Киноновинка «Отряд самоубийц: Миссия навылет», вышедшая на экраны летом 2021 года, провалилась в мировом прокате. Ее кассовые сборы составили $167 млн ― при бюджете $185 млн это неутешительный результат. Можно назвать разные причины неудачи авторского блокбастера, но главная ― он слишком «взрослый».
Картина получила рейтинг «18+» в США, России и ряде других стран. Из-за этого фильм потерял детскую (и частично семейную) аудиторию. В итоге сборы в США составили $55 млн, а в России ― $9 млн. При этом в Великобритании, несмотря на скандал, вызванный присвоенным фильму рейтингом «15+», сборы превысили $19 млн. А это 15% от прибыли во всех странах, кроме США.
Примечательно, что тематически и жанрово близкая «Черная вдова», вышедшая немногим ранее с рейтингом «16+», собрала $183 млн в США и $377 млн в мире. На успех повлияла и популярность киновселенной Marvel, и то, что на картину смогли попасть подростки.
Идея защитить детей от пагубной информации была впервые закреплена Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 года. С тех пор идея получила развитие в запрете жестоких и порнографических материалов, в ограничении времени трансляции потенциально вредных программ, в онлайн-безопасности и правилах публикации рекламы.
Как закон определяет детский контент?
По отношению к детям весь контент делится на полностью запрещенный и информацию с ограниченным доступом.
В группу «запрещенки» входят сексуальное насилие, жестокость в чистом виде, наркотики, нецензурная лексика и сцены, побуждающие повторить опасные действия ― в общем, все, что может травмировать детскую психику. В эту же категорию российские законодатели решили внести и информацию, «отрицающую семейные ценности», а также ЛГБТ-тематику (ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в РФ).
К информации с ограниченным доступом относится контент, к которому дети могут иметь доступ в небольших дозах в зависимости от возраста. Например, сюда относятся сцены с физическим насилием, пугающие сцены и описание половых отношений.
Допустимый для детей контент в любом случае должен быть оправдан жанром или сюжетом. Сцены жестокости не должны быть натуралистическими или оскорбительными и не должны побуждать повторить их в реальной жизни. К жертвам насилия нужно выразить сочувствие.
За последние годы выдвигалось несколько предложений, корректирующих существующие правила. Например, законодательная инициатива 2015 года предлагает обязательно маркировать только запрещенный для детей контент («18+»), а другие категории отмечать добровольно. Законопроектом 2019 года дополнительно вводятся рекомендации «для семейного просмотра», «для дошкольников», «не рекомендовано для детей». Ни один из этих проектов по состоянию на октябрь 2021 года не принят.
Кто должен использовать маркировку?
Потенциально опасные для детей материалы маркируются соответствующим знаком перед распространением.
Маркировка нужна:
- книгам;
- кинокартинам;
- телепередачам;
- афишам к шоу и билетам на них;
- сетевым изданиям;
- аудиовизуальным сервисам, например онлайн-кинотеатрам;
- рекламе всего вышеперечисленного.
Маркировка не нужна:
- научной и статистической информации;
- продукции с высокой культурной ценностью для общества;
- учебникам из образовательной программы;
- телетрансляциям в прямом эфире;
- радиовещанию;
- информации в интернете;
- комментариям пользователей в сети;
- ресурсам, на которых аудиовизуальные материалы размещают пользователи, например YouTube;
- поисковым системам.
Маркировка ― забота того, кто заинтересован в обороте контента, поэтому они сами должны выбирать подходящую маркировку и располагать ее согласно требованиям. За исполнением этих правил следит Роскомнадзор.
Рейтинг фильмов в кинопрокате определяется прокатной компанией и утверждается Минкультом.
Кто несет ответственность
За нарушение закона предусмотрено административное наказание. Суммы штрафов составляют от ₽2 тыс. для физических лиц до ₽500 тыс. для предприятий.
В апреле 2021 года российским онлайн-кинотеатрам назначили по ₽100 тыс. штрафа за отсутствие маркировок сцен курения. Disney за короткометражку Out с главным персонажем-геем отделался предупреждением.
