Что происходит
- Первый заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров выступил с предложением запустить в качестве эксперимента специальные женские вагоны в метро с целью защитить женщин от домогательств в общественном транспорте. Письмо с данным предложением было направлено министру транспорта России Виталию Савельеву.
- По мнению Петрова, лишь небольшая часть мужчин занимается харассментом в общественном транспорте, однако многие девушки испытывают страх столкнуться с подобным опытом.
- Автор письма отметил, что создание отдельных вагонов помогло бы создать безопасную среду, свободную от сексуальных или иных нежелательных домогательств.
- Предполагается, что такими вагонами также с радостью будут пользоваться беременные женщины и женщины с маленькими детьми.
- Подобная инициатива уже была представлена в Совете Федерации в 2015 году, однако она так и не была воплощена в жизнь. А в 2020 году активисты из Казани вновь подняли этот вопрос в связи с угрозой распространения COVID-19.
Что это значит
Практика разделения общественного транспорта на «общий» и «женский» на данный момент применяется в разных странах мира. Например, в Японии специальные вагоны метро для женщин запустили в 2000 году, — по данным социального опроса, больше половины женского населения крупных городов сталкивались с домогательствами в общественном транспорте. Стоит отметить, что японские девушки поддерживают данную инициативу, — около 70% жительниц Токио положительно оценивают такое разделение. Женские вагоны также можно встретить в Иране, Индии, ОАЭ и других странах.
Несмотря на то, что подобная практика преследует исключительно благие намерения, не всем она приходится по душе. Основной аргумент критиков — дискриминация по половому признаку. Кроме того, создание «безопасных» вагонов не решает проблему харассмента, а лишь ослабляет его проявления.
В 2016 году фонд FIA опубликовал отчет, посвященный изучению различных политических подходов к обеспечению безопасности женщин в общественном транспорте. Его авторы пришли к выводу, что разделение пространства «не решает основную проблему, заключающуюся в неприемлемом поведении», и «подтверждает, что женщинам нельзя позволять свободно передвигаться и им нужно уделять особое внимание».
Безусловно, возможность воспользоваться общественным транспортом без страха оказаться жертвой нежелательных домогательств — бесценна, однако разделение вагонов на «общие» и «женские» кажется радикальным и не совсем логичным решением проблемы.
«Если продолжать логически, то с теми же целями стоит делать отдельные женские дома, кварталы, улицы, города. Как это было в далеком прошлом, делить учебные заведения всех уровней на женские и мужские и тому подобное», — прокомментировала инициативу первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова.