Об эксперте: Алена Юзефович, сооснователь агентства системных изменений Living Lab, содиректор программы «Новая экология: системное мышление для устойчивого развития» в МВШСЭН.
— Что означает слово governance в аббревиатуре ESG?
— Дисклеймер: ESG — это финансовая линза, через которую смотрят на большее понятие — устойчивое развитие. Эта линза выделяет три критерия (экологические, социальные, управленческие — РБК Тренды), которые нужны в первую очередь инвесторам и банкам. Все критерии имеют отношение к экологической и социальной устойчивости в нескольких аспектах: в том, как она влияет на других стейкхолдеров (группа лиц, которая заинтересована в деятельности компании и оказывает на нее влияние — РБК Тренды), и в том, как компания управляет всем этим процессом.
Когда говорят про governance, имеют в виду множество параметров: насколько независим совет директоров, насколько хорошо в компании развиты антикоррупционные практики, как компания борется с гендерным неравенством и харассментом, есть ли whistleblower policies.
Whistleblower policy — это внутренняя политика компании, согласно которой сотрудники могут уведомлять руководителей о неправомерных, неэтичных и опасных действиях других работников.
Когда мы говорим про развитие ESG, больше всего пугает одно: людям кажется, что это три отдельных элемента. А на самом деле они очень связаны, и у любой проблемы есть и экологические, и социальные импликации разных видов. В России очень любят фокусироваться на инструментах и не замечать mindset (образ мыслей, набор ментальных установок — РБК Тренды), к которому эти инструменты прикладываются. Здорово смотреть через три критерия ESG, но важно понимать, что это не взаимоисключающие вещи.
— Какое изменение mindset необходимо для развития ESG?
— Чтобы понять масштаб изменений, нужно сделать отступление. В мире происходит большая трансформация на уровне mindset — и это важно, потому что происходит не только в России. Старый mindset — это метафора механизма, большой фабрики, где в машину загружают природные и человеческие ресурсы. Она все это перерабатывает, выдает продукт, который нужно продать на рынке, и где-то внизу остаются «отходы»: человеческие, в виде выгоревших людей, и экологические — выбросы, стоки.
В этой метафоре из картезианского мира важно только то, что можно посчитать. Лес в этой системе — всегда кубометр древесины и никогда — экосистема со сложными взаимосвязями. Человек к себе тоже относится инструментально: тело становится машиной по производству работы, в него засовывают еду и производят определенное количество единиц работы. Это абсолютно потребительская логика, в которой нужно выжать все ценное, а оставшееся — выбросить.
Логика, которая приходит на смену, — это огромный глобальный разговор, которого в России практически не слышно. У нас он пока ведется максимум на уровне инструментов. Это переосмысление мира как глубоко взаимосвязанной живой системы, метафора сада. В саду невозможно поставить KPI каждому цветочку, сказать, к какому числу ему надо расцвести, какого диаметра должен быть бутон. Можно создать условия, при которых сад будет процветать и плодоносить, а можно создать условия, при которых сад загнется. Это совершенно другая логика, которая предполагает управление не конкретными шагами этой машины, а условиями, в которых она существует.
— Получается ли реализовать этот mindset в России?
— До России фрагменты этого mindset доходят, как ни странно, не в бизнес-среде: массовое увлечение йогой и mindfulness, практики организационного well-being, органические способы производства еды, бирюзовые организации и другие управленческие практики.
Бирюзовые организации строятся на принципах самоуправления, постоянного обучения и коучинга персонала, коллективного принятия решений и ценностей вместо KPI. Классификацию придумал Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего»: бирюзовая организация — это пятая и высшая ступень развития компании.
Судя по последнему отчету ООН МГЭИК, мы движемся к катастрофе. И спасти нас может только то, о чем говорит фонд устойчивого развития For the Future: нужно двигаться в сторону картины мира, в которой есть связь между здоровьем планеты, здоровьем общества и индивидуального человека, потому что только инструментария нам не хватит.
Ходят разговоры, что после COVID-19 нам надо вернуться обратно к «нормальному». Но нормального никогда не было. Система, которая возникла в середине XVIII века с индустриальной революцией, точно подошла к финалу. Скорее всего, в ближайшие 10–20 лет мы увидим новые способы делать бизнес, производить и потреблять вещи.
По факту мы говорим о реформации. По масштабам изменения это должны быть новые «95 тезисов» (диспут Мартина Лютера, который положил начало Реформации в христианстве — РБК Тренды), которые захватят всех. И этот разговор ведется и в Кении, и в Боливии, и в США. Россия очень мало, к сожалению, в него включена — и по языковым причинам в том числе, потому что важные книги вовремя не были переведены. Про бирюзовые организации узнали своевременно, и эта идея более или менее укрепилась.
