценным для меня сегодня и делиться именно этим, не опираясь на повестку, но используя ее для проверки своего понимания мира. Можно назвать это способностью выдерживать все, что происходит в жизни, извлекая из этого важное, — и оставаться открытым».

Иллюстратор Сесилия Карлштедт говорит, что продвигать собственные работы непросто и лишь немногие художники хороши в этом. Социальные сети значительно упростили этот процесс, но, по мнению художницы, пока традиционные способы — агенты, частные покупатели и галереи — эффективнее. Они помогают укрепить доверие к автору.

NFT — перспективный, но пока сверхконсолидированный тренд

С помощью невзаимозаменяемых токенов (NFT) можно продать практически любой виртуальный объект: изображения, музыку, тексты, 3D-модели. NFT создают и продают на специальных платформах, среди самых популярных Rarible, Foundation, Mintable и OpenSea. В уже упомянутом обзоре Bank of America говорится, что за полгода NFT сгенерировали $2,5 млрд оборота арт-рынка.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Что такое NFT и почему они приносят миллионы

Эксперты сходятся во мнении, что NFT — это новый рынок и, соответственно, новые возможности для художников, которые изначально работали в цифровой сфере. Художники, привыкшие к классической форме самовыражения, также присматриваются к NFT. Но пока только присматриваются — Анатолий Акуе признается, что пока видит только один повод работать с NFT. Он хочет обучиться навыкам анимации и трансформации собственных работ в динамический фильм:

«Появляются совершенно новые способы мышления и мне как художнику сначала важно задать вопросы, отличные от тех, что я задаю при работе с холстом или уличным пространством, чтобы самому использовать эти разработки. Это увлекает и подчеркивает, что творческое развитие человека происходит, когда появляются новые вопросы, новый опыт и новое видение, способное вместить крайности и парадоксы этого мира».

В то же время у рынка NFT есть очевидные минусы, и главный из них — сверхконсолидация. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature, из 6 млн сделок более 85% приходится на 10% трейдеров. А 10% пар покупатель-продавец проводят такой же объем денег, как и остальные 90%. К тому же на доверии к NFT негативно сказалась активность поп-звезд, которые начали массово выпускать собственные токены. Так, например, певица Grimes продала NFT на $5,8 млн, но поклонники не понимали, что с ними делать, и активы упали в цене на 84%. На 50% подешевели токены Шона Мендеса и рэпера A$AP Rocky, статус знаменитости не помог удержать NFT на плаву.

Анастасия Андреева отмечает, что важность этого формата инвестиций обесценивают аукционы с сомнительным наполнением, которые проходят на некоторых площадках. Кроме того, она уверена, что цифровое искусство в долгосрочной перспективе не станет популярнее классических форм. Однако основательница ARTLIFE соглашается, что у направления есть серьезный потенциал: «Тренд будет однозначно развиваться, для многих художников и инвесторов это сейчас единственный путь максимально прозрачного фиксирования авторского права и его передачи. Более того, многие художники, привыкшие к классической форме самовыражения, присматриваются к NFT и придумывают, как интегрироваться туда, потому что очевидно, что деньги там есть, — а где есть спрос, есть предложение».

РБК Тренды благодарят проект ARTLIFE за помощь в подборе работ для коллекционных обложек нового номера.

Журнал с работами Сесилии Карлштедт, Анатолия Акуе и Константина «Zmogk» Данилова уже можно найти в магазинах прессы, магазинах партнеров и киосковых сетях.

Обновлено 17.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть