Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как компьютерное зрение в машинах и поездах помогает предотвращать ДТП

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

Предпосылки и мотивация

Какая основная причина дорожно-транспортных происшествий? По данным исследований, на техническую неисправность приходится всего лишь 6% ДТП, а 94% аварий происходят по вине человека. Из них 70% вызваны тем, что водитель по какой-либо причине отвлекся.

До недавнего времени автопроизводители определяли уровень усталости и невнимательности водителя по косвенным признакам: как часто и насколько резко он поворачивает руль, удерживает ли полосу движения, сколько времени находится за рулем. Такой метод хорошо работал для длительных поездок по автостраде, но оказался неприменим в условиях городского трафика.

В 2007 году Lexus одним из первых решил использовать видеомониторинг, чтобы определить момент, когда водитель отвлекся или начал засыпать за рулем, и предупредить его о необходимости отдыха. Идею подхватили другие автопроизводители: Cadillac, Mercedes, BMW, Citroen, Nissan. Правда, на данный момент такой функционал внедрен лишь в люксовые модели или ограниченные экспериментальные серии автомобилей.

Для общественного транспорта безопасность пассажиров — одна из приоритетных задач. Условия работы водителей связаны с высокими нагрузками: длительные смены, интенсивное движение, непредвиденные ситуации на дороге и поломки. Усталость и потеря внимания в этом случае неизбежны. Чтобы защитить водителей, пассажиров и технику, в ГУП «Мосгортранс» решили использовать видеомониторинг «Антисон» для определения состояния человека за рулем. Решение разработала группа компаний «КСОР».

Решение

Система, используемая на автобусах ГУП «Мосгортранс», состоит из нескольких компонентов:

  • направленная на водителя камера с предустановленной нейросетью. Она обучена определять момент засыпания и обнаруживать «отвлекающие» предметы в кадре (сигарета, мобильный телефон). Вычисления происходят прямо на устройстве, работа не зависит от наличия связи с сервером. Это важно, если водитель заехал в тоннель или покинул зону покрытия мобильного оператора;
  • системный блок. Он содержит необходимые модули для связи и передачи событий на сервер (диспетчеру в центр мониторинга), карты для автономного хранения записей, телеметрии и геолокации. Сюда же могут быть подключены дополнительные камеры, например, для мониторинга пассажиропотока, или камера фронтального вида для помощи водителю (ADAS);
  • центр мониторинга — диспетчерский центр и информационная платформа. Сюда поступает оперативная информация о всех инцидентах, там же агрегируется статистика, на основе которой можно создавать индивидуальные риск-профили водителей.

Чтобы система могла определять состояние водителей, команде проекта «Антисон» пришлось самостоятельно доработать алгоритм нейросети, собрать и подготовить подходящий датасет из нескольких десятков миллионов изображений и обучить алгоритм по нужным параметрам.

Реализация

Внедрение системы «Антисон» на наземном общественном транспорте началось с декабря 2019 года. В течение первых трех месяцев было оборудовано 95% всего подвижного состава (более 7 тыс. единиц техники: автобусы, трамваи, электробусы).

  • За первые полгода системой обработано 9 562 456 часов видеопотока.
  • Диспетчерам при этом потребовалось отсмотреть всего 413 часов видеоданных, чтобы валидировать инциденты.
  • Выявлено и предотвращено несколько десятков инцидентов.

В ГУП «Мосгортранс» разработан регламент действий при обнаружении инцидента, по каждому проводится анализ и дополнительный инструктаж с водителем.

Результаты

На текущий момент количество инцидентов снижено на 26%. В качестве профилактики водителям предлагают перестроить график и режим работы, для них выделяют время отдыха и дополнительные отпуска.

Планы и перспективы

Проблема усталости водителей актуальна для любой компании, так или иначе работающей с перевозками. В коммерческом секторе ущерб от ДТП измеряется миллиардами рублей и включает не только ремонт техники (или списание не подлежащей восстановлению), но и недополученную прибыль в результате невыполненных контрактов, простоя машин, а также урон репутации.

В планах группы компаний «КСОР» — обеспечить сервисом мониторинга состояния водителя максимальное число государственных и коммерческих предприятий.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 11.01.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть