Об эксперте: Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель инвестиционной компании A.Partners, венчурный партнер Skolkovo Ventures.
С точки зрения цифровизации государственных услуг Россия точно не является отстающей — сейчас наша страна занимает 32 место по показателю индекса электронных государств EGDI от ООН и входит в число стран-лидеров. Однако вызовы случившейся пандемии показали необходимость массовой цифровизации взаимодействия государства и граждан, оцифровки сфер здравоохранения, государственной безопасности, транспорта, логистики, налогообложения, отношений с бизнесом.
ГосТех на Западе
ГосТех подразумевает разработку технологических решений для разных направлений: такие проекты могут взять на себя модернизацию оказания государственных услуг, сделать госуправление более эффективным, сократить технологическое отставание государства от других сфер жизни.
Решения классического определения ГосТех разделяются на два направления:
- для эффективного оказания государственных услуг гражданам (решения для внешних пользователей — конечных потребителей);
- для улучшения управления и взаимодействия государственных механизмов между собой (процессы внутри государственной «машины»).
Правительства многих стран активизировались как заказчики подобных технологий, сделав сферу ГосТех одной из самых прибыльных на горизонте трех-пяти лет.
Согласно отчету Accenture, мировой рынок ГосТех уже в 2018 году оценивался в $400 млрд, а до 2025 может достигнуть $1 трлн.
На зарубежных рынках ГосТех-стартапы появляются ежегодно, и уже есть ряд кейсов, когда частные компании успешно развиваются на венчурные деньги и становятся поставщиками технологических решений для государства.
Расходы на такие решения только в Европе составляют €22 млрд. США также активно инвестируют в ГосТех. Американское правительство запустило федеральную программу цифровой трансформации, в рамках которой было выделено $500 млн в 2018–2019 годах.
Сегменты ГосТех аналитики объединяют в условные четыре группы:
- электронное правительство и электронные госуслуги;
- «умный» город;
- безопасность граждан;
- государственное управление.
Драйверы рынка ГосТех в России
В России стоит определять этот рынок через призму заказчиков, формирующих спрос на ГосТех+ решения. Категорий заказчиков можно выделить три:
- Органы власти и управления.
- Государственные социальные институты (здравоохранение, образование, и так далее).
- Корпоративный государственный заказчик (госкорпорации или корпорации с государственным участием).
Что касается первых двух групп заказчиков, вопросы цифровизации государства призван решить национальный проект «Цифровая экономика» до 2024 года, на который был выделен бюджет в ₽1,8 трлн.
Cпрос на решения ГосТех в России подтверждается и планами на цифровизацию различных ведомств: МВД попросило ₽55 млрд, ФСИН — ₽25 млрд, а Росгвардия — ₽10,8 млрд в 2021–2023 году. Например, ₽6,7 млрд Росгвардия планирует потратить на поддержку существующей инфраструктуры и запуск новых сервисов (например, на перевод государственных услуг в электронный вид, подключение 50% росгвардейцев к электронному документообороту).
В случае с государственными корпорациями и компаниями с госучастием почвой развития ГосТеха+ является курс на импортозамещение. Государственные компании уже переходят на отечественное ПО. Например, «Росатом» готов потратить на российские ОС и их поддержку ₽820,2 млн. Корпорация планирует перейти на ОС Astra Linux. Пенсионный фонд тоже решил адаптировать модуль, связанный с электронными подписями и шифрованием, под работу с отечественными ОС Astra Linux.
В начале 2021 года Минцифры опубликовало новый проект указа о переходе объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования. Внедрить российское ПО необходимо до 1 января 2023 года, оборудование — до 1 января 2024-го.
Необходимость создания отечественных платформ в разных сегментах может быть обоснована ростом санкций (например, Microsoft не продлил лицензии на закупку ПО для МГТУ им. Баумана) и требованиями обработки данных на серверах, находящихся на территории РФ. Из-за этих требований, например, такие сервисы для видеоконференцсвязи как Zoom и Google, могут стать недоступны для использования российскими госкомпаниями, что толкает государство стать заказчиком собственных систем ВКС. Ростелеком и Mail.ru уже объявили о запуске сервиса видеосвязи для школьников для внедрения его в российских школах.
Государство все чаще выступает заказчиком ИТ-решений. Так, компания «КСОР» внедрила автоматизированную систему бесконтактного мониторинга состояния водителя на основе компьютерного зрения для ГУП «Мосгортранс», что помогло снизить аварийность на общественном транспорте города Москвы на 26%.
РЖД, в которой работает около 500 информационных систем, внедрила роботизированные решения платформы RPA ROBIN. По итогам 2020 года в компании было внедрено в эксплуатацию более 1000 таких решений, с их помощью автоматизировано свыше 980 операций. По итогам 2020 года роботы обработали 500 тыс. обращений пользователей информационных систем РЖД.
Для кого открыты двери
В России отрасль ГосТех скорее развивается по «закрытому сценарию», когда необходимые технологические решения по заказу государства и органов самоуправления разрабатывают крупные ИТ-компании, вендоры внутри правительства на эксклюзивных условиях.
На данный момент рынок основан на коллаборации властей с крупными технологическими компаниями, такими как «Яндекс», Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского». Рынок будет расти, но большую часть бюджетов, выделенных на цифровизацию, освоят крупнейшие ИТ-вендоры: производители отечественного ПО уже увеличили свои продажи вчетверо в 2020 году.
Стартапам пока что не на что рассчитывать, потому что зайти в большой государственный заказ по разработке той или иной платформы практически невозможно.
Например, «Сбербанк» выиграл тендер Минцифры на создание единой государственной цифровой платформы «ГосТех» (компания была единственным участником конкурса, «Ростелеком» и «Почта России» отказались). Платформа должна стать единой средой для всех ИС от разных вендоров.
Если небольшой компании и удастся прикоснуться к такому заказу, то только если она будет частью какой-то большой системы такого проекта. Каждый такой комплексный проект по заказу большой государственной кросс-платформы состоит из многих компонентов, которые могут быть реализованы стартапами, имеющими на текущий момент самое продвинутое решение.
Условия роста рынка в России
Рынок ГосТех+ в России раскроет свой потенциал при соблюдении нескольких условий:
- Предложение новых технологий от стартапов
Разработку частей больших проектов могут точечно реализовать частные технологические компании и команды стартапов, но их продуктом должна быть новая сильная технология. Оплата штрафов, запись в МФЦ, создание приложений — это не самые сложные части таких проектов. Не решены еще такие масштабные задачи как идентификация пользователей, безопасность личных данных, синхронизация информационных баз, хранение данных и их резервное копирование. Стартапам стоит ориентироваться на разработку технологических решений, встраиваемых в большие системы, учитывая необходимость обработки, анализа данных, прогнозирования в масштабе страны, чтобы получить возможность стать лидером национального рынка и получить самых больших заказчиков в России.
- Увеличение скорости и гибкости
Рынок ГосТех+ всегда характеризуется небольшим числом клиентов и очень долгим циклом продаж. Сложно внедрить передовое решение, если только на процесс согласования уходят месяцы работы бюрократической машины.
- Реализация инструмента M&A вендорами
Позитивный сценарий развития рынка для государственных заказчиков и поставщиков в лице ИТ-гигантов, а также для отечественных стартапов и их инвесторов — это поиск точки пересечения интересов. Ответом на этот вызов является использование M&A — покупки крупными компаниями технологических стартапов. «Сбербанк», Mail.ru и другие корпорации уже несколько лет реализуют стратегию слияний и поглощений, что положительно сказывается на развитии рынка инновационного предпринимательства в России. Через работу с вендорами технологические стартапы смогут получить клиентов в лице государственных заказчиков и предложить лучшие решения для цифровизации всех услуг, которыми мы пользуемся ежедневно.
- Реализация курса на импортозамещение
Переход к такой политике — это, с одной стороны, возможность для отечественных компаний предложить свои решения для государственных и корпоративных задач большого масштаба. С другой стороны, это риск, что курс в дальнейшем может смениться. Я бы рассматривал текущую ситуацию как шанс не стать отстающими и догоняющими, а выйти на передовую и сделать решения лучше существующих.