Многие некоммерческие организации продают собственный мерч — это эффективный способ собрать деньги на благотворительные цели и возможность рассказать о своей деятельности широкой общественности. В октябре 2021 года товары от четырех российских фондов («Антон тут рядом», Фонд борьбы с лейкемией, Фонд помощи бездомным животным «Рэй» и Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх») появились на маркетплейсе Ozon в рамках программы «Ozon Забота»: теперь керамику ручной работы, текстиль, аксессуары от этих организаций можно заказать в любую точку страны. Средства от продажи этих товаров пойдут на благотворительные цели.
Товары от некоммерческих организаций — это не только сувениры. Очень часто продукция от фондов, а иногда и от социально ответственных коммерческих компаний, решает важные общественные проблемы. Мы собрали восемь самых ярких примеров того, как благотворительный мерч помогает делать мир лучше.
Полезные мелочи для дома, придуманные слабовидящими людьми
Кто продает
Royal National Institute of Blind People (RNIB) — британская благотворительная организация, поддерживающая слабовидящих людей.
Что продают
Продукцию, вдохновленную лайфхаками, которые используют люди с нарушениями зрения. Среди товаров есть набор для поиска мелких предметов, который состоит из носка и резинки: их надо надеть на пылесос, а пылесос — включить. Это поможет найти, например, упавшую на пол сережку. А также органайзер для обуви — зажим, позволяющий быстро понять, где левый, а где правый кроссовок, и всегда держать пару вместе.
Какую социальную проблему решают
Общество редко осознает, с какими проблемами ежедневно сталкиваются слабовидящие люди. С одной стороны, многие рутинные вещи, которые мы делаем автоматически, требуют от них дополнительных усилий и вспомогательных средств. А с другой, мало кто знает, что такие люди могут самостоятельно вести быт, передвигаться, строить карьеру и семью. Один из основных посылов, которые RNIB стремится донести до широкого круга лиц, это необходимость в более плотной коммуникации и совместном поиске решений. Нам есть чему поучиться у слабовидящих людей, а значит, общими усилиями можно сделать серьезный прорыв в создании комфортной для всех окружающей среды.
Набор цветочных семян, вдохновленный садами вокруг хосписа
Кто продает
Marie Curie — одна из ведущих британских благотворительных организаций, оказывающая поддержку неизлечимо больным людям.
Что продают
В онлайн-магазине Marie Curie представлено много разной продукции: подарочные наборы, открытки ручной работы, украшения, товары для дома и сада. Все очень яркое, цветное, жизнерадостное. Один из бестселлеров — фирменные баночки с семенами цветов: один вид растений привлекает пчел, другой — бабочек. Именно такие цветы растут в садах вокруг хосписа, создавая живописные места для прогулок.
Какую социальную проблему решают
Хосписы, как в России, так и за рубежом, до сих пор окружены множеством мифов. В частности, многие уверены, что это неуютные и пугающие организации, в которых неизлечимо больные люди вынуждены проводить свои последние дни. У таких предубеждений опасные последствия: они мешают родственникам больных обращаться за помощью и вызывают страх у потенциальных подопечных.
С помощью своей продукции Marie Curie разрушают мрачный образ хосписа. Красочные сувениры, в том числе баночки с семенами, помогают рассказать широкой аудитории, что хоспис — это не «территория смерти», а место, где каждый подопечный окружен заботой, вниманием и прекрасными цветущими садами.
Носки с яркими принтами оптом, в розницу и по подписке
Кто продает
John’s Crazy Socks — компания по производству и продаже «сумасшедших носков». На создание этого бизнеса основателей вдохновил Джон Ли Кроен, молодой человек с синдромом Дауна, который очень любит яркие носки.
Что продают
Интернет-магазин John’s Crazy Socks знаменит благодаря тому, что здесь можно найти носки любых расцветок с самыми невероятными узорами. В ассортименте также есть высокие радужные чулки, спортивные носки со смешными надписями и даже носки, которые светятся в темноте. Отдельный раздел — это носки, посвященные различным диагнозам, например, на некоторых моделях люди с синдромом Дауна изображены в виде супергероев.
Какую социальную проблему решают
Яркие носки уже давно стали одним из узнаваемых символов «солнечных людей»: 21 марта, в международный день человека с синдромом Дауна, пользователи соцсетей проводят флешмоб Lots of Socks, фотографируясь в разноцветных носках. Продавая свои «сумасшедшие носки» по всему миру, компания John’s Crazy Socks распространяет информацию о талантах людей с особенностями развития, рассказывает об их ежедневном героизме, увлечениях, хобби и мечтах. Кроме того, основатели дают возможность каждому помочь людям с синдромом Дауна, ведь процент от выручки идет в благотворительные организации.
Керамическая посуда, изготовленная людьми с расстройством аутического спектра
Кто продает
«Антон тут рядом» — фонд системной поддержки детей, подростков и взрослых людей с аутизмом, основанный в 2013 году в Санкт-Петербурге режиссером и издателем Любовью Аркус.