В целом я вижу колоссальный прорыв, но беда в том, что у нас заканчивается время. Чтобы худо-бедно успеть с климатом, нам нужно к 2030 году сократить выбросы по всему миру на 50%. Сейчас мы даже близко не подошли. СУЭК (Сибирская угольная экономическая компания — РБК Тренды) разместила евробонды на $500 млн на новую угольную добычу и генерацию. Это, конечно, катастрофа. В этом размещении участвует и «Сбер», который устами председателя правления Германа Грефа говорит, как пострадает экономика. Таких разрывов будет очень много, и это естественный процесс трансформации. Жаль, что до нас этот разговор дошел слишком поздно, теперь нужно быстро преодолеть пять шагов принятия неизбежного. Пока что я вижу, что стадия гнева уже прошла, сейчас мы где-то между отрицанием и торгом.
— На какие критерии российским компаниям стоит обращать внимание при ESG-трансформации?
— Поскольку в России очень много держится на людях и очень мало на системах, важнее всего личность и внутреннее состояние того, кто эту трансформацию осуществляет. По обширному опыту лидеры устойчивого развития в российской компании обладают тремя свойствами (остальные можно добрать): любопытством, слабоумием и отвагой. Все успешные случаи, которые я видела, делались такими людьми.
— Какие навыки необходимы управленцам для проведения ESG-трансформации?
— Необходим набор навыков в области устойчивого развития, ментальные модели, в том числе базовое системное мышление, без которого, например, вообще непонятно, что происходит с климатом. Специалисту по устойчивому развитию нужно понимать индустрию клиента либо быть в состоянии быстро понять этот бизнес. Кроме того, необходимы навыки фасилитации, change-менеджмента, вовлечения людей в происходящее. В чем-то даже необходим предпринимательский дух, потому что это новое поле и куча людей скажет, что это ерунда. Необходимые метанавыки — это понимание ключевых концепций устойчивого развития, как его внедрять, набор знаний вроде отчетности по стандарту GRI, как считается углеродный след — хотя бы в общих чертах, чтобы быть в состоянии понять, что тебе это нужно, и заказать отчет консультанту.
GRI (англ. Global Reporting Initiative) — глобальные стандарты в отчетности по нефинансовому устойчивому развитию организаций.
Углеродный след — это совокупный объем выбросов парниковых газов, на которые повлиял человек. Углеродный след рассчитывается из множества критериев — объема потребления коммунальных услуг, использования транспорта и других. Свой углеродный след можно рассчитать на сайте carbonfootprint.com.
Также при ESG-трансформации фантастически важны навыки коллаборативной работы. Это слишком огромное поле, невозможно разбираться одновременно в климате, гендерном равенстве и корпоративном управлении. Соответственно, важный навык — способность привлекать людей, которые будут давать экспертизу в тех вещах, которые ты не понимаешь.
Еще важный нюанс — конкурирующий приоритет. Как только задача по ESG-трансформации отдается директору по маркетингу, директору по качеству, человеку с еще каким-то набором функций — функции победят. Будет очень много красивых проектов, но отходы не будут сокращаться, потому что директору по маркетингу нужно распечатать листовки. Поэтому выделение отдельной функции для человека, у которого не будет других приоритетов, — один из способов решения проблемы.
— Существуют ли какие-то школы, в которых можно научиться навыкам, связанным с ESG?
— В России в этой сфере образование пока не состоялось. Есть несколько магистерских направлений и небольшие инструментальные тренинги — «Как отчитываться по стандарту GRI», «Как делать impact assessment проекта». Программ «с нуля до профи» я не знаю.
Я очень люблю метафору, с которой работают системные эксперты. Они выделяют несколько уровней:
- Верхний уровень — это события или конкретная вещь. Например, «Маша Петрова выгорела на работе в благотворительности». Это уровень на поверхности, на который мы пытаемся реагировать.
- Ниже есть паттерн. Часть событий происходит по нелепой случайности, их можно было предотвратить, мы на них среагировали и забыли. Но другая часть событий повторяется и формирует паттерны — например, люди в благотворительности относительно часто выгорают.
- Под этим уровнем всегда есть структуры, писаные или неписаные правила, объекты. В нашем примере — «От людей в благотворительности ожидается, что они в выходные и ночью должны отвечать в рабочем чате». На этих уровнях в России некоторая работа ведется.