Что на практике: казусы в правоприменении
Предполагается, что возрастная маркировка поможет уберечь детскую психику от травмирующих сцен. Отчасти так и есть, но иногда возникают неоднозначные, даже абсурдные ситуации.
Например, издатели получают письма с просьбами «обосновать ценность текста Льва Толстого» и разъяснения о том, что для признания культурной ценности книги ее «автор должен быть мертвым и у него должны быть награды».
«Тихий Дон» Шолохова продается с маркировкой «18+». Сборники стихов Есенина, Маяковского или Бродского можно купить только с паспортом. При этом историческая энциклопедия сексуальной жизни «Камасутра» формально не подпадает под требования о маркировке. Все эти книжные казусы возникают из-за отсутствия конкретного определения, что такое культурная ценность.
Кинематограф тоже страдает из-за размытости критериев. Например, если наркотик неоднократно упоминается в фильме, но не демонстрируется, картине все равно могут присвоить рейтинг «16+». В этой же категории внезапно оказался мультфильм «Жизнь Кабачка» из-за затронутой темы усыновления. В итоге российские дети не увидели мультфильм, производитель потерял аудиторию и прибыль, а вечерний прокат не окупил расходы прокатчика.
При этом многое из формально запрещенного можно без особых трудностей найти в сети. Получается, что закон убирает детей из кинотеатров и забирает у них бумажные книги, отправляя искать недозволенное в интернете. В сети тоже есть запреты: например, в июле 2021 года Санкт-Петербургский суд признал запрещенными ссылки на мультсериалы Happy Tree Friends, «Космос: Территория смерти», «Ад Данте: Анимированный эпос» из-за их жестокости. Но это скорее исключение, чем правило.
Еще одна проблема ― в несовершенстве шкалы рейтингов. Закон не видит разницы между детьми 6–10 лет и подростками 12–15 лет, зато между 16- и 18-летним возрастом проведена жирная черта, которая все равно не избавляет от неразберихи. Присваивая картинам рейтинг «16+», прокатчики теряют время и деньги, потому что Минкульт зачастую все равно меняет его на «18+».
Как за рубежом
Прогрессивная Европа
В Великобритании полномочия контроля за оборотом контента разделены между множеством ведомств: комитетом по классификации фильмов, комиссией по жалобам на прессу, службой по стандартам в рекламе, ассоциацией классификации интернет-контента и другими органами. Эта система значительно отличается от российской, в которой все контрольные функции сосредоточены в Роскомнадзоре.
В Нидерландах действует автоматизированная система классификации аудиовизуального контента. Маркировщику фильма, например, нужно ответить «да» или «нет» на 67 типовых вопросов о наличии опасной информации. Получив ответы, программа самостоятельно присваивает киноленте возрастной рейтинг.
Жесткий Китай
За распространение материалов, пагубно влияющих на детей, в КНР предусмотрена уголовная ответственность. Запрещенным считается контент, содержащий порнографию, сцены насилия, пропаганду азартных игр, призывы к расовой ненависти или терроризму. Информация из внешнего мира фильтруется для всех граждан системой «Золотой щит». Кстати, Роскомнадзор планирует в 2022 году запустить свою систему фильтрации вредного контента в сети под названием «Окулус».
Либеральные Штаты
Определение рейтинга фильма перед выпуском в прокат в США ― дело добровольное. Американская система предусматривает пять категорий фильмов:
- G ― широкая аудитория;
- PG ― родительский контроль;
- PG-13 ― просмотр нежелателен детям до 13 лет;
- R ― не достигшим 17 лет просмотр недоступен без сопровождения родителей;
- NC-17 ― просмотр запрещен лицам, не достигшим 17 лет.
Примечательно, что в 17 лет американский ребенок вместе с родителями может смотреть все, кроме порнографии и наиболее жестоких сцен. В то же время российская версия Netflix запрещает лицам младше 18 лет смотреть детские мультсериалы «Юная Лига Справедливости», «Принц-Дракон», «Ши-Ра и непобедимые принцессы» из-за присутствия в них ЛГБТ-тематики.