Что продают
Одна из программ фонда — творческие мастерские, в которых взрослые люди с аутизмом изготавливают фирменные сувениры: керамическую посуду, игрушки и подушки. Также подопечные фонда рисуют эскизы, по которым представители благотворительной организации потом делают тиражную продукцию — открытки, значки, сумки, блокноты и органайзеры.
Какую социальную проблему решают
Программы фонда решают сразу несколько социально значимых проблем: во-первых, они предоставляют возможность людям с РАС (расстройствами аутического спектра) работать и зарабатывать, реализуя при этом личностный и творческий потенциал. А во-вторых, как и в случае с проектом John’s Crazy Socks, фонд «Антон тут рядом» рассказывает широкому кругу людей о талантах и возможностях людей с аутизмом и вкладе, который каждый такой человек может привнести в нашу жизнь.
Кофе от бывших работников пожарных станций
Кто продает
Fire Dept. Coffee — компания, основанная бывшими пожарными, которая занимается продажей кофе.
Что продают
Сотрудники Fire Dept. Coffee обжаривают зерна кофе по собственной технологии и продают его в розницу и по подписке. В ассортименте есть несколько сортов кофе разной степени обжарки. Также компания продает собственный мерч: кружки, стикеры, футболки.
Какую социальную проблему решают
Пожарные и спасательные службы часто рискуют жизнью, выполняя свои обязанности. Но так как мы редко сталкиваемся с работниками экстренных служб, мы забываем, насколько сложную и опасную работу они выполняют. Для этих людей кофе — не просто горячий напиток, а практически единственный способ сохранять бодрость и энергию на протяжении длинных смен. Чтобы поддержать коллег, в особенности тех, кто пострадал выполняя свои обязанности, Fire Dept. Coffee переводит им процент от прибыли. Кроме того, популяризируя достижения работников этой сферы, компания повышает престиж профессии среди подрастающего поколения.
Возможность усыновить животное вымирающего вида
Кто продает
WWF — одна из крупнейших независимых международных природоохранных организаций.
Что продают
На сайте WWF можно «усыновить» одного или нескольких животных, чей вид оказался под угрозой вымирания. Всего для усыновления доступно 140 видов зверей, птиц и даже насекомых. Пользователь, оформивший усыновление, получает плюшевую игрушку-копию выбранного животного (например слона, обезьяну-капуцина или тарантула), сертификат, фотографию, фирменную сумку и информационную справку.
Какую социальную проблему решают
В первую очередь, WWF удалось обратить внимание общественности на то, что многие знакомые нам виды животных оказались под угрозой. Благодаря продаже наборов (adoption kit) люди получили возможность узнать больше о том, что стало причиной причиной снижения популяции, и как исправить ситуацию. Все собранные деньги идут на реализацию различных экологических инициатив, которые помогут этим животным выжить.
Бутылки для воды, которые учат осознанному потреблению
Кто продает
Fill it forward — один из брендов группы компаний, которая производит и продает бутылки, кружки и другую продукцию, связанную с хранением воды.
Что продают
На сайте компании можно купить многоразовую бутылку для воды, которую удобно брать с собой на прогулки, занятия спортом и в путешествия. В подарок к бутылке идет специальный стикер с QR-кодом — его надо наклеить на бутылку. Однако самое интересное начинается после установки специального приложения Fill it forward: оно позволяет пользователю отсканировать штрих-код на стикере во время повторного использования бутылки. За каждое сканирование компания Fill it forward перечисляет деньги на реализацию экологических проектов по обеспечению питьевой водой жителей засушливых регионов планеты.
Какую социальную проблему решают
Важная ценность проекта Fill it forward в том, что он призывает по возможности отказаться от одноразовых упаковок в пользу многоразового использования тары. Кроме того, компания обращает внимание на ограниченность природных ресурсов и необходимость их рационального использования. Благодаря элементам геймификации вести экологичный образ жизни и придерживаться осознанного потребления стало немного проще и веселее.
Комплект для безопасного секса на одну ночь
Кто продает
Fashion AID — социальный бренд, созданный Фондом Елены Пинчук «АНТИСПИД», который делает стильные футболки с авторскими принтами на тему безопасного секса и другую одежду.
Что продают
В интернет-магазине Fashion AID можно купить для себя или в подарок стильный и полезный набор для безопасного секса на одну ночь — safe kit. В набор входят две зубные щетки, презервативы, дизайнерская сумка с принтом YOUR SAFE One Night Stand, халат и футболка с надписями BEFORE SEX и AFTER SEX, а также два теста на ВИЧ, которые можно самостоятельно сделать в домашних условиях.
Какую социальную проблему решают
Комплект One Night Stand не просто напоминает о том, как важно защищать себя во время секса с непостоянным партнером, но и предоставляет для этого все необходимое. Вещи из набора дают ощущение комфорта и помогают создать нужную атмосферу, чтобы подготовиться к сексуальному контакту.