Карты, числа, ворожба: кто и как зарабатывает на эзотерике

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Instagram переполнен эзотерическими мемами, а венчурные инвесторы вкладывают миллионы в астрологические приложения. Разбираемся, как меняется рынок эзотерических услуг в России и мире

Как развивается рынок эзотерики в мире: от подкастов до приложений

Начинать утро с чтения гороскопа, иметь собственного нумеролога и знать наизусть значения арканов таро — сегодня это уже не кажется чем-то постыдным. И если вы не узнаете в этом описании себя, то скорее всего кто-то из ваших знакомых хотя бы лайкает в Instagram мемы про Козерогов и Близнецов, а, возможно, даже ходит на сеансы к тарологу. Еще в 2017 году каждый третий американец, согласно опросу YouGov, рассказывал, что консультировался с экстрасенсом или медиумом. А в 2021 году исследовательская компания OnePoll выяснила, что больше половины американцев (53%) уверены в реальности астрологии, и каждый пятый рассматривает возможность спланировать беременность так, чтобы ребенок родился определенного знака зодиака.

Рынок эзотерических услуг начал расти до пандемии: в 2019 году исследовательская компания IBISWorld сообщила, что совокупная выручка в этой отрасли составила $2,2 млрд в США, а рынок разделен между 98 тыс. бизнесами, большинство из которых управляются индивидуальными предпринимателями.

Если раньше, чтобы составить натальную карту (персональный гороскоп по дате, месту и времени рождения), требовались хотя бы небольшие познания в астрономии и геометрии, то сегодня диаграмму можно создать в интернете бесплатно. Астрология перестала быть знанием, понятным лишь узкому кругу людей, а с появлением мобильных приложений оказалась еще доступнее. В 2019 году, по данным исследовательской компании Sensor Tower, американцы потратили почти $40 млн на 10 самых популярных астрологических приложений по сравнению с $24 млн в предыдущем.

Гороскопы от нейросети

Один из лидеров рынка среди приложений — Co-Star. Его основательница Бану Гулер несколько лет работала в индустрии моды и занималась астрологией для себя. Переломным моментом стала вечеринка подруги по случаю рождения ребенка, на которую Гулер принесла натальную карту новорожденного. Гостям карта очень понравилась, и Гулер решила, что астрология может стать хорошим бизнесом.

Co-Star, используя нейросеть и базу данных NASA, которая отслеживает движение планет, составляет натальную карту для каждого пользователя и присылает персональные гороскопы на каждый день. Приложение можно скачать бесплатно, но для того, чтобы сравнить свой гороскоп с гороскопом друга, который не установил Co-Star, придется заплатить $3. В 2019 году проект привлек $5 млн в первом раунде инвестиций, а в 2021 году — уже $15 млн. Представители компании заявляют, что у них более 20 млн загрузок, и при этом они вообще не вкладываются в маркетинг. «О приложении узнают благодаря сарафанному радио. У нас несколько раз росли цифры, и мы понятия не имели, почему это происходило», — рассказывает Гулер.

Интерфейс приложения Co—Star
Интерфейс приложения Co—Star (Фото: РБК)

Убер для гороскопов

Еще одно астрологическое приложение — Sanctuary (его называют «убером для гороскопов»). В приложении можно бесплатно прочитать астрологический прогноз на день, созданный на основе натальной карты, а за ₽449 пообщаться с экстрасенсом, астрологом или тарологом. В 2021 году на начальном раунде компания собрала $3 млн инвестиций. Инвесторы вкладываются в приложение потому, что их «по-настоящему волнует потенциал роста, размер рынка и его фрагментированность, ведь там даже нет ни одного известного бренда», — объясняет Росс Кларк, исполнительный директор Sanctuary.

Команда думает и о расширении бизнеса: фантазирует, что можно создать маркетплейс и продавать кристаллы, минералы, палочки для окуривания, то, что «может быть красивым, капиталистическим, духовным и волшебным одновременно», — добавляет Кларк.

Социальная сеть

The Pattern — это социальная сеть, в которую можно пригласить своих друзей и узнать, насколько вы друг другу подходите. В 2021 году в приложении была запущена бета-функция Connect, с помощью которой у пользователей появилась возможность просматривать профили других людей и проверять их совместимость. «Это не просто [приложение] для секса. Люди жаждут чего-то более глубокого, и, возможно, вы найдете родственную душу в том, о ком даже не думали», — отмечает основательница приложения Лиза Донован. Пока что функция Connect работает только в некоторых штатах США.

Интерфейс приложения The Pattern
Интерфейс приложения The Pattern (Фото: РБК)

Гороскопы в Instagram и расклады таро в ТikTok

Кроме больших игроков есть бесчисленное множество индивидуальных предпринимателей, многие из них в качестве площадок для продвижения используют Instagram, TikTok и YouTube. Там они рассказывают о консультациях, ведут прямые эфиры и постят мемы. Honey Astro, астролог из Лондона, у которой 50 тыс. подписчиков в YouTube, говорит, что сегодня «бизнес процветает». Когда начался локдаун в 2020 году, спрос на ее консультации резко вырос, и она проводила больше 80 сеансов в месяц. Однако теперь, чтобы освободить время для работы над каналами в YouTube и TikTok, она пытается ограничить предложение, и расшифровывает натальные карты (а это ее самая популярная услуга, которая стоит £100) лишь 12 клиентам в месяц.

Многие астрологи зарабатывают деньги не только с помощью консультаций: самые успешные еще пишут книги, публикуются в глянцевых журналах, выпускают собственный мерч. Астролог Ализа Келли из Нью-Йорка — автор колонок для Cosmopolitan, Vogue, The Cut, она ходит на телевизионные шоу к Дрю Бэрримор, устраивает закрытые вечеринки для своих подписчиков в Сохо в Нью-Йорке, ведет подкаст, проводит консультации (15 минутная сессия обойдется в $99) и уже выпустила две книги, причем одна из них — это сборник рецептов коктейлей, подобранных для каждого знака зодиака.

Другой пример — Тереза Рид, которая известна как The Tarot Lady. В Instagram у нее 38 тыс. подписчиков, дополнительно она ведет свой блог на сайте, записывает подкасты, преподает таро и написала три книги. А еще сделала колоду таро для маленьких (карты и путеводитель для детей от 8 лет) и книжку-раскраску с арканами таро для взрослых, которую можно купить за $4,95 на Amazon.

Кто еще зарабатывает на эзотерике

Оккультизм сегодня стал популярным трендом и частью современной культуры, так что теперь на эзотерике хотят зарабатывать и другие предприниматели, которые, казалось бы, с картами таро и астрологией никак не связаны.

Ресторанный бизнес

Эзотерика стала востребована в общепите. В 2017 году в Нью-Йорке появился бар Mood Ring, где начали продавать коктейли для каждого знака зодиака. Для Козерогов за $12 здесь делают напитки на мичеладе (мексиканском коктейле на основе пива), водкой, помидорами и чили, а для Скорпионов — на основе ликера с чили, мескаля и кампари. В рецензиях этот бар описывается «как забавное и смешное место, и очень популярное среди тех, кто закончил среднюю школу после 2006 года». Но сюда на постоянной основе ходят не только совсем юные клиенты — в этом баре назначает встречи и основательница астрологического приложения Co-Star Бану Гулер.

Последнее время заведения с подобной концепцией начали открываться по всему миру — в Лос-Анджелесе, Шанхае (там к каждому коктейлю еще и выдают короткий гороскоп), Сиднее.

От высокой моды до масс-маркета

Эзотерика сегодня не обошла стороной и моду. Хотя представители модных домов и раньше увлекались оккультизмом: например, Габриэль Шанель выбрала для своих духов название Chanel Nº5, потому что хотела, чтобы оно было понятным на всех языках, а еще потому, что верила в магию цифр и считала число пять счастливым. Кстати, сам бренд сегодня не стесняется этой истории, и на официальном сайте пишет, что число пять в нумерологии означает свободу.