- А самый глубокий уровень — это mindset, ментальные установки. Его вообще не видно. Но если мы уберем три верхних уровня и оставим mindset нетронутым, мы будем производить одни и те же структуры, паттерны и события, потому что mindset «питает» все остальное.
На курсе в «Шанинке» (Московская высшая школа социальных и экономических наук. — РБК Тренды) мы пытаемся перевести на русский самое переднее крыло трансформации — mindset.
— Какие ключевые проблемы могут возникнуть при ESG-трансформации в компании, кроме отсутствия майндсета и времени?
— Для многих бизнесов встанет вопрос экзистенциального свойства: «А наш бизнес может существовать в устойчивом будущем?» Потому что у многих сегодняшних бизнесов будущего нет. Так же как его нет у городов, которые сейчас занимаются добычей угля. На нашем веке мы увидим, что уголь как способ генерации энергии исчезнет.
В России довольно много отраслей переживут состояние умирания. Чудовищно важно, чтобы в процессе подумали про людей, иначе мы рискуем оказаться в новых условных 1990-х годах, но надежды будет еще меньше, чем тогда. Существенная часть российской экономики — в сырьевом добывающем секторе, и советское наследие построено в формате моногородов. Сейчас мы проходим то, что многие страны прошли еще в 1990-х, но у нас меньше ресурсов и больше географическая растянутость. Нужно не забывать про людей, которые никуда не шагнут: например, шахтеры не переучатся на программистов. Что делать с этим — огромный разговор, который не ведется пока нигде.
— Есть ли в России успешные кейсы ESG-трансформаций?
— Какие-то организации находятся на предварительном этапе «Поймают — заплатим штраф». Многие российские компании так делают из-за низкого качества законоприменения, законодательства и коррупции. Кто-то соблюдает законы, но ничего свыше делать не хочет. Некоторые делают чуть больше нормы, чтобы заявить о себе в рэнкингах. Многие публичные компании находятся в этой стадии. Но это все еще скорее «зеленые бантики».
Дальше — компании, где ESG становится линзой, через которую компания начинает смотреть на развитие бизнеса, а не просто «на полях» высчитывать риски. Это видно в ведении интегрированной отчетности, когда компания не отдельно за деньги и выбросы отчитывается. И где компания начинает из этой логики думать и про продуктовый портфель, и про отказ от безнадежно неустойчивых товаров или сервисов, и про перепридумывание поставок, работы с клиентом и брендом.
И последняя ступень, когда менять мир к лучшему — это цель, а финансовая устойчивость — это средство. Это могут быть маленькие социальные предприниматели, которые задумывали свою компанию как способ кому-то помогать, решать экологические проблемы через бизнес-инструменты, а могут быть, например, IKEA или Unilever — компании старого типа, дошедшие до того, чтобы у них это проросло на уровне миссии или ценностей. Если говорить про российские примеры, я бы снова привела IKEA, которая очень много неожиданных проектов проводила в России — первая кампания по переработке мебели, например. Большинство российских компаний еще не доросло до этого уровня, но важно понимать, что невозможно все и сразу. Это путешествие, которое очень сильно зависит от амбиций ключевого владельца, акционера или топ-менеджера, от того, какой транслируется подход от руководства.
Свежий и еще не очень известный пример — два ресторана в «Сколково», Forum и The Rink. Эти рестораны полностью перепридуманы за два года в устойчивой логике. Обычно перед тем, как вы получаете свой салат цезарь, все ингредиенты лежат в отдельных одноразовых лотках, которые смешиваются только при подаче — потому что иначе сухарики размокнут, зелень завянет. Каждый день ресторан генерирует несколько мешков одноразовой посуды. Forum и The Rink отказались от одноразовой посуды на кухне, стали заказывать кофе у обжарщиков в оборотной таре и покупать у фермеров тушки целиком, потому что, если брать только ножки, остальное выбрасывается, нет возможности его переработать. А если берешь все целиком, то и фермеру помогаешь, и себе оставляешь nose to tail — в готовку пойдет все, от носа до хвоста.
Они переосмыслили отношение к мойщицам посуды, на которых в связи с отказом от одноразовой тары пришелся дополнительный объем работы. В связи с этим у команды возникло много инсайтов, в людях начали видеть людей. Команду постоянно учат, чтобы они тоже начали продвигать эти изменения, не ждали и не сопротивлялись, чтобы это было дело всех, а не «сумасшедшего начальника».
Это огромное искусство change-менеджера — дать mindset, из которого люди сами начнут придумывать улучшения на своей позиции. Общий язык, общее видение темы — зачастую ключевой фактор, чтобы остальное случилось.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.