Cейчас тренд на оккультизм усилился. В 2016 году Кристиан Лабутен, вдохновившись астрономией, создал коллекцию балеток и туфель для разных знаков зодиака. А в 2021 году Dior выпустил коллекцию платьев, вдохновленную картами таро, которые были созданы в XV веке. Модельеры придумали наряды для каждого карточного героя: дамы, жрицы, отшельники, дураки надели платья из парчи, тафты и шелка. А накануне показа в Instagram бренда даже появилось несколько видео, на которых приглашенный таролог делала расклад для креативного директора Dior и работников ее ателье.

Приглашенный таролог предсказывает судьбу сотрудникам Dior

Эзотерические символы недавно начали появляются и в масс-маркете. Zara выпустила мужские футболки с арканами таро, H&M — худи с зодиакальными знаками. А интернет-магазин Etsy, где продают изделия ручной работы, «переполнен оккультными поделками: там каждая вторая вещичка с какой-нибудь луной или божеством. Сейчас все вдарились в эзотерику и магию, просто красивого и стильного уже недостаточно, всем хочется чего-то волшебного», — рассказывает таролог Виктория Штелльхорн.

Арт-рынок

Искусство вслед за модой тоже увлеклось эзотерикой. Основной проект на Венецианской биеннале 2013 года назывался «Энциклопедический дворец» и был посвящен всевозможным оккультным и спиритуалистическим практикам. Ключевым экспонатом выставки стала чтимая всеми эзотериками ХХ века «Красная книга» Карла Густава Юнга.

C тех пор ощущается постоянный поток выставок на оккультные темы. Одна из самых ярких — в 2019 после семилетнего перерыва в лондонской галерее современного искусства White Cube, где выставили новые работы Дэмиена Херста. Экспозиция называлась «Мандалы» и объединила серию картин, на которых были изображены ритуальные круги-калейдоскопы, использующиеся для медитации.

Немецкое книжное издательство Tashen, специализирующееся на книгах по искусству, переиздало колоду таро Сальвадора Дали 1984 года. Карты можно купить за £50. А на открытие новой галереи Pace в Нью-Йорке позвали шамана, который проводил церемонию какао, где приглашенные пили горький горячий шоколад с особыми энергетическими свойствами.

Колода таро Сальвадора Дали. В этой колоде Дали нарисовал себя в образе мага, а свою жена Галу — императрицы.
Колода таро Сальвадора Дали. В этой колоде Дали нарисовал себя в образе мага, а свою жена Галу — императрицы. (Фото: Taschen)

Эзотерика в России: не клиенты, а светлячки

Рынок эзотерики растет и в России. Согласно Google Trends, поисковые запросы по запросам натальная карта и таро достигли своего пика за последние 17 лет.

При этом по результатам опроса ВЦИОМ количество людей, которые бы верили, например, в астрологию, уменьшается: в 2015 году 33% респондентов ответили, что верят в гороскопы, а в 2019 — лишь 15%. Кроме того, стремительно выросла доля неопределившихся со своим отношением к астрологии: с 7% в 2015 году до 21% в 2019. К тому же в 2020 году сервис Rabota.ru провел исследование и выяснил, что четверть опрошенных (23%) верят во влияние знаков зодиака на характер человека и считают, что конфликты с коллегами на работе можно объяснить с помощью астрологии.

В России пока нет больших игроков, но некоторые компании все же начинают заходить на рынок приложений. В 2020 году «Газпром-медиа развлекательное телевидение» выпустило Astrid. Приложение составляет персональный гороскоп и присылает на его основе советы на каждый день. Например, Меркурий во Льве означает, что «нужно отдохнуть от внимания родных и друзей. Возможно, вы решите побывать на природе, привести в порядок свои мысли». Astrid было создано для того, чтобы прощупать рынок, его создатели пока не придумали схему монетизации.

Интерфейс приложения Astrid
Интерфейс приложения Astrid (Фото: РБК)

Рынок эзотерики в России сильно раздроблен и поделен между предпринимателями, которые в основном работают через Instagram. Если открыть приложение, то по тегу #таро можно обнаружить 2,7 млн публикаций, #астрология — 2,1 млн, а #нумерология — 946 тыс. «Социальные сети, и в частности Instagram, помогают найти клиентов. Все работает честно, как на рынке: ты напрямую общаешься с заинтересованной аудиторией, рассказываешь людям о себе, нравишься им, они остаются в твоем блоге и рано или поздно покупают услугу или продукт», — объясняет Алена Ушакова, преподаватель сакральной геометрии, обучающая рисовать мандалы и работать с геометрическими символами.

Сегодня средняя цена на консультацию астролога начинается от ₽500 и достигает ₽10 тыс. Астролог Ксения Макеева начала заниматься эзотерикой всего полтора года назад и только недавно стала на этом зарабатывать. «Вначале я практиковала бесплатно, потому что надо было дождаться, когда люди сами предложат что-то в качестве обратной связи, — рассказывает Ксения. — Меня приглашали на кофе, носили шоколадки, а в какой-то момент одна девочка написала, что хотела бы оплатить мой труд. Я по дурости отказалась, но со следующих клиентов начала брать по 500 рублей, а потом буквально за пару месяцев стоимость консультаций выросла до 3 тыс. Я пока не претендую на большее, думаю, все должно происходить естественным путем: когда я почувствую, что готова отдавать больше, то повышу цену. Через год мне хотелось бы подняться до 10 тыс. рублей».

У Ксении большинство клиентов или, как она их называет, «светлячков» («клиент — слишком некорректно, а светлячок — что-то милое, доброе, просто надо вытащить это наружу») — женщины от 30 лет, которые успели развестись. Иногда появляются и мужчины, но реже. «В основном приходят люди-потеряшки: они делали что-то всю жизнь, потом — неудачный брак, разочарование в работе, и теперь они понимают, что что-то пошло не так. Они не ждут, когда все наладится, у них есть четкое намерение что-то изменить».

Есть и премиальный сегмент: например, маг и таролог Вера Новицкая берет за одну полуторачасовую консультацию $3 тыс. Как указано на сайте, за сессию она успевает разобрать два-три вида раскладов и ответить на все волнующие клиента вопросы. При этом дешевле будет купить ее онлайн-курс по таро за $2,4 тыс.

Через обучение к звездам

В 2020 году в РУДН на один день появился «Курс по натальной астрологии», его закрыли через несколько часов после открытия. Оказалось, программу решили сделать после того, как проанализировали поисковые запросы пользователей в интернете, а сама «астрология никогда не являлась и не является ни отдельным направлением подготовки, ни тем более — научным направлением РУДН», — объяснил ректор университета.

В России есть несколько крупных школ астрологии: Астрологический институт Павла Глобы, Академия астрологии Левина, Санкт-Петербургская астрологическая академия Шестопалова. Все они существуют около тридцати лет и по своей структуре больше похожи на университеты или курсы послевузовского образования. Учеников здесь называют студентами, есть несколько форм обучения: очная, дистанционная и заочная. А учиться, например, в Академии астрологии Левина придется, как и в институте, четыре года. Цена за семестр — ₽28 тыс.

Таролог Виктория Штелльхорн объясняет, что «в России нет своего Хогвартса, нет университета для эзотериков, приходится учиться у отдельных мастеров, которые на своей шкуре тыкались-мыкались и что-то нащупали. А большие школы нужны. Например, можно знать таро, но не знать, как себя подавать, как строить ценообразование, как работать с клиентами и не нарушать их границы. У психологов, у священников есть свои кодексы, и эзотерикам они тоже требуются».

Но многие увлекающиеся эзотерикой специально избегают больших школ, ищут своих преподавателей. «Я долгое время искала учителя, который меня зацепит. Переслушала много вводных занятий в различных школах, но не откликалось как-то и порой даже совсем не понимала, о чем тот или иной преподаватель говорит. А когда попала к Дриаде, то сразу же произошло «сцепление», — пишет Камилла после прохождения курса Таро в школе «Врата Изиды».

Если не принимать во внимание личное отношение к вопросу и отсутствие научной доказательной базы, оккультные символы — это новый тренд и часть нашей повседневности. Таролог Виктория Штелльхорн так размышляет о будущем: «Эзотерика становится все доступнее. И я думаю, вскоре она станет такой же рутиной как зажигание свечей по вечерам или же покупка нового растения. Конечно, таро или астрология не нужны будет всем, но люди точно перестанут ощущать, что это нечто странное».

Обновлено 20.08.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть